На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Роль компетентностного подхода при работе с одаренными детьми

Юлия Александровна Рабе,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МОУ лицей № 9
Железнодорожного района г. Новосибирска

     Усиление практической направленности обучения предполагает нахождение механизмов актуализации процесса учения, развития и согласования информационно-содержательного и операционально-деятельностного компонентов компетенций («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», образовательные стандарты и программы 2004 г.).

     Компетенция – понятие многомерное, характеризующее разные сферы деятельности человека: познавательную, общественную, трудовую, бытовую, культурную.

     Разработкой компетентностного подхода в образовании занимались такие ученые, как В.И. Бабенко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, А.Г. Каспржак, Л.И. Иванова, Г.И. Ибрагимова, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, В.Д. Шадриков, П.М. Эрдинаев, И.С. Якиманская, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузмина, Л.А. Петровская, А.С. Белкин, В.А. Болотов, В.В. Сериков, Б.Д. Эльконин и многие другие.

     Сегодня и опыт, и теория признают, что человек, который умеет применять на практике усвоенные знания – это успешная, конкурентоспособная личность, способная адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентирующаяся в различных ситуациях, способная работать в различных коллективах.

     На пути реализации компетентностного подхода возникло множество трудностей. Среди них и проблема адаптации одаренных детей в современном обществе. В отечественной психологической науке существует несколько определений одаренности. Одно из них ориентирует на более высокую, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженную способность к творческой подаче результатов своей деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие). Многие работодатели желали бы видеть в рядах своих сотрудников работника с такими личностными характеристиками. Однако зачастую существует важная проблема: одаренные учащиеся с трудом взаимодействуют с внешним миром, не умеют выстраивать взаимодействие с окружающими людьми. Помочь разрешить выявленное противоречие призван компетентностный подход. Готовность к получению нового продукта (Ю.Г. Татур) изначально присуща одаренным учащимся. Следовательно, условиями их успешной адаптации в обществе будут являться как умения, позволяющие создать сам продукт, так и умения, позволяющие заинтересовать в нем общество. На наш взгляд, реализация компетентностной модели при работе с одаренными детьми вполне уместна в рамках деятельности научного общества учащихся.

     В лицее № 9 создана модель научного общества лицеистов, включающая несколько предметных секций. Я являюсь координатором социально-гуманитарной секции НОЛ. Как и большинство педагогов, мы свою деятельность начинаем с диагностики. В ней принимают участие все субъекты образовательного процесса: педагоги (тестирование психологической службой, педагогическое наблюдение, анкетирование), родители (беседы с ребенком, изучение личности, необходимая коррекция поведения, анкетирование), учащиеся (анкетирование, тестирование, самонаблюдение).

     На сегодняшний день существует огромное количество методик, как по диагностике специфических видов одаренности, так и склонности ребенка к различным видам творчества. Их можно с успехом применять в работе на этапе создания индивидуальных планов развития (они позволяют учесть индивидуальные способности ребенка, составить мониторинг личных успехов).

     Индивидуальный план развития предполагает также и диагностику уровня сформированности ключевых компетенций. В дальнейшем, планируя совместную деятельность с учащимся, учитель ориентирует его на достижение оптимальных показателей, отражающих уровень сформированности компетенций.

     Корректировать полученный результат можно только проверяя на практике полученные знания, умения и навыки, которые выступают уже в роли средства достижения поставленной цели: создать условия для гармоничного развития успешной, полезной обществу личности. Как следствие – прохождение ребенком всех этапов создания творческой работы и презентации ее результатов с максимальной степенью осознанности. Кардинально меняется и роль учителя. Из контролера процесса он превращается в партнера. Весь процесс деятельности планируется, реализуется и анализируется сообща. Ребенок более успешно учится работать в команде, взаимодействовать с различными социальными группами.

     Любой, даже неудачный опыт исследовательской деятельности, позволяет научить ребенка привлекать разнообразные виды источников информации и анализировать их, структурировать информацию по заданной модели и создавать свою; осознавать практическую ценность приобретенного знания, навыка, умения; осуществлять межпредметную интеграцию. Учащиеся начинают лучше осознавать свои проблемы, определять пути их решения (реализация модели «Я знаю, понимаю, могу»).

     Багаж получаемых знаний должен позволять ученику понимать суть происходящих процессов и явлений, а значит, и создать условия для принятия решений, адекватных реальным жизненным ситуациям.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru