На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы


Из опыта работы с одаренными детьми

Людмила Николаевна Мальцева,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Марусинской СОШ № 24
Новосибирского сельского района

     Я думаю, что нельзя делить детей на одаренных и бездарных. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться… У каждого ребенка есть дар!

     Я думаю, для того чтобы воспитать творческого человека, нужно помочь раскрыть ребенку его творческий потенциал, а для этого нужно, чтобы ребенок искал, творил, не боялся высказывать свое мнение, умел доказывать.

     Мне, как учителю, необходимо построить учебный процесс так, чтобы ребенок поверил в себя, в свои силы, способности. У многих детей, которые приходят в школу, занижена самооценка, ярко проявляется неуверенность в своих силах.

     Считаю, что учитель должен быть щедрым на похвалу, ласку, чаще спрашивать у ребят об их мнении, советоваться с учащимися. Дети быстрее почувствуют себя главными героями в этой увлекательной игре «Обучение». Необходимо помочь детям сделать первые шаги к успеху. Ведь как радуются дети, когда у них что-то получается!

     Тема, над которой я работаю, «Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и окружающего мира». Цель моей работы – создание условий для развития познавательной активности и творческих способностей на уроках литературного чтения и окружающего мира.

     Предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

     Основные принципы работы с одаренными детьми:
     – проведение различных внеклассных мероприятий, направленных на выявление увлечений, интересов, талантов детей;
     – использование различных видов деятельности, направленных на развитие творческих способностей (сюжетно-ролевая игра, театрализованные представления, инсценировки, исследовательская деятельность, анализ художественных произведений, различные творческие задания);
     – индивидуальный подход в обучении.

     Хочется поделиться опытом своей работы над развитием творческих способностей детей. Уже на первых занятиях перед школой стала знакомить детей со сказками, начали пробовать инсценировать самые простые русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок». В работу активно включились родители. Они помогали в подготовке костюмов, декораций, приходили на выступления, сами с удовольствием участвовали в инсценировках.

     Много времени уделяю работе с устным народным творчеством: загадкам, считалкам, закличкам, скороговоркам, пословицам. В результате мы всегда выходили на творческие работы: сочиняли загадки, сказки, басни. В работе с лирическими произведениями стараюсь, чтобы дети обращали внимание на слово, чтобы ребенок находил слова, которыми автор рисует картину, передает свое отношение к героям, миру, природе, свои чувства. Работаем над анализом текста, составляем картинный план, наблюдаем за изменением настроения.

     На уроках используем сценки, инсценировки, ролевые игры. Хорошо помогают нам не только уроки чтения, но и уроки риторики, окружающего мира, музыки, введение в историю. На уроках окружающего мира и литературного чтения мы часто пишем мини-сочинения о природе, от лица разных героев.

     На уроке окружающего мира можно разделить детей по группам: зоологи, биологи, экологи, метеорологи и организовать работу по изучению новой темы, исследованию местности, закреплению нового материала. Ребятам такой вид работы нравится, получаются неплохие выступления. К 3-4 классу они уже готовы к самостоятельной проектной творческой деятельности, сами выбирают тему и ее направления. Так, в 4 классе группа девочек выполняла работу по теме: «Причины и факторы загрязнения села Марусино и пути решения экологической проблемы».

     Давайте попробуем увидеть в каждом ребенке то прекрасное, что в нем уже есть! Мы частенько не видим, потому что ищем не там. Нужно не искать, а помочь ребенку раскрыться. Раскрыться, как распускается по весне первый нежный цветок – подснежник.

     Я рада этим детским голосам,
     И рада я сиянью детских глаз,
     И вместе с ними верю в чудеса,
     И знаю – это не в последний раз.

     Нужно учить детей верить в себя. Эта вера поможет быть ребенку успешным во всем. Дети – это самое дорогое, что у нас есть. Дети – это наше будущее. Каким будет это будущее, зависит от наших детей и от нас.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru