На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 18 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Инновационная деятельность на кафедре иностранных языков гимназии № 10

А.В. Роменская,
заведующая кафедрой английского языка
МОУ гимназии № 10
Железнодорожного района г. Новосибирска,
Заслуженный учитель России;

А.К. Устюжанина,
доцент кафедры иностранных языков СНИ,
кандидат филологических наук

Важен не чужой опыт,
а мысль, выведенная из опыта.
К.Д. Ушинский

     Иностранный язык – это одно из средств, с помощью которого можно приобрести и реализовать способность творчески мыслить и конструктивно общаться, плодотворно сотрудничать в коллективе и понимать других, да и просто стать интересной, творческой личностью, умеющей находить выходы из сложных ситуаций и решать задачи, которые ставит перед нами сегодняшняя жизнь. Эти качества необходимы каждому человеку в современном обществе. Следовательно, изучение иностранного языка можно рассматривать как один из эффективных способов раскрытия положительных качеств и задатков личности.

     Кафедра иностранных языков гимназии № 10 – это творческая лаборатория, в задачу которой входит нахождение оптимальных путей развития личности ученика и учителя через изучение английского языка. Процесс поиска наилучших способов и методов связан с постоянными инновациями в образовательном процессе гимназии.

     Инновационные процессы на кафедре идут в четырёх направлениях: образовательно-лингвистическое, гуманитарно-классическое, художественно-эстетическое и историко-страноведческое.

     Необходимость инноваций связана с недостаточным количеством учебных материалов и методов, ориентированных на развитие творческой личности с активной жизненной позицией. Ведущая форма обучения, которая предлагается в уже существующих отечественных и зарубежных материалах, в большинстве случаев основана только лишь на воспроизведении чужих мыслей. Подобный подход сужает возможности сотворчества учителей и учеников, особенно на старшем этапе обучения, и явно не отвечает потребностям общества в активных, творческих людях с высоким интеллектуальным уровнем, самостоятельным мышлением и стремлением к саморазвитию.

     Рассмотрим подробнее некоторые из проведённых инновационных мероприятий.

     Поскольку одним из качеств, необходимых для современного человека, является умение работать в коллективе, договариваться, вместе решать вопросы, очень важно включать развитие этого умения в образовательный процесс. Ученики должны уметь не только читать и говорить на иностранном языке, но и уметь работать в парах и группах, выполняя различные творческие задания. Поэтому в гимназии на уроках английского языка начали широко применяться интерактивные методы (когда изучение какой-либо темы происходит в процессе совместного творческого труда учеников и учителя, и коллективные виды деятельности преобладают над индивидуальными). Это было отражено в авторских работах А.В. Роменской, СМ. Филатовой и В.И. Сухиной.

     В русле интерактивного подхода к обучению и с целью интеграции усилий учителей и учащихся в процессе творческой деятельности в гимназии проводились совместные научные исследования, результатом которых стало составление словаря понятий, рецензий на книгу, а также собрания афоризмов и пословиц по конкретным темам. Также организованы научно-практические конференции с совместным участием гимназистов и учителей.

     Сухиной В.И. была разработана технология интенсификации обучения на основе метода проектов. Это коллективный способ обучения, который даёт мощный толчок творчеству, мыслительной деятельности, сотрудничеству и объединяет все ступени коммуникативно-личностно-ориентированного подхода. Впервые как проект была разработана тема «Gardening», до сих пор не входившая ни в один российский или зарубежный учебник. В разработке детально представлены разнообразные приёмы проектной методики, от «мозгового штурма» (brainstorming) до презентации проекта в полилоге.

     Под руководством Батищевой И.М. технология проектов за последний год была расширена и дополнена внедрением в процесс интерактивного обучения компьютерных технологий, в том числе документ-камеры и интерактивной доски. Гимназисты 6 класса в рамках проектной методики участвовали в создании веб-страницы. Новые информационные технологии также были введены в страноведении и тестировании. И.М. Батищевой были созданы интегрированные курсы «Бизнес-курс – устная практика – компьютер» и «Английский язык – информатика». Были также разработаны интегрированные курсы «зарубежная литература – интерпретация» (Филатова С.М., Роменская А.В.) и «Страноведение – устная практика» для 10-11 классов (Дроздова О.Ф.).

     Учителя Филатова С.М. и Роменская А.В. разработали и опубликовали два методических пособия по развитию навыков устной речи, которые представлены на кафедре иностранных языков. Филатова С.М. провела огромную работу по подбору и расширению инновационного фонда (книг, пособий, аудио- и видеоматериалов) в русле коммуникативного подхода к обучению. Творческая группа Роменской А.В. создала и успешно внедрила технологию составления устных и письменных высказываний типа «эссе».

     В результате применения всех нововведений и изменения содержания дисциплины в 2005-2006 и 2006-2007 учебные годы на кафедре было выпущено и апробировано собственное учебно-методическое пособие Building Speaking Skills, состоящее из 20 тематических блоков и предназначенное для учащихся 10-11 классов. При создании данного пособия учитывались потребности специализированной английской школы в учебном материале, направленном на формирование у гимназистов высокого уровня языковой компетенции. Апробация учебно-методического пособия происходила в гимназии № 10 в 2006-2007 учебном году. Первый том пособия был представлен на конкурс Сибирской Ярмарки и отмечен дипломом.

     Задания, предложенные в пособии, помогают развитию воображения учеников, их интеллектуальных способностей и творческого подхода к решению задач. Они не ограничены упражнениями на подстановку слова или на выбор правильного варианта из нескольких предложенных. Ученикам даётся возможность при выполнении заданий проявить находчивость, сообразительность и нестандартность мышления, а также умение понять другого человека, в том числе носителя иного языка и культуры.

     Одной из ярких особенностей учебно-методического пособия является личностно-ориентированный подход к обучению, что предполагает активное участие каждого в учебном процессе и проявление его личного отношения к предмету обсуждения. Задания и упражнения построены таким образом, чтобы у учеников появилось желание высказаться, поделиться с другими своей точкой зрения: возразить или согласиться, объяснить свою мысль, выразить удивление, одобрение, недоумение и другие эмоции, не теряя при этом уважения к собеседнику.

     Внедрение инноваций в образовательном процессе дало очевидные положительные результаты. В 11 э и 11 м выпускном классе 100% учащихся окончили гимназию с оценками «хорошо» и «отлично» по английскому языку, а в 11 а и 11 и классе успешно завершили учёбу 93 % учеников (при оценивании письменных и устных ответов гимназистов использовались критерии международных экзаменов TOEFL и IELTS).

     Но ещё более важно то, что у гимназистов изменилась в лучшую сторону мотивация к изучению иностранного языка: появилось чувство значимости этой деятельности. Ученики начали понимать, что обучение и жизнь взаимосвязаны. В коллективе, благодаря постоянному совместному творчеству, сформировался позитивный психологический климат.

     Отмечается также тенденция к возрастанию качества преподавания английского языка в 11 классах: 2004-2005 учебный год – 89 %, 2005-2006 учебный год – 95 %, 2006-2007 учебный год – 97 %, а в целом в гимназии с 2005 до 2007 года качество преподавания английского языка возросло с 80 % до 82 %.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru