На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Возможность и действительность (о работе с одаренными детьми во Второй Новосибирской Гимназии)

Трубина Татьяна Дмитриевна,
заместитель директора по начальной школе
Второй Новосибирской Гимназии

Ткаченко Анна Александровна,
заместитель директора по УВР
Второй Новосибирской Гимназии

Одаренность человека – лишь возможность для приобретения знаний и умений,
а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность.

     Меняющиеся условия современного общества требуют от каждого человека целеустремленности, активности в достижении поставленных целей, самостоятельности, креативности, умения и желания брать на себя ответственность за принятые решения, готовности к постоянному совершенствованию себя как личности. Все эти требования можно свести к понятию «конкурентоспособность личности». Формирование этой способности является одной из приоритетных задач образования в наши дни.

     Первая образовательная ступень Второй Новосибирской Гимназии с сентября 2006 года работает в статусе областной экспериментальной площадки «Гимназия полного дня». Такой режим работы позволяет в течение дня равномерно распределить учебную, психолого-педагогическую, динамическую нагрузку ученика, создать комфортные условия для нахождения ребенка в школе. Каждый ученик начальной школы имеет единое расписание первой и второй половины дня, в которое включены самоподготовка, консультации, подготовка к олимпиадам, к интеллектуальным играм, проектная деятельность, прогулка, занятие в творческих мастерских, клубах и секциях. Организация второй половины дня является важнейшей частью образовательного процесса, поскольку позволяет решать три взаимосвязанные задачи:
     – интеграцию основного и дополнительного образования;
     – интеграцию образовательных и оздоровительных процессов;
     – создание пространства выбора и формирование механизма его осуществления ребенком с учетом его собственных ресурсов.

     Данный подход позволяет нам решать проблему успешности обучения (качество обученности в параллелях 2-4 классов по итогам 2006-2007 учебного года составляет 92 %), расширить рамки деятельности гимназистов (участие в творческих конкурсах международного, всероссийского и муниципального уровней, таких как «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Лукоморье», дистанционных олимпиадах центра «Эйдос» и Малой Академии детских наук города Обнинска).

     Гимназисты первой ступени обучения вместе с педагогами разрабатывают индивидуальные и групповые практико-ориентированные проекты. Долгосрочным проектом, реализуемым в начальной школе с 2005-2006 учебного года, является газета «Переменка».

     Результаты своих первых практических исследований ребята представляют на традиционной гимназической конференции младших школьников «Достижения юных», на конференции муниципального уровня «Мое первое исследование». В январе 2008 года 6 докладов в четырех секциях («История и краеведение», «Естествознание», «Мир человека», «Культурология») были представлены на всероссийском уровне в рамках конференции «Юный исследователь» Малой Академии Наук «Интеллект будущего». По итогам работы конференции четырем третьеклассникам были вручены дипломы лауреатов.

     Регулирование отдельных режимных моментов, дозировка времени на каждый из них, их разумная расстановка и смена улучшают возможности образовательного процесса и способствуют раскрытию одаренности учащихся. В рамках полного дня крайне важно, на наш взгляд, создание теплой, дружеской атмосферы. Стержнем здесь являются гимназические традиции. Традиционными для нас стали День гимназиста, интеллектуально-творческая игра «Юные дарования», парад «Отечества достойные сыны», День науки и творчества, бал отличников.

     Гимназия гордится своими традициями. И, взрослея, поднимаясь выше по образовательным ступеням, учащиеся сохраняют то, что было накоплено до них, и то, что стало их собственным социальным опытом. Дистанционные и очные олимпиады, научно-практические конференции, различные интеллектуальные конкурсы привлекают гимназистов и в средней, а особенно в старшей школе. Старшеклассники, выстраивая собственную образовательную траекторию, имеют перед собой четко определенную цель: поступление в высшее учебное заведение. Цель предельно прагматически сформулированная, но вряд ли кто-то поставит это ребенку в упрек: таковы реалии современной жизни. Составляя индивидуальный учебный план как часть индивидуальной образовательной программы, учащиеся 8-11 классов гимназии оказываются в ситуации конкретного выбора: какой предмет изучать углубленно (его необходимо будет сдавать как вступительный в вуз), какой – на базовом уровне. Выбрать ли в качестве специализированного курс «История в лицах», «Право» или, может быть, вообще «Дополнительные вопросы математики»? Возможно и такое: гимназист-старшеклассник может выбрать спецкурс и не в соответствии с направлением основного обучения. В гимназии нет профильности, но направления обучения – информационно-математическое, гуманитарное, социально-экономическое – отражены в учебных планах. В том числе и индивидуальных учебных планах гимназистов. В старших классах, где обучаются 25 человек, можно выявить до 15 вариантов индивидуальных учебных планов с учетом выбранных спецкурсов, факультативов, индивидуальных занятий со специалистами вузов. Например, в этом учебном году в десятом информационно-математическом классе – 5, в десятом гуманитарном – 15, в десятом социально-экономическом – 11 вариантов индивидуальных учебных планов. Возможно, подобная ситуация складывается в любом учебном учреждении, где реализуется личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Но мы считаем, что индивидуализация образования есть непременное условие развития способностей и одаренности детей.

     Для правильной организации индивидуального обучения (и одаренных детей в первую очередь), построенного на принципе вариативности, учителя, психологи и руководители творческих коллективов гимназии выявляют общие и специальные способности, мотивацию к деятельности и планируют работу с сильнейшими. Увидеть это можно (даже путем педагогического наблюдения) по тому, способен ли ученик познать предмет существенно глубже и шире, чем предполагает школьная программа. Современное общество заинтересовано в том, чтобы такие учащиеся достигали более высокого уровня развития как можно раньше. Поэтому уровень олимпиад, научно-практических конференций – лучший критерий для выявления и самоутверждения одаренных учащихся. Тем более что по-настоящему одаренные личности способны заниматься интересующей их деятельностью без внешних стимулов, она сама по себе приносит удовольствие.

     Но даже большим ученым и деятелям искусства необходимо признание. В связи с этим нельзя не упомянуть о несомненно одаренном ребенке, который обучается в 9 классе гимназии. Зовут эту девочку Марина Мовчан. Ее знают все. Она хорошо учится и много читает, она пишет стихи, увлекается языками и историей, она отзывчива и обязательна. У нее развитое ассоциативное мышление, объем ее памяти удивляет. С таким ребенком работать – одно удовольствие. И учителя не лишают себя радости общения с Мариной. Совпадение образовательной траектории ребенка и профессиональных интересов учителей принесли в этом учебном году удивительный результат. На муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников девочка заняла 3 место по английскому языку, 1 место по истории и по литературе. На областном этапе она превзошла свои успехи: 1 место по истории и по русскому языку, 2 место по литературе и 3 место по английскому языку. Результаты впечатлили педагогов, саму Марину окрылили и придали сил готовиться к новым испытаниям. А они не за горами.

     Вообще в гимназии бережно относятся к тем детям, которые составляют ее славу. Решением педагогического совета победители районных, городских и областных олимпиад освобождаются от промежуточной аттестации по соответствующему предмету. Подобные решения не раз принимались и в отношении победителей областных творческих конкурсов. За последние три года число призовых мест, завоеванных учащимися на очных олимпиадах разного уровня, приближается к 150.

     Выпускник Второй Новосибирской Гимназии – раскрывший и проявивший свои способности человек, готовый к свободному гуманистически ориентированному выбору и творческой деятельности, обладающий многофункциональными компетенциями, необходимыми для успешной социальной и профессиональной самореализации. Чтобы достичь этой цели, педагогический коллектив активно внедряет личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Чтобы реализовать потенциал одаренных детей, мы уже несколько лет работаем в условиях гимназии полного дня. Результативность сложившейся системы очевидна.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru