На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Реализация программы «Одаренные дети». Из опыта работы МОУ гимназии № 1 г. Новосибирска

Людмила Константиновна Распопина,
зам. директора по учебно-воспитательной работе
МОУ гимназии № 1 Центрального района
г. Новосибирска, Заслуженный учитель РФ

     Концепция инновационного развития образования Новосибирской области поставила перед школой задачи соответствия результата ее деятельности потребностям общества и рынка труда, формирования у обучающихся «общих ценностей, принимаемых большинством, культуры, нравственных установок, способности быстро адаптироваться к современным социоэкономическим реалиям». Согласно Концепции, создание в субъекте Федерации интеллектуального, инфраструктурного, промышленного и информационного потенциалов является важнейшим условием ее успешного и устойчивого развития, выступает критерием качества жизни ее жителей.

     Важная роль в решении этой задачи отводится реализации программы «Одаренные дети», в рамках которой успешно работают многие инновационные образовательные учреждения нашего города и области. Среди них и МОУ гимназия № 1 Центрального района г. Новосибирска.

     Отличительными чертами нашего образовательного учреждения являются классический подход к базовому образованию, гуманитаризация воспитательного процесса, ориентация на развитие творческих способностей личности. За семьдесят лет работы, из них двадцать – в режиме эксперимента, в школе создано единое креативное пространство со всеми признаками системы.

     Деятельность гимназии определяется несколькими взаимопроникающими и взаимодополняющими целевыми долгосрочными программами, среди которых «Информатизация образовательного процесса», «Формирование информационной культуры личности», «Языковое образование гимназистов», «Раннее развитие детей 5-6 лет», «Здоровье» и др. Объединяющим началом для всех них является программа «Одаренные дети».

     Важным моментом в реализации программ является соблюдение принципов преемственности и интеграции.

     Развитие творческих способностей учеников гимназии осуществляется через:
     – дифференцированный подход к обучению;
     – внедрение в образовательный процесс развивающих методик и технологий;
     – использование учебно-методических комплексов развивающего характера;
     – создание широкой системы дополнительного образования и внеклассной деятельности учащихся.

     Дифференцированный подход к обучению (профильное, уровневое, личностно-ориентированное обучение) предполагает максимальную гибкость как в определении самого объекта информации, так и в требованиях уровневого владения этой информацией различными учащимися.

     Уровневая дифференциация как ведущий образовательный и развивающий принцип реализуется в процессе выбора не только заданий, но и уровней изучения одной темы, уровней самостоятельности поиска учащимися решения проблемы. Таким образом, принцип дифференциации лежит в основе выбора учителями развивающих программ, методик, технологий и обеспечивающих их учебно-методических комплексов.

     В начальных классах гимназии учебный процесс основывается на психолого-педагогической системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, образовательной программе «Школа 2100» и традиционной системе обучения с использованием учебно-методических комплектов «Гармония», «Школа России» и др. Учителя младшей школы являются сотрудниками лаборатории Гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили. На решение задачи творческого развития ребенка направлены реализуемая в 1-х классах система безотметочного обучения, активное использование учителями начальных классов технологии коллективного способа обучения В. Дьяченко и др.

     С первого класса наши ученики изучают английский или немецкий язык по выбору. С 5 класса – второй иностранный язык (английский, немецкий, французский). Для учеников 3-4-х классов в числе прочих ведется факультатив «Учимся с Intel». С 6 класса начинается обучение информатике и ИКТ.

     С целью пропедевтики профильного обучения в 8-9-х классах ведется профориентационная работа, включающая в себя информирование и анкетирование учащихся, индивидуальные и групповые консультации для учеников и их родителей, занятия факультативов и спецкурсов по профильным предметам (математика, физика, информатика, экономика, химия, биология, русский язык, литература, история, иностранные языки). В 9 классе начинается предпрофильная подготовка.

     В 10-11-х классах осуществляется углубленное изучение учащимися отдельных предметов в соответствии с избранным ими профилем:
     – медико-биологическим;
     – техническим;
     – гуманитарным;
     – экономическим;
     – физико-математическим.

     Учителями-предметниками в работе активно используются информационные технологии, технологии модульно-блочного, проблемного, проектного обучения, технология «диалога культур», в старших классах – лекционно-семинарско-зачетная система.

     С 2001 года на базе гимназии были открыты физико-математические классы Специализированного учебно-научного центра НГУ. В соответствии с договором обучение в 9-11-х классах, набранных приемной комиссией Центра, ведется по учебным планам и программам, утвержденным Ученым советом СУНЦ НГУ и научно-методическим советом гимназии. Выпускники этих классов по окончании гимназии могут быть зачислены в НГУ на правах учеников СУНЦ. В течение последних трех лет все выпускники физико-математических классов, выбравшие для дальнейшего обучения Новосибирский государственный университет, учатся в нем на бюджетной основе.

     Гимназия участвует в проекте по подготовке выпускников к сдаче экзамена для получения «Международного сертификата по немецкому языку II ступени» (DSD). Преподавание ведется высококвалифицированными учителями школы и носителями языка. Обладатели сертификата, кроме совершенствования языка до уровня С1 по Единому европейскому стандарту, при желании могут продолжить обучение в университетах Германии без предварительной сдачи экзамена по немецкому языку.

     С 2004 года гимназия является членом Программы Microsoft IT Academy. Условия и правила программы позволяют нашим педагогам проводить высококачественное обучение по самым современным и востребованным направлениям информационных технологий Microsoft с целью приобретения учащимися профессиональных знаний и навыков. По окончании курса старшеклассники проходят дистанционное тестирование в Центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана (г. Москва). За последние два года 35 десятиклассников ОУ, прошедших обучение в академии, получили сертификаты международного образца.

     Если говорить о системе дополнительного образования учеников гимназии в целом, то она включает в себя индивидуальные занятия с одаренными детьми, занятия с разновозрастными группами одаренных детей в форме погружения, предметные кружки, факультативы и элективные курсы, обучение гимназистов в заочных школах НГУ, МГУ и др.

     На раннем этапе занятия проводятся учителями начальных классов и учителями среднего звена. В основной и старшей школе, кроме учителей-предметников, работа ведется преподавателями вузов и НИИ. Мы активно сотрудничаем с НГУ, НГТУ, НГПУ, НГУЭиУ.

     Научно-исследовательская работа старшеклассников организована через систему 10 научных обществ на базе научно-методических кафедр гимназии, кафедр вузов и лабораторий научно-исследовательских институтов.

     В режиме информационно-методического центра работает библиотека гимназии. В сотрудничестве с учителями начальной школы и русского языка и литературы нашими библиотекарями создана система внеклассного чтения учащихся младшего и среднего звена. В 1-9-х классах ими ежегодно дается до 400 библиотечных уроков. Разработаны аннотированные и иллюстрированные списки внеклассного чтения детей. Ведется активная работа по распространению библиотечно-библиографических знаний, по модификации и созданию новых информационных ресурсов. В 2006-07 учебном году наша библиотека стала победителем Открытого фестиваля «Библиотеки для детей в информационном пространстве».

     Система дополнительного образования гимназии ориентирована на удовлетворение возрастных потребностей ребенка. Основной задачей на каждом этапе является создание условий для успешного саморазвития детей через их включение во все сферы социальной деятельности.

     Ежегодно, помимо всех этапов Всероссийской предметной олимпиады по линии Министерства образования и науки РФ, наши гимназисты принимают участие в более чем 50 интеллектуальных и творческих конкурсах различных уровней и направлений, среди которых Международный турнир городов по математике, Международная Жаутыковская олимпиада по математике и физике (Казахстан), Открытый региональный экономический фестиваль «Сибириада. Шаг в мечту», Всероссийская командная олимпиада школьников по информатике и программированию, Региональная олимпиада инновационных школ «Сибирские каникулы» и др.

     Важное место в системе дополнительного образования гимназистов занимает Центр развития личности. В Центр входят 7 спортивных секций и 58 студий, в них занято 86 % обучающихся. Работа осуществляется по трем направлениям:
     – художественно-эстетическому;
     – информационно-деловому;
     – спортивно-оздоровительному.

     Художественно-эстетическое направление включает в себя 28 театральных студий, ансамбль скрипачей, ансамбль домристов, студию фортепианных ансамблей, 4 вокально-хоровых студии, 3 хореографических ансамбля, 3 студии декоративно-прикладного творчества, ателье мод, изостудию, эколого-ботаническую студию.

     Информационно-деловое направление включает в себя клуб интеллектуальных игр «Магистр», политический клуб «Дебаты», клуб интернациональной дружбы, гимназическую газету «NewТОН».

     Спортивно-оздоровительное направление включает в себя клубы и секции по легкой атлетике, шахматам, волейболу, баскетболу, настольному теннису, плаванию, спортивному туризму.

     «Основная задача современной жизни: сочетать развитие техники с гуманизмом», – говорил академик Д.С. Лихачев. Помня об этом, мы уделяем большое внимание нравственному, патриотическому, экологическому воспитанию гимназистов. Наши старшеклассники с честью несут Вахту памяти у Монумента Славы, принимают участие в Международном экологическом форуме Всероссийского детского экологического движения «Зеленая планета». Традицией школы является ежегодное проведение фестивалей искусств и театрального творчества, Рождественского фестиваля на иностранных языках, школьной спартакиады, туристического слета и др.

     В конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда в нашей стране открывались первые гимназии и лицеи, перед ними была поставлена задача активного участия в процессе формирования интеллектуального потенциала страны, становления и развития высших потребностей личности, гражданского и духовного возрождения общества. Решая эту задачу, преподаватели нашей гимназии являются инициаторами и организаторами многих творческих мероприятий, которые мы проводим совместно с отделом образования администрации Центрального района, Центральным филиалом ГЦРО, Главным управлением образования мэрии г. Новосибирска, Департаментом образования Новосибирской области, НИПКиПРО. Это олимпиады по отдельным предметам для учащихся начального и среднего звена, районные литературные праздники, районный и городской конкурсы «Полиглот», Школа Пифагора, областные конкурсы иностранной песни и др. С 2005 года на базе гимназии работает городская экспериментальная площадка по теме «Отработка модели проведения городской межпредметной олимпиады «Золотая середина». Олимпиада проводится для учащихся 6-8-х классов по гуманитарному и естественнонаучному направлению и для учащихся 5-7-х классов по программированию в среде Лого.

     Объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования составляет единое образовательное пространство гимназии, в котором наш ученик развивается, обучается и самореализуется на протяжении всех лет учебы.

     За время работы школы в статусе гимназии (с 1996 года) 76 наших выпускников были награждены золотыми и 132 – серебряными медалями. Средний показатель качества выполнения одиннадцатиклассниками ЕГЭ по русскому языку составляет 4,5 балла, по математике – 4,8 балла, а в физико-математических классах – 5 баллов.

     Ежегодно 98-100% выпускников гимназии успешно поступают в высшие учебные заведения города и страны. Так, в 2005-07 гг. 129 выпускников гимназии поступили в НГУ, 54 – в НГУЭиУ, 92 – в НГТУ, более 10 – в Высшую Школу Экономики и МГИМО, 13 – в МГУ.

     За последние два года 20 учеников гимназии стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников, 22 ученика получили Грант Президента РФ.

     В 2006 году на Международном фестивале-конкурсе детского творчества «Солнце, радость, красота» (Болгария) наши вокалисты были награждены 2 золотыми медалями и 21 дипломом.

     В 2007 году сборная гимназии по шахматам в очередной раз стала победителем первенства Сибири на приз клуба «Белая ладья».

     Об успешности реализации программы «Одаренные дети» свидетельствуют и результаты мониторинга, осуществляемого сотрудниками школьной психолого-педагогической службы. Согласно его данным, для большинства выпускников гимназии характерны качества, способствующие их дальнейшей успешной социализации:
     – гуманное отношение к людям;
     – чувство собственного достоинства;
     – развитый интеллект;
     – эстетический вкус;
     – культура умственного труда;
     – творческий потенциал;
     – потребность и способность к постоянному саморазвитию и самовыражению в различных сферах и видах деятельности;
     – способность успешно взаимодействовать с социумом при сохранении своей внутренней целостности.

     Общеизвестно, что человека будущего может воспитать только прогрессивно мыслящий, высокопрофессиональный учитель.

     Сегодня в гимназии работают 73 учителя высшей квалификационной категории. Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» имеют 6 педагогов, значком «Отличник народного просвещения» награждены 19, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» – 6 человек. В течение двух последних лет 9 наших преподавателей стали победителями конкурса «Лучшие учителя России», проводимого в рамках национального проекта «Образование».

     В 2005-06 учебном году гимназия стала одним из победителей национального конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и получила Грант Президента РФ на дальнейшее развитие.

     Атмосфера творчества, позволяющая нашим учителям и ученикам проявить себя в полной мере, в немалой степени является результатом реализуемой в гимназии управленческой модели. Тип руководства гимназией строится по линейно-функциональному и целевому принципам на мотивационной основе и предполагает активизацию творческой инициативы участников образовательного процесса, их ориентацию на самостоятельное продвижение к цели.

     Важное место в системе работы школы отводится общественному самоуправлению. Это Совет гимназии, общешкольный родительский комитет и попечительский совет. Функции организационного и финансового взаимодействия с администрацией школы осуществляет некоммерческая организация «Фонд содействия и поддержки гимназии № 1 г. Новосибирска». Среди проблем, решаемых этими органами управления: организационно-стратегическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация работы службы безопасности гимназии, профориентационная работа с учащимися 8-11-х классов, помощь детям-сиротам, поддержка одарённых детей, самодеятельных творческих коллективов, прикладных студий, спортивных команд и др.

     Однако создание системы работы по развитию творческих способностей личности в отдельно взятом образовательном учреждении, а также в городе и области в целом не исключает наличия связанных с темой серьезных проблем. Самые важные из них год назад уже были названы одним из авторов этой статьи при выступлении на собрании представителей трудовых коллективов и общественности Новосибирской области по обсуждению итогов работы в 2006 году и задачам на 2007 год.

     Это разный уровень качества подготовки выпускников образовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местности, неполное обеспечение вариативности и реального выбора образовательных программ и услуг в условиях малых городов и малочисленных населенных пунктов нашей области, не позволяющее потенциально одаренным детям получить достаточно качественное образование. Это отсутствие во многих образовательных учреждениях штата высококвалифицированных психологов, имеющих навык и инструментарий работы по проблеме детской одаренности.

     Собранием представителей научно-образовательного комплекса Новосибирской области в 2006 году было принято решение о создании Cовета по поддержке талантливой молодежи. В дополнение к нему Ассоциация гимназий и лицеев выступила с предложением создать при совете центр, в функции которого было бы включено формирование банка данных об одаренных детях и юношестве, разработка и осуществление комплекса мероприятий по их психолого-педагогической и социальной поддержке, организация их интеллектуальной, творческой и досуговой деятельности. Кроме того, мы предложили администрации области рассмотреть вопрос о возможности открытия в Новосибирске интерната для одаренных детей из сельских школ и при условии положительного решения вопроса о проживании и материальном обеспечении этих детей готовы взять на себя ответственность за их обучение, развитие и подготовку к поступлению в вузы.

     Важным направлением в реализации приоритетного национального проекта «Образование» является создание условий для творческого труда учителя. В нашем городе и области активно ведется работа по внедрению новых экономических механизмов, направленных на повышение эффективности деятельности образовательных учреждений. Однако вызывает тревогу и тот факт, что в процессе перехода на новую систему оплаты труда отдельные образовательные учреждения города идут по пути сокращения количества часов, отведенных на дополнительное образование. А это неизбежно повлечет за собой снижение качества работы по развитию творческих способностей учащихся.

     Продолжая тему, необходимо отметить, что денежных субсидий требует организация разветвленной сети олимпиад и творческих конкурсов на месте, а также предоставление одаренным детям возможности участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня за пределами города и области. Ведь это способствует не только выявлению и развитию юных талантов, но и консолидирует молодые творческие силы региона и страны.

     И конечно, финансирования требует развитие материально-технической базы образовательных учреждений. Будущее науки и техники немыслимо без формирования у сегодняшних выпускников культуры эксперимента.

     Сегодня образование стало социальным процессом, в него вовлечена широкая общественность. Большую помощь в решении вопросов финансирования нам оказывают попечительские советы и фонды поддержки, лучшие из которых выполняют не только финансово-хозяйственные, но и наблюдательно-рекомендательные и организационные функции. Кроме того, в городе и в области есть люди, активно помогающие образованию и готовые вкладывать в него деньги. Поэтому ассоциация гимназий и лицеев Новосибирской области ходатайствовала перед Областным советом о внесении в Государственную Думу предложения о рассмотрении вопроса льготного налогообложения руководителей учреждений, оказывающих спонсорскую помощь образованию, в том числе и в рамках реализации программы «Одаренные дети».

     И последняя, очень важная проблема, стоящая сегодня перед современным обществом. Агрессия и насилие пытаются править миром. Благодаря средствам массовой информации они стали устойчивой составляющей нашей жизни. Мы живем во время гротескного плюрализма, приведшего к размыванию духовно-нравственных ориентиров. Противопоставлением может быть только консолидация всех сил, стоящих на стороне добра.

     В нашем городе и области успешно реализуются программы духовно-нравственного, семейного, военно-патриотического воспитания молодежи, ежегодно проводятся Рождественские чтения, фестивали искусств и театрального творчества, работают выдающиеся деятели науки и культуры, выполняют свою духовную миссию религиозные подвижники. Только совместными усилиями мы можем решить задачи формирования у старшеклассников понимания роли семьи в жизни общества, обращения их к истокам духовной культуры, возвращения в детские руки хорошей книги, целомудренного, бережного отношения к классике на театральной сцене, контроля за тем, какая система ценностей формируется у подрастающего поколения, восстановления авторитета школьных, детских и юношеских библиотек, развития сети школ искусств и досуговых центров и многие другие. И тогда, как было сказано в выступлении первого заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на V Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2007 года, «Россия будет страной, в которой граждане гордятся не только ее великим прошлым, но и ее настоящим. Считают нашу страну лучшим местом для жизни в современном мире».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru