Право на особую любовь (психолого-педагогическое сопровождение детей, требующих повышенного внимания)
|
Анна Николаевна Григорьева,
заместитель директора по воспитательной работе
МОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ;
Ольга Анатольевна Крапивина,
психолог МОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ;
Валерия Анатольевна Иванченко,
психолог МОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ
|
Современные люди, находясь в условиях высокого и стабильного напряжения и регулярных изменений в большинстве значимых сфер деятельности, вынуждены постоянно адаптироваться. Фокус личностной направленности сместился в сторону материальных благ. Такой перекос в мировоззрении общества привел к печальным последствиям: снижение планки нравственных норм, кризис семьи, рост преступности, увеличение числа людей, снимающих стресс через увлечение разного рода зависимостями. Наиболее уязвимы в современном обществе дети и подростки. Большинство родителей озабочено проблемой заработка денег, и на духовное формирование и развитие собственного потомства не остается ни сил, ни времени.
Как могут родители и учителя помочь подростку в решении насущных проблем? Их главная задача попробовать взглянуть на мир глазами молодого поколения, попытаться понять «изнутри» поведение и чувства, которые его отличают. Всякое искреннее стремление сделать это сближает нас, несмотря на то, что мы все время остаемся самими собой и в состоянии получить лишь приблизительное представление о внутреннем мире другого человека.
Психолого-педагогическое сопровождение детей, требующих повышенного внимания, производится в нашей школе через групповую и индивидуальную психодиагностику обучающихся, беседы и консультации с классными руководителями, учителями-предметниками и родителями. Результаты диагностик частично предоставляются классным руководителям (в соответствии с нормами профессиональной этики психологов) в виде информационно-аналитической справки, даются обоснованные рекомендации по взаимодействию с классом в целом и с отдельными учащимися. В наиболее сложных случаях производятся индивидуальные и семейные психологические консультации школьников.
На основании проведенной работы педагогам среднего звена рекомендуется создавать психологически комфортные условия для таких учеников, когда им приходится отвечать у доски, рассказывать домашние задания, высказывать свое мнение. В эти моменты их следует внимательно слушать и поддерживать, избегать критики и насмешек. Важно проявлять искренний интерес к проблемам учеников, отвечать на их вопросы и с пониманием относиться к их эмоциональному состоянию.
Желательно устраивать мероприятия игрового характера, где будут задействованы как ученики, так и учителя, причем классному руководителю нужно обеспечивать вовлечение в процесс всех детей в подходящей им форме. Например, организовать постановку спектакля, где участвуют и ребята, и педагоги, каждый из которых занимается той частью, которая ему наиболее интересна: изготовление декораций, подбор музыки, печать текста, составление сценария, исполнение ролей и т.д. Варианты подобной деятельности: тематические конкурсы (исторические, языковые и т.д.), праздники, КВН. На первом этапе главное в этих мероприятиях – отсутствие оценок и поощрение активности.
Рекомендации классным руководителям по результатам социометрии:
Учебные лидеры – это те дети, которые, по мнению одноклассников, добросовестнее всех относятся к учебе. Именно к этим детям остальные могут обратиться с вопросом по учебе, и на них может рассчитывать учитель, когда ему требуется помощь.
Информативные лидеры – те ученики, которые обладают широким кругозором, выходящим за рамки учебника. Обычно такие лидеры более успешны в нескольких, особенно им интересных предметах, и могут своей увлеченностью «заражать» других детей.
Лидеры общения – те, с кем интереснее всего что-то обсуждать, с ними хотят дружить. Особенно это важно в подростковом возрасте, т.к. ведущая деятельность – общение. Такие лидеры умеют собирать вокруг себя компанию, они часто оказываются в центре внимания.
Лидеры, предпочитаемые в общении – те, кого большинство одноклассников хочет видеть у себя на дне рожденья, считать своими друзьями. Такие дети могут сплотить класс.
Отвергаемые лидеры – дети, которым одноклассники обязательно сделали бы замечания по наличию отрицательных черт характера. Чаще всего, это сильные личности, готовые вести за собой и нуждающиеся во внимании окружающих, но в данный момент не добившиеся признания в классе. Из-за этих детей могут возникать проблемы в классе, связанные с дисциплиной или межличностными конфликтами.
Основным направлением психолого-педагогической поддержки является помощь (классного руководителя, учителя-предметника, психолога, родителей) в личностном развитии учащегося, направленная на формирование умения анализировать свои мысли и поступки, соотносить запросы и возможности, самосовершенствование и самореализацию.
Все эти меры взаимодействия семьи, школы и самих подростков помогут им повысить самооценку, найти понимание и поддержку не на улице, а в школе и своей семье, что благоприятно скажется на их развитии.
Подводя итог вышесказанному, можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировке, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, чтобы потом долго и утомительно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослый осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения и адаптацию у своего подростка.
|