На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
     

Система работы с одаренными детьми в лицее № 9

Юлия Сергеевна Литвинова,
заместитель директора
по научно-методической работе
МОУ лицей № 9
Железнодорожного района г. Новосибирска

     Лицей – учебное заведение, ориентированное на работу с детьми, имеющими высокие интеллектуальные и творческие способности, устойчивую положительную мотивацию к учению. Лицеисты – учащиеся, имеющие не только более высокие по сравнению с другими учащимися универсальных классов интеллектуальные возможности, но и глубину и нетрадиционность мышления, высокую скорость развития творческих возможностей. Создание условий для оптимального развития одаренных учащихся, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, – одно из главных направлений работы лицея.

     На это и нацелена «Программа работы с одаренными детьми», внедряющаяся в лицее с 2001 года. Цель программы сегодня – модернизация и развитие системы условий, позволяющих выявлять одаренность и способствующих личному росту одаренных и способных детей.

     Система работы предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей.

     Психологической службой проводится психолого-педагогическая диагностика, а также анкетирование педагогов для определения группы одаренных и способных учащихся. В этом разделении возникла необходимость, поскольку зачастую результаты данной диагностики не устраивали педагогов, которые считали, что список детей слишком узкий и не отражает всех талантливых учащихся. Поэтому было введено анкетирование педагогов, которое позволило выявить именно способных детей, также нуждающихся в поддержке и внимании со стороны психологов.

     Кроме того, психологи проводят семинары и круглые столы для педагогов: «Свойства одаренного ребенка», «Одаренные дети за пределами школы»; родительские собрания и лектории «Одаренный ребенок в семье» и индивидуальные консультации.

     Родители также очень тесно контактируют с педагогами, которые позволяют им увидеть реальные достижения ребенка. Для этого в лицее эффективно используются следующие формы работы, где принимают участие как дети, так и учителя:
     1. Работа Научного Общества Лицеистов «Молодежная наука» по следующим направлениям:
     – историко-обществоведческое;
     – филологическое;
     – культурологическое;
     – точные науки;
     – естественнонаучное.
     2. Работа элективных курсов.
     3. Привлечение детей к участию в интеллектуальных состязаниях («Золотое руно», «Русский медвежонок», «Эрудит», «Кенгуру»), творческих конкурсах и КВНах.
     4. Работа в школьном пресс-центре, силами которого выпускаются газета «Бегущая строка» и журнал «Super в девятку».
     5. Участие в работе каникулярной школы «Одаренные дети».
     6. Участие в олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня.
     7.Система кружков, секций различной направленности.
     8. Школьный интеллектуальный марафон, позволяющий выявить десятку лучших учеников по параллелям, по предметным областям (культурология, языки, математика, естествознание) и десятку лучших в общем зачете по всему лицею.

     В лицее ведется и мониторинг эффективности данной программы. В его рамках была разработана «Индивидуальная карта развития одаренного ребенка», позволяющая увидеть динамику изменений, достижений учащихся в течение нескольких лет. Ведется разработка портфолио одаренного ребенка, которое бы позволило более системно и полно увидеть результаты работы всех составляющих: и педагогов, и психологов, и родителей, и самих детей. И наметить пути дальнейшего движения в первую очередь для самого ребенка.

     Результатами работы данной программы можно считать успешность наших воспитанников в районных, городских и областных олимпиадах, научно-практических конференциях. Михайлова С., ученица 11 биологического класса в 2006 году была награждена серебряным знаком «Национальное достояние России», танцевальный коллектив «Грация» неоднократно становился призером различных международных соревнований, двое учащихся Краснова В. и Игидян К. получили премию Областного департамента образования за достижения в областных олимпиадах и научно-практических конференция. Эти и прочие примеры подтверждают эффективность «Программы работы с одаренными детьми».

     Подобная работа ведется в лицее давно, но в условиях современного, очень динамичного, зачастую беспощадного мира, возможность не пропустить первые ростки способностей и создать условия для развития того, что в последствии поможет ученику развить их в полноценный талант, быть успешным в будущем, очень важно.

     Одаренность – качественное сочетание способностей, ведущих к успешности в деятельности.
     Способность – успешность в какой-либо деятельности.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru