На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Модель научного общества учащихся как одна из составляющих эффективного управления исследовательской деятельностью школьников в лицее в условиях модернизации системы российского образования

Юлия Сергеевна Литвинова,
зам. директора по научно-методической работе
первой квалификационной категории
МОУ лицей № 9 Железнодорожного района г. Новосибирска

     Интенсивные изменения в социально-экономической сфере нашего общества обуславливают инновационные процессы в системе образования. Сегодня общество предъявляет новые требования к выпускнику школы и к самому учителю, что заставляет переходить с традиционной системы обучения на новые технологии, нацеленные именно на развитие компетентностей учащихся. Самому учителю необходимо организовывать образовательный процесс, опираясь на идеи личностно-развивающего образования; владеть современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, освоения инноваций, педагогического проектирования; анализа и самоанализа профессиональной деятельности; иметь достаточные навыки компьютерной грамотности. Данные тенденции заставляют пересмотреть пусть хорошо себя зарекомендовавшие, но уже устаревающие, направленные на парадигму знаний, формы работы с одаренными детьми.

     Одной из универсальных форм, позволяющих развивать компетентности обучащихся в условиях интегративного подхода и создавать условия для работы с одаренными детьми, является научное общество учащихся (НОУ). НОУ является составной частью программы «Одаренные дети», реализуемой в лицее и предполагающей создание условий для оптимального развития одаренных учащихся, включая детей, чья одаренность на данный момент является уже проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в их развитии. Еще одной проблемой, заставившей пересмотреть подходы к НОУ, явилась необходимость найти адекватную качественную замену тому разнообразию спецкурсов, которое существовало в лицее до перехода на БУП 2004 года и вступления ОУ в КПМО. В роли такой замены выступает именно модернизированное НОУ.

     В литературе достаточно хорошо описана тема исследовательской работы с детьми, в методических журналах напечатаны различные варианты Положений НОУ; существуют разработанные Дереклеевой Н.И. рекомендации по организации и работе НОУ, позволяющие подготовить фундамент для реорганизации научно-исследовательской работы с учащимися в лицее № 9, на которые и опиралась творческая группа при разработке Положения и структуры НОУ.

     Цель нашей работы сегодня – это модернизация и развитие системы учебной и научно-исследовательской работы учащихся в форме НОЛ, позволяющей выявлять одаренность и способности учащихся и способствующей их личному росту.

     Задачами являются:
     1. Развитие учебно-познавательной компетентности лицеистов;
     2. Выявление наиболее одаренных лицеистов в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
     3. Создание условий для вовлечения лицеистов 8-11 классов в поисково-исследовательскую деятельность;
     4. Активное включение лицеистов в процесс самообразования и саморазвития;
     5. Разработка и реализация конкретных исследовательских проектов;
     6. Содействие в профессиональной ориентации лицеистов;
     7. Активное и результативное участие в различных интеллектуальных конкурсах;
     8. Выпуск сборника лучших исследовательских работ лицеистов по направлениям.

     Научное Общество Лицеистов включает в себя следующие секции, во главе каждой стоит координатор:
     – филологическую;
     – естественнонаучную;
     – секцию точных наук;
     – историко-обществоведческую;
     – культурологическую.

     Высшим органом НОЛ является Общее собрание членов, которое проводится один раз в четверть. Общее собрание определяет задачи НОЛ на учебный год, рассматривает итоги работы, заслушивает отчеты о работе секции, утверждает план работы и т.п.

     Непосредственное руководство НОЛ осуществляет Совет, куда входят руководители секций, заведующие предметными кафедрами и МО лицея, заместители директора по учебно-воспитательной работе. Возглавляет совет заместитель директора по научно-методической работе.

     Ожидаемыми результатами в рамках данной формы работы будет являться: выявление одаренных и способных детей; разработка и апробация программы индивидуального развития учащегося (на основе карты индивидуального развития учащегося); повышение мотивации обучающихся к исследовательской деятельности (по результатам анкетирования и тестирования); снижение уровня тревожности у ряда одаренных и способных учащихся; расширение спектра участия лицеистов в различных интеллектуальных проектах и конкурсах; увеличение количества урочных и внеурочных проектов, созданных лицеистами; расширение связей с вузами; создание возможностей для учащихся попробовать свои силы в различных направлениях (8-9 классы) для более точного выбора профиля обучения в 10 классе; создание НОЛ как единой организации, включающей в себя педагогов, школьников, психологов, преподавателей вузов.

     Мы видим, что данная работа позволяет взглянуть на НОЛ как на альтернативу спецкурсам в условиях модернизации системы образования (профильное обучение, новая система оплаты труда). НОЛ здесь позволяет реализовать возможность компетентностного подхода в образовании. Проекты учащихся в рамках данной программы можно и нужно использовать как образовательный материал на уроках.

     Научное общество лицеистов позволяет выявить способных и одаренных детей и развивать их творческий потенциал через координированную работы психолого-педагогической службы.

     Разработка и внедрение индивидуальной карты и программы развития одаренного и способного ребенка позволит реализовать индивидуальный подход в обучении, что всегда являлось проблемой в условиях классно-урочной системы.

     Опыт учащихся в управлении НОЛ (общее собрание НОЛ) позволит расширить сферу государственно-общественного управления образовательным учреждением, что является очень актуальным сегодня в свете модернизации российского образования.

     Организация работы педагогов в НОЛ в соответствии с новой системой оплаты труда позволяет оптимально внедрить новую систему в образовательное учреждение и стимулировать педагогов к работе с одаренными/способными детьми. А также стимулирует учителя к развитию собственной профессиональной компетентности.

     Таким образом, в полной мере реализуется принцип гуманизации образовательного процесса, состоящего не столько в передаче базовых и профессиональных знаний и формирований соответствующих им умений, сколько в совместном личном и профессиональном развитии участников данного процесса – педагогов и учащихся.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru