На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Интегративная модель научно-методического сопровождения научно-исследовательской деятельности учащихся

Каменская Ирина Юрьевна,
руководитель структурного подразделения
высшей квалификационной категории,
зав. отделом научного творчества школьников
ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

     Отдел научного творчества школьников ДТД УМ «Юниор» является одним из подразделений службы, функционирующей в целях научно-методического обеспечения приоритетных направлений педагогической практики общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

     Деятельность отдела направлена на создание условий для решения социально-значимой проблемы выявления, развития и поддержки детей, одаренных в области научного творчества.

     Организуя свою деятельность, мы основываемся на принципе приоритета индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка. Научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся направлено, во-первых, на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с интеллектуально одаренными детьми; во-вторых, мы рассматриваем это направление нашей деятельности как условие развития интеллектуально-личностного потенциала ребенка.

     Овладевая умениями и навыками исследовательской деятельности, учась свободно оперировать терминологией, получая опыт публичных выступлений, оппонирования, включаясь в научную субкультуру, развивая инициативность, самостоятельность, волевые черты характера, личность вступает в зону прогрессивного развития. При этом личностные достижения ученика во многом зависят от профессиональной компетентности педагога.

     Научно-методическое сопровождение вообще должно быть действенным и эффективным. Анализируя наш опыт, мы приходим к выводу, что путь, избранный нами, соответствует этим характеристикам.

     Работа отдела носит двухуровневый характер. Во-первых, мы выступаем в качестве городского координационного, научно-методического центра. Во-вторых, мы осуществляем научно-методическое обеспечение деятельности детских научных объединений, работающих в структуре отдела.

     На первом уровне мы выстраиваем нашу деятельность на основе интеграции, объединения усилий учреждений, заинтересованных в развитии научного творчества школьников в различных областях знаний, заинтересованных в развитии таланта. Именно интеграция, широкая поддержка научной и педагогической общественности обеспечивает эффективность научно-методического сопровождения. Интеграция идет по трем направлениям.

     Первое – работа с вузами, выработка общих целей и задач, пути их реализации, закрепленные официально договором между Главным управлением образования мэрии, вузом (НГПУ, ПГТУ, НГУ, НГАЭиУ) и ДТД УМ «Юниор».

     Второе – выработка единого подхода к проблеме с районными отделами образования. Задачи района находят отражение, в частности, в Положении о городской научно-практической конференции учащихся, других локальных административных актах.

     Третье – работа со школами, важным звеном, поскольку именно в школе создаются благоприятные условия для развития интеллектуальной одаренности.

     Перейду непосредственно к содержанию научно-методической деятельности отдела, как яркого примера интеграции основного (общего), высшего и дополнительного образования. Нами создан рабочий орган – Совет руководителей секций, в котором каждый член является специалистом в области знаний, представленной в научном творчестве школьников города. В составе Совета – представители профессорско-преподавательского состава вузов Новосибирска, научно-исследовательских учреждений СО РАН, специалисты районных отделов образования, общеобразовательных учреждений.

     Совет работает в нескольких направлениях. Первое – разработка методики научно-исследовательской деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей, что позволяет педагогу корректно, грамотно с научной точки зрения вести ученика по ступеням научного творчества. Второе – Совет анализирует содержание прошедшей городской научно-практической конференции как итогового мероприятия в конце учебного года. Исходя из такого анализа, разрабатываются рекомендации, адресованные педагогу и ученику, позволяющие корректировать исследовательскую деятельность, открывающие перед ними новые перспективы, широкий спектр новой для них научной проблематики. Третье направление – совершенствование технологии организации научно-практической конференции школьников. И четвертое – Совет выступает в качестве эксперта при подготовке нормативных документов, утверждаемых Главным управлением образования мэрии Новосибирска.

     Как распространяются результаты деятельности Совета в условиях мегаполиса? Совет ведет информационно-издательскую деятельность. Систематически выпускается информационно-методический бюллетень «Грани творчества», в котором публикуются материалы, разработанные Советом. Это рекомендации по выбору темы, методике исследования, структуре научного сочинения, его оформлению, советы юным докладчикам, советы жюри научно-практических конференций школьников. Содержание очередного сборника определяется Советом. Бюллетень широко анонсируется сотрудниками отдела, членами Совета, широко распространяется в образовательных учреждениях города. Члены Совета представляют разработанные материалы перед различными категориями педагогических работников, перед школьниками на установочных сессиях в начале учебного года, консультируют по вопросам научного творчества учащихся.

     Наша работа отражается на качестве детских научных докладов, представляемых на ежегодной городской конференции, является стимулом к творчеству педагога и ученика.

     Приведу некоторые показатели по итоговым конференциям за последние три года. Возросло количество секций от 35 до 49, таким образом, созданы условия для реализации интересов юных исследователей в рамках широкого спектра направлений современной науки. Количество докладчиков возросло от 721 до 926. Необходимо отметить, что резко уменьшается количество работ, отклоняемых на предварительном отборочном этапе конференции. По некоторым районам города успешно проходят отбор до 100 % представляемых работ. Это тем более приятно, потому что речь идет о районах, начавших свою деятельность по развитию научного творчества школьников недавно, при непосредственном участии членов Совета. Резко возросло число образовательных учреждений, участвующих в конференции: от 130 до 180. Таким образом, полнее реализуется наша цель – выявление и поддержка таланта. По общему признанию, конференция стала заметным явлением в культурной жизни города.

     За данный период возобновилась традиция участия делегации Новосибирских школьников во Всероссийской конференции «Юность, Наука, Культура». Так, в 2005 году прошли отбор практически все направленные в Москву работы (24 из 25). Делегация Новосибирска была одной из самых успешных – 24 диплома в различных секциях.

     Хочется отметить, что мы не рассматриваем презентабельный результат совместной деятельности педагога и автора исследования в отрыве от личностных достижений ученика. Новые знания, умения и навыки, полученные в процессе научно-исследовательской работы невозможно рассматривать вне контекста личностных изменений, таких как творческое, профессиональное и культурное самоопределение.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru