На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Технология работы с одарёнными детьми

Елена Григорьевна Загайнова,
учитель экономики высшей квалификационной категории,
зав. кафедрой общественных наук и экономики
МОУ экономического лицея
Центрального района г. Новосибирска

     В последние годы средние образовательные учреждения стали уделять особое внимание проблеме целостности развития всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к организации процесса обучения одарённых детей. Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура.

     Экономический лицей Центрального района Новосибирска – одно из образовательных учреждений города, которое всегда уделяло большое внимание работе с одаренными детьми, в частности, в предметной области «экономика». Подобная работа имеет свои, почти двадцатилетние традиции.

     Совместными усилиями преподавателей НИНХа (НГУЭУ) и администрации средней школы № 95 в 1989 году было получено разрешение на организацию финансово-экономической школы. Не было еще единой концепции, но было очень большое желание со стороны не только руководства, но и вузовских преподавателей и учителей работать в этом направлении и понимание необходимости что-то изменить в традиционном образовании с целью достижения лучших результатов. В то время не было таких понятий, как гимназия и лицей. Статус финансово-экономической школы позволил осуществлять набор ребят со всего города. Через средства массовой информации, выступая на педагогических конференциях и собраниях, организаторы приступили к поиску учеников, мотивированных на получение профильного образования, углубление знаний по экономике. Прием в экономические классы проходил на основе собеседования, в ходе которого уже на первичной стадии общения оказалось возможным выявить наиболее заинтересованных учащихся с перспективой работы с ними в исследовательском режиме.

     В учебный план были внесены некоторые изменения, позволившие заложить основы профильного образования, ориентированного на непрерывную подготовку в системе «Школа – вуз». Большую значимость приобрели факультативы и спецкурсы, в ходе преподавания которых сформировался союз учителей, стремившихся к инновационным изменениям в обучении, и преподавателей вуза, которые хотели и могли работать со школьниками.

     Этот сплав позволил достичь убедительных результатов. Пользуясь географической близостью, часть занятий проводилась на базе института, а часть непосредственно в школе. Уже первый выпуск финансово-экономической школы дал хорошие результаты. Отобранные, хорошо мотивированные старшеклассники увлечённо постигали науки. С ними проводились уникальные тренинги специалистами высшей школы. Впервые была проведена научно-практическая конференция учащихся по экономике, чего раньше не было. Со временем участниками НПК и олимпиад по экономике стали СОШ № 12, 10, 42 и другие школы города. Впоследствии финансово-экономическая школа приобрела статус экономического лицея. Последующие годы показали стабильно высокий результат проделанной работы, ежегодно 90 % учащихся, поступающих в НИНХ, становились его студентами. Одиннадцать человек, выпускников лицея, защитили кандидатские диссертации. Многие стали руководителями различных предприятий.

     Основываясь на сложившихся традициях, организация процесса обучения одаренных детей продолжается и развивается в экономическом лицее. Однако сегодня работа в этом направлении нацелена на то, чтобы выявлять одаренных школьников уже на второй ступени образования, а не ждать набора способных старшеклассников из других школ.

     В основной школе (5-8 классах) формируется общее научное представление об экономической науке, основанное на эмоциональном восприятии материала. Особенности формирования экономического мышления учащихся средних классов связаны с расширением границ изучаемых понятий, с выявлением их свойств, функций, факторов, экономических суждений. В этом возрасте учащиеся относятся к экономическим курсам как к органической части их современного общего образования.

     На этой ступени начинается выявление одаренных детей. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, необходимо предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Этот интерес можно поддерживать по-разному: это и элементы конференций на уроках, неделя экономики, экономические КВНы и викторины. Это позволяет выявить наиболее заинтересованных и способных детей, и уже к старшим классам мы имеем перспективу: с кем нам предстоит работать дальше, развивая их способности. Да и сами ребята имеют уже некоторое представление и интерес к дополнительной творческой работе.

     Большое значение для школьников второй ступени обучения является участие в различных конкурсах и экономических играх. К сожалению, таких мероприятий на городском уровне проводится немного, но даже этого бывает достаточно для поддержания устойчивого интереса к предмету. Одним из наиболее ярких и запоминающихся для лицеистов стал образовательный Интернет-проект «Научись защищать свои права!» (2002 г.). Ученики шестых и седьмых классов стали победителями сразу в трех номинациях.

     Экономический форум «Международный САММИТ», проводимый бизнес-школой «Медиа» в 2004 году, помог раскрыть всесторонние таланты юных экономистов из шестого класса.

     На следующий год там же проходил турнир «Семь шагов в мир экономики» для учащихся 2-4 классов. Команда четвероклассников уверенно победила в номинации «Рынок».

     Ежегодно проводится личностно-командное первенство Новосибирской области по основам экономики и права среди 8-11 классов (ЦОП СИГМА), где наши ученики показывают хорошие результаты.

     Работа с одаренными учащимися особенно видна в старшем звене. Реализуя свои склонности, интересы, способности через систему дополнительного образования, элективные курсы, старшеклассники демонстрируют свои достижения в выбранном направлении, участвуя в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектной деятельности. Сложилась целая система такой работы, основанная на специальных технологиях, разработанных учителями ОУ и преподавателями ведущих кафедр Новосибирского государственного университета экономики и управления. Освоение теоретического материала на высоком научном уровне дополняется практикумами и глубокой исследовательской деятельностью под руководством опытных наставников. Это лицейский уровень, который углубляется на олимпиадах и конференциях НГУЭУ, а также через участие в районных, городских мероприятиях. Конечно, для преподавателей экономического лицея наиболее важными стали олимпиады и конференции НГУЭУ именно потому, что университет является лучшим экономическим вузом за Уралом, пользуется большим авторитетом среди учащихся, родителей, выпускников.

     Результаты – обнадеживающие. Ежегодно ребята радуют нас призовыми местами, поощрительными дипломами. А самое главное – желанием готовиться и участвовать в подобных мероприятиях. Не могут все быть первыми и одинаково талантливыми, но соприкосновение с наукой, научными методами, опыт публичных выступлений играет большую роль в становлении личности, её социализации. Мы неоднократно отмечали, что ученики, подготовленные академическими преподавателями, бывают на более высоком научном уровне, их отличают развитые исследовательские умения, что впоследствии помогает в процессе обучения в вузе. Это нормальное явление, т.к. методика научной работы и обучение этой работе конечно выше у вузовского преподавателя, имеющего специальную подготовку.

     Интересна практика создания ученического портфолио. Папка достижений наших детей начинает формироваться на ранней ступени обучения. Включённость в исследовательскую деятельность, первые успехи радуют ребят, вызывают стремление к дальнейшей работе и представлению её результатов особенно при определении профиля обучения в средней школе и при поступлении в вуз.



Победители районного тура муниципального этапа по экономической теории и ОПДиПЗ,
2007-2008 учебный год

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru