На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
     

Программа «Экология одарённости»

Алла Юрьевна Тышкевич,
заместитель директора по УВР
МОУ гимназия № 13 Центрального района
г. Новосибирска

     Одной из отличительных черт российской системы образования последних лет стало значительное распространение в ней педагогических инноваций. В нашей гимназии одним из проявлений педагогического новаторства можно считать создание программы «Экология одарённости».

     Актуальность программы

     Динамика социально-экономической и общественной жизни российского государства свидетельствует о все возрастающей необходимости своевременного анализа имеющихся интеллектуальных ресурсов общества, среди которых центральное место занимает детская одаренность. Детский возраст – период развития способностей, бурных интегративных процессов в психике, становление личности. Интеграция в ее завершенной форме характеризует одаренность взрослого человека. Остановка интегративных процессов, неполнота или их регресс объясняют исчезновение детской одаренности. Вот почему так актуально внимание к ребенку на протяжении всего периода становления и развития его способностей, чтобы обеспечить поступательный характер развития одаренности, при этом не столько какие-то ее грани или функции, отдельные диагностированные способности или задатки, сколько в целом личность одаренного ребенка – носителя этой одаренности. Своевременная профессиональная диагностика, создание условий для стимулирования ребенка с самого раннего возраста к различным видам деятельности, поддержка одаренного ребенка не только в отношении его выдающихся способностей, но и во всех остальных аспектах его развития, воспитания, в конечном итоге создание благоприятных условий на этапе профессионального самоопределения могут и должны стать задачей, объединяющей для ее решения различные направления деятельности ОУ.

     Цель программы – создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей ОУ.

     Направления деятельности:
     – Нормативно-правовая деятельность: разработка нормативно-правовых школьных актов, разработка школьных положений в аспекте программы, заключение договоров с другими ОУ для оказания образовательных услуг школьникам.
     – Научно-методическая деятельность: внедрение научно-методических разработок в психолого-педагогическую практику, внедрение инновационных технологий работы с одаренными учащимися, разработка и осуществление технологии развития профессиональной компетентности педагогических работников;
     – Информационно-аналитическая: создание диагностических материалов, диагностика способностей учащихся, создание информационной базы по проблемам одаренности детей; афиширование результатов работы по данной программе;
     – Организационная психолого-педагогическая деятельность: разработка системы мероприятий, способствующих развитию одаренных школьников в урочное и внеурочное время;
     – Социально-экономическое: социально-экономическая поддержка одаренных школьников, создание базы данных о социальной значимости и перспективах одарённости.

     Какого же ребенка можно считать одаренным? На этот вопрос существуют различные ответы. Одни исследователи выделяют как признак одаренности высокие интеллектуальные способности, другие – раннее проявление познавательной активности и любознательности, третьи – выраженную критичность мышления, нонконформизм. Однако их объединяет одно – одаренный ребенок не такой, как все. Отклонение от нормы – главный признак одаренности.

     Специальные исследования по работе с одаренными детьми в нашей стране проводились еще с конца XIX века. Это работы П.Ф. Каптерева, Л.С. Выготского и др. Но в 1936 году в связи с постановлением ЦК ВКП (б). «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» эти исследования были свернуты. Стране нужны были граждане такие, как все, масса. И только с конца 80-х годов прошлого века эти исследования возобновились. Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы «Одаренные дети».

     Еще один важный вопрос: какие программы обучения подходят одаренным детям? Какие методы и технологии обучения одаренных детей наиболее целесообразны? Сейчас очень модно стало говорить о личностно ориентированных технологиях обучения. В гимназии широко используются следующие формы работы с одаренными детьми: клубы по интересам, научные общества учащихся, предметные олимпиады, кружки и факультативы, работа в динамических группах, погружения в предмет, проектная деятельность.

     При этом очень важны личностные качества педагога, непосредственно работающего с гимназистом. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может. Личность взрослого – пример для подражания. Поэтому нестандартно мыслящий педагог, занимающийся саморазвитием и исследовательской деятельностью, близок по мотивации к одаренному ребенку, а значит, способен взаимодействовать с ним и воспитывать индивидуальность.

     Новизна эксперимента заключается в том, что рассматриваемая нами проблема решается в результате компетентностного подхода, базирующегося на анализе результатов социологических исследований, педагогических наработок и результатов деятельности экспериментальных площадок гимназии. Такой подход позволяет:
     – выявить систему взаимодействия между родителями, педагогами и детьми;
     – определить основные направления содержания самого компетентностного развития как способа приобщения детей к социуму;
     – выделить те противоречия, которые возникают в системе ценностных ориентаций и установок педагогов, родителей и гимназистов в различных видах взаимодействия между собой.
     – обратить внимание на развитие именно личностных качеств, поскольку они лежат в основе формирования компетентной индивидуальности.

     Анализ экспериментальной деятельности показывает, насколько важно для педагогов овладение новыми научными знаниями, полученными в результате поиска в педагогическом эксперименте, умение профессионально, грамотно обмениваться опытом, внедрять свои разработки, анализировать результаты работы с научно-методической точки зрения. Все это убеждает в целесообразности проведения экспериментальной деятельности в образовательном учреждении, которая приведет, в конечном итоге, к новым поискам и результатам, что, безусловно, будет способствовать развитию всех ключевых компетентностей личности.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru