Инновационная деятельность на кафедре иностранных языков гимназии № 10
|
А.В. Роменская,
заведующая кафедрой английского языка
МОУ гимназии № 10
Железнодорожного района г. Новосибирска,
Заслуженный учитель России;
А.К. Устюжанина,
доцент кафедры иностранных языков СНИ,
кандидат филологических наук
|
Важен не чужой опыт,
а мысль, выведенная из опыта.
К.Д. Ушинский
Иностранный язык – это одно из средств, с помощью которого можно приобрести и реализовать способность творчески мыслить и конструктивно общаться, плодотворно сотрудничать в коллективе и понимать других, да и просто стать интересной, творческой личностью, умеющей находить выходы из сложных ситуаций и решать задачи, которые ставит перед нами сегодняшняя жизнь. Эти качества необходимы каждому человеку в современном обществе. Следовательно, изучение иностранного языка можно рассматривать как один из эффективных способов раскрытия положительных качеств и задатков личности.
Кафедра иностранных языков гимназии № 10 – это творческая лаборатория, в задачу которой входит нахождение оптимальных путей развития личности ученика и учителя через изучение английского языка. Процесс поиска наилучших способов и методов связан с постоянными инновациями в образовательном процессе гимназии.
Инновационные процессы на кафедре идут в четырёх направлениях: образовательно-лингвистическое, гуманитарно-классическое, художественно-эстетическое и историко-страноведческое.
Необходимость инноваций связана с недостаточным количеством учебных материалов и методов, ориентированных на развитие творческой личности с активной жизненной позицией. Ведущая форма обучения, которая предлагается в уже существующих отечественных и зарубежных материалах, в большинстве случаев основана только лишь на воспроизведении чужих мыслей. Подобный подход сужает возможности сотворчества учителей и учеников, особенно на старшем этапе обучения, и явно не отвечает потребностям общества в активных, творческих людях с высоким интеллектуальным уровнем, самостоятельным мышлением и стремлением к саморазвитию.
Рассмотрим подробнее некоторые из проведённых инновационных мероприятий.
Поскольку одним из качеств, необходимых для современного человека, является умение работать в коллективе, договариваться, вместе решать вопросы, очень важно включать развитие этого умения в образовательный процесс. Ученики должны уметь не только читать и говорить на иностранном языке, но и уметь работать в парах и группах, выполняя различные творческие задания. Поэтому в гимназии на уроках английского языка начали широко применяться интерактивные методы (когда изучение какой-либо темы происходит в процессе совместного творческого труда учеников и учителя, и коллективные виды деятельности преобладают над индивидуальными). Это было отражено в авторских работах А.В. Роменской, СМ. Филатовой и В.И. Сухиной.
В русле интерактивного подхода к обучению и с целью интеграции усилий учителей и учащихся в процессе творческой деятельности в гимназии проводились совместные научные исследования, результатом которых стало составление словаря понятий, рецензий на книгу, а также собрания афоризмов и пословиц по конкретным темам. Также организованы научно-практические конференции с совместным участием гимназистов и учителей.
Сухиной В.И. была разработана технология интенсификации обучения на основе метода проектов. Это коллективный способ обучения, который даёт мощный толчок творчеству, мыслительной деятельности, сотрудничеству и объединяет все ступени коммуникативно-личностно-ориентированного подхода. Впервые как проект была разработана тема «Gardening», до сих пор не входившая ни в один российский или зарубежный учебник. В разработке детально представлены разнообразные приёмы проектной методики, от «мозгового штурма» (brainstorming) до презентации проекта в полилоге.
Под руководством Батищевой И.М. технология проектов за последний год была расширена и дополнена внедрением в процесс интерактивного обучения компьютерных технологий, в том числе документ-камеры и интерактивной доски. Гимназисты 6 класса в рамках проектной методики участвовали в создании веб-страницы. Новые информационные технологии также были введены в страноведении и тестировании. И.М. Батищевой были созданы интегрированные курсы «Бизнес-курс – устная практика – компьютер» и «Английский язык – информатика». Были также разработаны интегрированные курсы «зарубежная литература – интерпретация» (Филатова С.М., Роменская А.В.) и «Страноведение – устная практика» для 10-11 классов (Дроздова О.Ф.).
Учителя Филатова С.М. и Роменская А.В. разработали и опубликовали два методических пособия по развитию навыков устной речи, которые представлены на кафедре иностранных языков. Филатова С.М. провела огромную работу по подбору и расширению инновационного фонда (книг, пособий, аудио- и видеоматериалов) в русле коммуникативного подхода к обучению. Творческая группа Роменской А.В. создала и успешно внедрила технологию составления устных и письменных высказываний типа «эссе».
В результате применения всех нововведений и изменения содержания дисциплины в 2005-2006 и 2006-2007 учебные годы на кафедре было выпущено и апробировано собственное учебно-методическое пособие Building Speaking Skills, состоящее из 20 тематических блоков и предназначенное для учащихся 10-11 классов. При создании данного пособия учитывались потребности специализированной английской школы в учебном материале, направленном на формирование у гимназистов высокого уровня языковой компетенции. Апробация учебно-методического пособия происходила в гимназии № 10 в 2006-2007 учебном году. Первый том пособия был представлен на конкурс Сибирской Ярмарки и отмечен дипломом.
Задания, предложенные в пособии, помогают развитию воображения учеников, их интеллектуальных способностей и творческого подхода к решению задач. Они не ограничены упражнениями на подстановку слова или на выбор правильного варианта из нескольких предложенных. Ученикам даётся возможность при выполнении заданий проявить находчивость, сообразительность и нестандартность мышления, а также умение понять другого человека, в том числе носителя иного языка и культуры.
Одной из ярких особенностей учебно-методического пособия является личностно-ориентированный подход к обучению, что предполагает активное участие каждого в учебном процессе и проявление его личного отношения к предмету обсуждения. Задания и упражнения построены таким образом, чтобы у учеников появилось желание высказаться, поделиться с другими своей точкой зрения: возразить или согласиться, объяснить свою мысль, выразить удивление, одобрение, недоумение и другие эмоции, не теряя при этом уважения к собеседнику.
Внедрение инноваций в образовательном процессе дало очевидные положительные результаты. В 11 э и 11 м выпускном классе 100% учащихся окончили гимназию с оценками «хорошо» и «отлично» по английскому языку, а в 11 а и 11 и классе успешно завершили учёбу 93 % учеников (при оценивании письменных и устных ответов гимназистов использовались критерии международных экзаменов TOEFL и IELTS).
Но ещё более важно то, что у гимназистов изменилась в лучшую сторону мотивация к изучению иностранного языка: появилось чувство значимости этой деятельности. Ученики начали понимать, что обучение и жизнь взаимосвязаны. В коллективе, благодаря постоянному совместному творчеству, сформировался позитивный психологический климат.
Отмечается также тенденция к возрастанию качества преподавания английского языка в 11 классах: 2004-2005 учебный год – 89 %, 2005-2006 учебный год – 95 %, 2006-2007 учебный год – 97 %, а в целом в гимназии с 2005 до 2007 года качество преподавания английского языка возросло с 80 % до 82 %.
|