На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №14, декабрь 2007
Тема номера:
«Современное дошкольное образование Новосибирска: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Менеджмент в образовании 03
Из опыта работы 04
Глазами детей 05
Актуальное интервью 06
Информатизация образования 07
Школа здоровья 08
Музейный компас 09
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 10
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 11
Обзор педагогической прессы 12
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
     

Классный час

Материал подготовила Людмила Львовна Добролюбова,
учитель истории высшей квалификационной категории
МОУ гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска

     Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с обучающимися. Он (по возможности) включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме классного собрания, тематической лекции, круглого стола, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы (экскурсии, встречи с известными людьми и т.д.).

     Известные ученые считают:
     «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». В.П. Сазонов

     «Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру». Н.Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич
     «Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя». Л.И. Маленкова
     Классный час – « это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог». Г.Н. Сибирцова

     Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач.
     1. Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
     2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
     3. Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
     4. Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
     5. Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

     По мнению Н.Е. Щурковой и Н.С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

     Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, истории, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

     Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества» и т.д.

     Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

     Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: «Как стать счастливым?», «Кем быть?», «Каким быть?», «О мужественности и женственности» и т.д.

     Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему «Международный год ребенка» может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

     Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

     Тематика классных часов

     Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. К планированию целесообразно привлечь обучающихся и их родителей. Рекомендуется проводить организационные и тематические классные часы. Тематические классные часы могут посвящаться:

     1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.д.;
     2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
     3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;
     4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;
     5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
     6. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
     7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;
     8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т.д.).

     Основные компоненты классного часа
     Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.
     Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.
     Организационно-деятелъностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.
     Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

     Основные этапы организации классного часа:
     – определение темы классного часа;
     – выбор цели, содержания, формы;
     – определение даты и места проведения классного часа;
     – составление плана подготовки и проведения классного часа (генерирование идей);
     – формирование сообщества организаторов классного часа, главное: вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;
     – составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
     – проведение классного часа;
     – анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

     Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

     На классном часу дети рассаживаются так, как им хочется.

     Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20-30 минут, в 9-11 классах – более 1 часа. Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся, использовать здоровьесберегающие технологии.

     В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

     Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

     Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

     Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

     Залог успеха – учет возрастных особенностей детей, особенностей классного коллектива, уровня его развития.

     Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия детей с классным руководителем зависят не только от возраста обучающихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение должны включаться и школьники. Приобщая учеников к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений, способствует формированию активной жизненной позиции.

     Советы по организации классного часа
     1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.
     2. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
     3. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.

     Классный час – «час общения», «час классного руководителя» играет большую роль в жизни обучающихся!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru