На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
     

Работа классного руководителя по воспитанию культуры толерантности в начальной школе

Светлана Вячеславовна Бобинова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска,
финалист I городского конкурса
«Классный руководитель года»

     В современной ситуации роста миграционных процессов многие школы г. Новосибирска становятся многонациональными и, по прогнозам ученых, полиэтничность будет расти.

     Гимназия № 13 Центрального района г. Новосибирска с начала ее организации сталкивается с проблемами этнокультурного воспитания учащихся, т.к. расположена около частного сектора, который в первую очередь затрагивают миграционные процессы. Поэтому концепция гимназии определяет миссию школы: воспитание социальной компетентности учащихся и как одно из ее составляющих – поликультурную компетенцию.

     В начальной школе гимназии в каждой параллели каждый год набирается 3 класса. В 2002 году я набрала класс, в котором было 60% детей разных национальностей. Передо мной стала проблема: дети не понимали друг друга, часто возникали конфликтные ситуации.

     Необходимо подчеркнуть, что развитие ребенка происходит в процессе проживания (по Бедерхановой В.П.), то есть погружения его в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, взрослыми, природой, искусством при непосредственном включении в разнообразной деятельностное поле.

     Я выделила для себя главное: развитие духовного потенциала ребенка, его творческих способностей напрямую зависит от создания атмосферы толерантности в классе.

     Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: родители + дети + учитель.

     Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка – школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

     Именно на первом этапе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы.

     Начали организации семейных вечеров в классе: на первых порах робких, но все же таких, где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывалось желание «отдать, а не взять», подарить людям радость.

     Это «Давайте познакомимся».

     Каждая семья представляет себя: членов своей семьи, фотографии, поют свои любимые национальные песни, читают стихи на своем родном языке, готовят национальные блюда, рассказывают о своих семейных, национальных традициях.

     Вот мы уже все вместе организуем большой праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», где дети в национальных костюмах рассказывают стихи, поют песни, каждый о своей стране, танцуют национальные танцы, угощают всех гостей национальными блюдами, которые они испекли вместе с родителями.

     На каждом вечере, на каждом празднике щелкают фотоаппараты, и вот огромная фотогазета.

     В результате мной была разработана педагогическая технология по воспитанию культуры толерантности детей младшего школьного возраста, которая состоит из следующих этапов (каждый учебный год):
     – 1 этап – провести диагностику с целью выявления проблемных точек;
     – 2 этап – проводить уроки толерантнои;
     – 3 этап – проводить культурно-досуговые мероприятия во внеурочной деятельности по формуле: родители + дети + учитель;
     – 4 этап – провести диагностику результатов актуализации толерантности в классе.

     Необходимо было подобрать материалы для проведения уроков, организовать банк диагностических методик для проведения педагогического исследования. Результатом проведенного исследования стала программа «Мы разные – мы дружим».

     В программе обобщен опыт организации внеурочной деятельности по воспитанию культуры толерантности в начальной школе гимназии № 13.

     Цель – воспитание культуры толерантности у учащихся младшего школьного возраста.

     Задачи:
     1. Ознакомить детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей: каждый человек – уникальная личность.
     2. Создать условия для реализации принципа взаимодополняемости как основной черты различий (различие каждого, как дополнение другого).
     3. Создать условия для реализации принципа взаимозависимости как основы совместных действий (совместное решение проблем, совместная деятельность, сотрудничество).
     4. Создать условия для формирования навыков толерантных отношений.

     Проблема воспитания толерантности должна решаться комплексно. В программу каждого года входят следующие организационно-педагогические формы: психолого-педагогические тренинги (сентябрь-декабрь), тематические классные часы, коллективно-творческие дела, конкурсы, заседания родительского клуба (январь, май).

     Диагностика проводится три раза в год (в начале, середине и в конце учебного года) совместно со школьным психологом.

     Ожидаемый результат:
     – ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
     – ребенок, противостоящий интолерантным отношениям;
     – социально адаптированный ребенок.

     Программа была апробирована в начальной школе гимназии № 13. По решению педагогического совета в 2005 году программа была издана в сборнике: «Мы разные – мы дружим» (Учимся толерантности.).

     Полученные результаты доказали успешность моей программы, и как следствие, появилась необходимость в создании программы для основной школы по воспитанию толерантности «Я – МЫ».

     В содержании программы учитывается преемственность: начальная школа – основное образование.

     Результатом актуальности данной темы можно считать открытие городской экспериментальной площадки по теме «Психолого-педагогические условия воспитания толерантности как основы социальной компетентности выпускника гимназии № 13».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru