На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Методические подходы, используемые во Второй Новосибирской Гимназии при организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Юлия Анатольевна Андросова,
зам. директора по научно-методической работе
Второй Новосибирской Гимназии

     Характерной чертой современной образовательной системы является возрастающее значение неформального образования, под которым понимается инновационная образовательная деятельность, реализуемая помимо основной образовательной деятельности. Неформальное образование, ориентированное, прежде всего, на человеческую инициативу, является той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибкого, индивидуализированного, созидающего знания. В структуре неформального образования среди множества образовательных технологий заметно выделяются исследовательская деятельность школьников, проводимая в настоящее время не только в гимназиях, лицеях, но и во всех общеобразовательных школах.

     К организации научно-исследовательской работы во Второй Новосибирской Гимназии подходят самым серьезным образом. Учителя понимают, что формирование у гимназистов устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности, желания реализовать свои знания, творческий потенциал, овладеть методикой научных исследований не вырастает на пустом месте. Для этого нужна большая предварительная работа.

     История проведения конференций в нашей гимназии началась в 1995 году. В этом году впервые была проведена гимназическая конференция «Достижения молодых», на ней работало шесть секций, где было представлено 37 работ. Постепенно рамки конференции «Достижения молодых» ширились. За 13 лет на конференции «Достижения молодых» выступило 947 гимназистов с докладами по самым разнообразным темам: были представлены работы по литературоведению и математике, социологии и экологии, по лингвистике и физике и много других. Педагогический коллектив гимназии рассматривает участие гимназистов в научно-исследовательской работе как этап формирования у них устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности, желания реализовать свои знания и творческий потенциал в овладении методикой научных исследований. Готовиться к участию в научно-практических конференциях гимназисты начинают с начальной школы. Для учеников 1-4 классов проводится «День науки и творчества», для учеников 5-8 классов – конференция «Достижения юных».

     Все годы, начиная с 1995, наши гимназисты принимали участие в научно-практических конференциях самых разных уровней: районных, городских, Всероссийских и даже Международных. Безусловно, подготовка каждой работы – это огромный труд ученика, которому предшествует выбор темы, постановка гипотезы, работа над доказательством или опровержением выдвигаемых предположений. Для работы с учениками приглашаются научные консультанты (работники высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов Новосибирска), проводятся спецкурсы, факультативные и индивидуальные занятия, работают клубы интеллектуального развития. Учителя гимназии также принимают активное участие в подготовке учащихся к выступлениям на научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах. Итогом этой работы являются ежегодные творческие успехи гимназистов на научно-практических конференциях различных уровней.

     Организацию исследовательской работы с учащимися педагоги гимназии строят следующим образом.

     1. Мотивация творчества.

     От сформированности мотивов зависит, пожелает ли учащийся решать творческие задачи или нет, предложит ли оригинальное решение. Мотивация творчества может быть обусловлена интересом к той или иной науке, осознанием необходимости изучения соответствующего школьного предмета для подготовки к будущей профессии.

     2. Способность мыслить творчески.

     Творческое мышление обладает тремя специфическими чертами, проявляющимися при решении проблем. Первой такой специфической чертой представляется высокая рефлексия (способность к осмыслению и переосмыслению). Рефлексия может быть направлена на содержание своих действий, на себя или на своих товарищей, а также на группу в целом и на межгрупповое взаимодействие. Рефлексия рассматривается психологами как наиболее важный механизм творчества, обеспечивающий выработку оригинального решения.

     В качестве второй специфической черты творческого мышления можно выделить способность к поиску решения в условиях неопределённости. Формирование такой способности может быть особенно важно для учащихся, делающих большие успехи в учебе. Они привыкают к тому, что всё выучено и понятно. Кроме того, в обучении, как правило, используются типовые задачи, относящиеся к конкретной теме урока. Решая такие задачи, учащиеся привыкают к тому, что в условии сразу просматривается способ решения. Но если ученики сталкиваются с ситуацией, когда неясно ни направление поиска решения, ни необходимая глубина решения, ни знания какой темы или даже науки нужно использовать - такая неопределённость нередко пугает их. Они чувствуют себя неуверенно и, вследствие внутреннего дискомфорта, не могут вести поиск решения задачи.

     Третьей характерной чертой творческого мышления является способность к преодолению интеллектуальных трудностей. Многие ученики с развитыми памятью и логическим мышлением легко решают сложные (но типовые) задачи, и некоторые педагоги видят в этом проявление их одаренности. Поиск же оригинального решения осуществляется в ходе сложных переплетений логических действий и интуитивно-образных построений и требует больших усилий со стороны ученика. Если задача решена без труда, то её нельзя признать творческой. Для решения этой задачи ученик уже располагал необходимы средствами. Творческое решение появляется после серии неудачных попыток, в условиях глубокого, полного драматизма внутриличностного конфликта, когда ученик или отказывается от продолжения поисков (тогда он нуждается в помощи учителя), или в его голове неожиданно, как озарение, появляется нужная идея.

     Способность к выявлению проблем обусловлена обостренным, во многом интуитивным, чувством противоречия между сложившимися представлениями о каком-то явлении (предмете) и имеющимися фактами, а также между свойствами предметов и возможностями их использования. От того, насколько учащиеся способны увидеть проблему и уяснить её сущность, зависит успех её решения.

     3. Способность к сотрудничеству.

     Умение сформулировать свою мысль, вникнуть в суть предложения товарища, аргументированно критиковать свои и чужие идеи способствует выработке решения. Это связано с тем, что при формулировании сути своей идеи учащиеся лучше её понимают. Кроме того, каждый ученик видит свой смысл в условии задачи, в собственных идеях и в идеях товарища. Обмен этими смыслами и их оценка позволяют составить более полное представление о проблеме и о направлениях её решения. Таким образом, способность учащихся к сотрудничеству положительно сказывается на их творческой результативности.

     4. Опыт использования для решения проблем знаний различных разделов изучаемых школьных предметов.

     Без гибких и осознанных знаний творчество невозможно. В то же время творчество можно рассматривать как средство повышения гибкости и осознанности знаний учащихся. Получается как бы замкнутый логический круг. Выход из него - постепенное приобщение учащихся к творчеству, то есть предоставление задач, соответствующих уровню их знаний. Творческие задачи можно также рассматривать как средство повышения способности учащихся проводить осмысление и переосмысление. Без такой способности (рефлексии) достижение высокого качества знаний невозможно.

     Как компонент опыта научного творчества выступают все решённые учащимися творческие задачи (проблемы). Очевидно, чем больше решённых учебных проблем, тем богаче опыт учебного научного творчества. По мере накопления числа решённых творческих задач, каждый из учащихся овладевает общими приёмами (подходами) поиска оригинального решения, называемыми эвристическими: видение новой функции объекта, осознание структуры объекта, поиск альтернативных решений, комбинирование ранее известных способов поиска решений, расширение области поиска решений, анализ и сопоставление различных вариантов решений, фиксация промежуточных результатов поиска и так далее.

     В конце учебного года всегда подводятся итоги работы по следующему плану.

     Оценка результативности работы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

     1) Наличие экспертных заключений вышестоящих органов о работе гимназии по развитию творческих способностей одарённых детей.

     2) Анкетирование учащихся и учителей (выяснение причин, побуждающих заниматься исследовательской работой, степени понимания важности и практической значимости исследовательской работы, причин выбора конкретной темы исследования и тому подобное).

     3) Анализ количественных показателей: количество учащихся, занимающихся исследовательской работой; количество учащихся, посещающих занятия интеллектуальных клубов; количество участников научно-практических конференций учащихся; результативность выступлений учащихся на предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах.

     4) Результаты поступления выпускников гимназии в вузы.

     5) Реализация творческих способностей учащихся в процессе интеллектуальной деятельности.

     6) Анализ индивидуальных программ развития гимназистов.

     7) Анализ результатов психолого-педагогической диагностики.

     8) Сбор отзывов родителей о достигнутом уровне развития творческих способностей их детей.

     9) Прослеживание связи: какой исследовательской работой занимался учащийся в гимназии -> в какой вуз поступил -> продолжает ли заниматься исследовательской работой.

     По итогам участия гимназистов в научно-практических конференциях в 2007 году Вторая Новосибирская Гимназия вошла в список 100 САМЫХ АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru