На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Система инновационной деятельности в гимназии № 10

Людмила Викторовна Стригина,
заместитель директора по научно-методической работе
МОУ гимназии № 10
Железнодорожного района г. Новосибирска

     Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Сегодня практически все передовые образовательные учреждения включились в реализацию комплексного проекта модернизации образования.

     Развитие гимназии № 10 в инновационном режиме – это давно не новация, а стиль жизнедеятельности и взаимодействия. Инновации рождаются, проживают свой жизненный цикл, но не отмирают, а переходят на новый уровень, частные переходят в модульные или системные, системные порождают новые частные, и этот процесс бесконечен. Сегодня мы говорим о системном подходе к проведению инновационных процессов в гимназии, так как они внедряются во всех структурах жизнедеятельности гимназии, а предметом инноваций становятся цели, содержание, методы и формы образовательного процесса и управление им в целом.

     В рамках реализации Концепции и Программы развития гимназии на разных этапах жизненного цикла реализуются 9 стратегических инновационных программ.

     1. Программа управления гимназией
     2. Программа «Мониторинг качества образования»
     3. Программа «Воспитание сегодня»
     4. Программа «Безопасность образовательного пространства»
     5. Программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»
     6. Программа «Учитель»
     7. Программа «Одаренные дети»
     8. Программа «Информатизация гимназии»
     9. Программа «Прогимназия».

     Все эти программы взаимосвязаны, каждая программа разрабатывалась на основе проблемного анализа для решения определенных задач, направленных на развитие гимназии.

     В реализацию программ включены все управленческие и методические структуры гимназии, при необходимости создаются новые структуры, четко определен функционал каждой.

     В «инновационном поле» гимназии мы различаем нововведения, которые затрагивают непосредственно сам педагогический процесс, и нововведения, позволяющие эффективно управлять инновационными процессами.

     Одним из важнейших условий и гарантией положительного освоения того или иного запланированного новшества является готовность педагогического коллектива к инновации.

     Другим не менее важным условием является то, что все принимаемые управленческие решения, обеспечивающие режим развития, должны быть коллективными, ибо только это условие обеспечивает быстрое, успешное и надежное включение большинства членов педагогического коллектива в инновационный процесс.

     Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, не все последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок, как по существу нововведения, так и управленческих решений, помогает составление аналитического обоснования и программы апробирования, проведение экспертного анализа, прогноза конечных результатов и выделение негативных последствий, коллегиальное обсуждение нововведения.

     С этой целью более 10 лет в гимназии работают предметные кафедры и творческие лаборатории педагогов. В настоящее время утверждены программы инновационной деятельности творческих лабораторий по направлениям:
     – внедрение НИТ в учебно-воспитательный процесс;
     – внедрение НИТ в систему управления;
     – психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
     – модернизация лингвистического образования;
     – совершенствование гимназического компонента образования.

     Мероприятия введения в УВП инновации разрабатываются и обсуждаются на кафедрах и в творческих объединениях. Первая задача заведующих кафедрами, руководителей творческих лабораторий и гимназии – определить отношение участников образовательного процесса к нововведению, собрать альтернативные мнения о ней. Это зависит от многих факторов компетентности, креативности, типа нервной системы, степени рефлексии педагогического коллектива, понимания проблем образования и доверия со стороны родителей. Проекты нововведений рассматриваются и согласовываются на научно-методическом совете, утверждаются на педагогическом и Управляющем Советах.

     В рамках творческих лабораторий педагогами проводится исследовательская и опытно-экспериментальная работа по следующим направлениям:
     1) управление образовательным процессом (система управления образовательным учреждением и мониторинг качества образования);
     2) формирование нового содержания образования (гимназический компонент лингвистического, гуманитарного, математического, валеологического образования);
     3) разработка и реализация новых педагогических технологий, методик, систем развития обучающихся (школьный эксперимент как средство формирования исследовательской деятельности учащихся, проблемы дифференциации в учебном процессе, внедрение НИТ в интерактивное обучение).

     Кроме кафедр и творческих лабораторий в гимназии сформированы творческие группы педагогов-новаторов, которые занимаются опытно-экспериментальной, исследовательской деятельностью по проблемам:
     – «Мультиплексный класс как средство модернизации образовательного процесса»;
     – «Безопасная психологическая образовательная среда как необходимое условие здоровьесбережения всех участников образовательного процесса»;
     – обучение образовательной программе «Intel-learn» в рамках дополнительного образования;
     – интерактивное образование как условие развития креативных способностей учащихся;
     – разработка и внедрение школьной системы оценки качества образования;
     – внедрение новой системы оплаты труда в гимназии в рамках КПМО.

     Гимназия является:
     – областной опорной школой по внедрению НИТ в систему управления;
     – областной экспериментальной площадкой «Безопасное образовательное пространство как необходимое условие повышения качества образования»;
     – базовой площадкой регионального эксперимента КПМО по внедрению НСОТ;
     – экспериментальной площадкой «Внедрение НИТ в образование в начальной школе» в рамках НМЦ НИПКиПРО;
     – базовой школой городской экспериментальной площадки по информатизации образования.

     В рамках экспериментальной площадки базовой школы организованы постоянно действующие методические семинары для учителей гимназии, района, города и области по проблемам:
     – государственно-общественное управление в ОУ (совместно с НГПУ ФПК, руководитель Ярославцева Н.В., к.п.н.);
     – управление качеством образования, мониторинг качества образования (совместно с НГПУ ФПК, руководитель Стригина Л.В.);
     – формирование социальных и коммуникативных компетентностей учащихся (психолого-педагогическая лаборатория совместно с НГПУ, руководитель Чепель Т.Л., к.п.н.);
     – анализ художественного текста (кафедра словесности совместно с НГПУ, руководители Трипольская Т.А., д.ф.н., Норина Л.И., Александрова Т.В.);
     – повышение лингвистической и методической компетентности учителей английского языка (кафедра иностранного языка совместно с НГПУ, НИПКиПРО, американской ассоциацией учителей английского языка НОВЕЛТА, Британским Советом в Новосибирске, руководители Сухина В.И., Роменская А.В.);
     – внедрение НИТ в образование (творческая лаборатория НИТ совместно с НИПКиПРО, руководители Молокова А.В., к.п.н., Сваровская А.И., Осколкова Т.В.).

     За последние пять лет сложилась положительная практика нововведений:
     – нововведения вводятся на основе проблемного анализа сложившейся ситуации в структуре образовательной деятельности гимназии в целом;
     – выделяется проблема;
     – формулируется идея, изучаются условия для ее внедрения;
     – изучаются научные источники, имеющиеся педагогический опыт внедрения данной идеи;
     – формируются конкретные цели и задачи и соотносятся с общими целями и задачами развития гимназии, прогнозируется результат;
     – составляется план внедрения инновации.

     Опыт и результаты инновационной деятельности представляются на педагогическом и научно-методическом советах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, творческих отчетах, методических семинарах разного уровня, разработки представляются на конкурсы различного уровня.

     В гимназии сформирован Банк данных по инновационной деятельности, который систематизирован по разделам:

     I. Инновационные процессы в управленческой деятельности гимназии:
     1. Управление образовательным учреждением.
     2. Инновации в методической деятельности:
     а) деятельность предметных кафедр;
     б) деятельность творческих лабораторий.

     II. Инновационные процессы в учебной деятельности.
     а) авторские учебные курсы;
     б) обучающие авторские технологии;
     в) современные педагогические технологии, используемые в полном объеме;
     г) новые развивающие обучающие технологии, используемые в гимназии;
     д) новые развивающие обучающие технологии, используемые в гимназии;
     е) интегрированные курсы, экспериментальные программы.

     III. Участие в проектах.
     В инновационной деятельности используются различные методы: апробация, внедрение, эксперимент, сопровождающиеся системой мониторинга.

     Результаты инновационной деятельности гимназии отслеживаются в рамках реализации программы «Мониторинг качества образования». В программе определены направления, показатели, параметры, сроки проведения мониторинга, критерии оценки.

     К основным критериям эффективности инновационного процесса относятся:
     – здоровьесбережение;
     – природосообразность;
     – личностно-ориентированная направленность (то есть выполняются требования: диалогичность, деятельно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития);
     – рациональность во времени;
     – результативность.

     В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения как учащихся, так и педагогов, что позитивно влияет на характер взаимоотношений участников образовательного процесса. Созданная система инновационной деятельности в гимназии способствовала возможности с минимальными рисками включиться в реализацию комплексного проекта модернизации образования (КПМО).

     Равновесие между традициями и новациями является залогом успешного развития и достижения качественных результатов гимназии.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru