На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Работа с одарёнными детьми

Лариса Анатольевна Киргетова,
учитель русского языка и литературы
СОШ № 14 Новосибирского района

     Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации зависит от одарённых людей. Все наши надежды и чаяния на лучшее будущее связаны именно с творчески мыслящими людьми.

     Черты характера, способствующие развитию творческого потенциала личности, можно обнаружить достаточно рано. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка, тем более вероятно, что это творчески одарённый ребёнок.

     Проблема детской одарённости в последние десятилетия вызывает всё больший интерес во всём мире и в нашей стране. Одна точка зрения: одарённых детей мало и они видны как на ладони. Противоположная позиция заключается в том, что вообще все дети от природы одарены. Но мы, взрослые, не всегда можем создать те условия, благодаря которым природные способности развиваются до такого уровня, как одарённость. Истина, наверное, посередине. Многие исследователи одарённость сводят к одному из её проявлений: либо к интеллекту, либо к креативным способностям ребёнка.

     Какие же профессиональные действия окажутся полезными в работе с такими детьми?

     Во-первых, необходимо помочь ребёнку найти место в классном коллективе, поддерживать ребёнка добрым словом и формировать у сверстников правильное отношение к его выдающимся способностям. Важное место в адаптации ребёнка к школе занимает специальная работа с психологом.

     Во-вторых, грамотно построить методическую работу с одарёнными детьми. Основными принципами в работе с одарёнными детьми можно считать:
     – принцип индивидуального подхода в обучении;
     – принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
     – принцип творческого подхода при выполнении разных заданий.

     Наша школа общеобразовательная, со стандартными программами, есть профильные классы, но их мало, и они не рассчитаны на все запросы учащихся. Каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь! Увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное! Поэтому учебный материал строю таким образом, чтобы он помог мне увидеть ученика в творческой деятельности, в общении с детьми и взрослыми, помог ученику проявить себя в различных ситуациях человеческого взаимодействия.

     Методическая тема, над которой я работаю, «Развитие лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций через активные формы учебной деятельности» позволяет работать с детьми различного интеллектуального и творческого потенциала. Уделяя больше внимания одарённым детям, помогаем развиться и обыкновенным. Когда-то в литературе я встретила слова, с которыми нельзя не согласиться: «Может быть, для того и даны нам одарённые дети, чтобы мы могли понять и научиться тому, как нужно строить обучение и развитие «обыкновенных» детей».

     На уроках-концертах ребята раскрывают свой творческий потенциал, стремятся глубже вникнуть в суть изучаемой проблемы, проявить инициативу, высказывать собственные идеи и отстаивать их. Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей.

     На уроках-размышлениях ребята не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем, открывают запасы своей души, не позволяя ей лениться; дети мыслят, спорят – живут!

     На уроках-путешествиях встречаемся с любимыми сказочными героями, познаём новые миры, делая в них новые открытия, малые, но из этих малых открытий и складывается большая и добрая человеческая жизнь. Уметь быть нужным людям, уметь быть понятыми ими, уметь любить и дружить, уметь радоваться и удивляться – это тоже талант, который даётся не каждому.

     Независимо от того, какую профессию выберет ученик, он должен уметь выражать свои мысли. Если ребята будут хорошо говорить и писать, то общение принесёт им радость и удовольствие. Задача уроков русского языка и литературы: развивать дар слова. Я рада, что мои ученики умеют писать стихи. Обучить искусству писать нельзя, но работа на уроках направлена на то, чтобы выработать у ребёнка языковое чутьё. С огромным удовольствием я читаю стихотворения бывшего своего ученика, студента НГПУ, Коробова Николая. Я вижу, какие глубокие чувства заложены в каждой его поэтической строчке:

     Окно – граница в мир противоречий,
     Меня стихи качают в колыбели,
     Но не уснуть. Я буду целый вечер…
     И до утра стихи писать в постели.

     Я буду чувствовать дыхание Вселенной,
     Срываться в бездну – мимо спящих окон,
     И до зари я буду неизменно
     Купаться в море неистраченных потоков.

     Мне не уснуть. Я тягостно встревожен.
     Мне не уснуть. И небо звёзды крошит.
     Мне не уснуть. Но вечер, засыпая,
     В моих руках беспомощно растаял…

     Одарённость! Я думаю, что она есть в каждом ребёнке, но раскрывается далеко не всегда. Одарённость – это особое проявление чувства и мысли, это особое выражение человеческой сути! Большое счастье заметить в ребёнке одарённость, а ещё большее – увидеть её расцвет, увидеть её величие и красоту!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru