На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
     

Развитие коммуникативных способностей одаренных детей

Леонид Александрович Твердяков,
учитель начальных классов школы-сада «Зимородок»
Дзержинского района г. Новосибирска

     21 век ворвался в нашу жизнь стремительно и бесповоротно. С собой он принес, кроме суперсовременных технологических новинок, огромный поток информации, которая обрушивается на нас со всех сторон каждый день. Родители, стремясь идти в ногу со временем, стараются дать еще в дошкольном возрасте как можно больше своему ребенку: покупают дорогие иллюстрированные энциклопедии, водят во всевозможные школы раннего развития, рано учат читать и писать. Наверное, поэтому создается впечатление, что одаренных детей с каждым годом становится все больше и больше. Ведь придя в школу на собеседование при поступлении в 1 класс, ребенок зачастую показывает огромный объем знаний об окружающем мире, уникальные способности.

     «На этой неделе мой Витенька закончил изучать горы Японии и приступил к изучению рек», – восхищенно говорит мама будущего первоклассника. Мы часто встречаем детей, которые до школы знают таблицу умножения, умеют свободно говорить на иностранном языке и т.д. и т.п. Говорит ли это о возросшем количестве одаренных детей? Трудно сказать. Возможно, просто большее количество родителей стало работать над раскрытием уникальных способностей своего ребенка через развитие его памяти, речи, представлений об окружающем мире.

     Как педагоги мы понимаем, что у процесса «создания» одаренных детей, в который так активно включились современные родители, есть обратная сторона. В погоне за уникальными знаниями, которыми будет обладать маленькое чадо, родители часто забывают о чем-то земном и близком ребенку. Изучив реки Японии, ребенок не знает на какой реке стоит родной город. Зная практически в совершенстве английский язык, первоклассник с трудом говорит на русском. И самое главное. У современных одаренных детей (или просто хорошо развитых), владеющих компьютером, знающим, может, даже чересчур много, оказываются абсолютно не развиты другие способности. Способности к общению. Пичкая детей знаниями, родители, к сожалению, не думают о том, как ребенок вступает в контакт с окружающими. Очень часто ребенок хорошо общается только с компьютером и телевизором, но не с одноклассниками. Родители гордятся способностями ребенка запоминать увиденное по телевизору, прочитанное в энциклопедии. Но они часто не понимают, насколько важнее научить ребенка выстраивать партнерские отношения, находить общий язык с людьми.

     Таким образом, в современных условиях перед школой новую актуальность приобретает задача – развитие коммуникативных способностей детей и доведение до родителей необходимости решения этой проблемы.

     Мне как классному руководителю очень помогает в решении этой задачи компания «Вуаля», которая профессионально занимается проблемой развития коммуникативных способностей детей. Первыми в городе они стали проводить организованные выезды школьных классов на базу детских лагерей. Причем для детей этот выезд становится не просто увеселительной поездкой, а новым опытом взаимодействия в уже знакомом коллективе. В ходе организовываемых вожатыми лагеря «Вуаля» мероприятий дети принимают на себя совершенно новые роли, показывают себя с неизвестной ранее стороны. Кто-то, оказавшись в новых условиях, принимает на себя лидерскую позицию, кто-то неожиданно демонстрирует свои конструкторские способности, а кто-то показывает свою интуицию. Не без помощи вожатых, дети тоже обращают внимание на новые таланты своих одноклассников и в дальнейшем пользуются ими.

     Так как большое количество мероприятий за эти сутки предполагает работу в группах, дети получают неоценимый опыт выстраивания деловых отношений. Я как классный руководитель, наблюдая за работой моих воспитанников, тоже выношу для себя много полезной информации. Те, кто пытается задавить своим авторитетом интересные мысли участников команды, в следующих работах должны получить роль наблюдателя или фиксатора идей, выдвигаемых в ходе обсуждения. Тем, кто не решается выдвинуть свою идею, в следующий раз помогут лидеры команд, которых я попрошу спрашивать у робких: «А есть ли идея у тебя?» Причем я часто делюсь своими наблюдениями с вожатыми, и уже следующее мероприятие корректируется с учетом зон развития тех детей, для которых, на мой взгляд и на взгляд вожатого, сейчас особенно необходима помощь в выстраивании коммуникативных связей с ровесниками. И что мне особенно нравится, так это очень обдуманная работа вожатых, которые готовы не только быть массовиками-затейниками, но и наставниками, готовыми обсуждать с детьми причины победы или поражения команды.

     Два года назад «Вуаля» разработала еще одну программу. Это целенаправленная программа на командообразование «Веревочный курс». Дети в игровом сюжете преодолевают препятствия, сконструированные из веревок и бревен, таким образом решая совместную задачу.

          В конце четвертого класса я решил, что пришла пора устроить детям настоящие испытания на сплоченность. Перед выездом на программу «Сокровища дракона» (игровой веревочный курс для начальной школы) мы провели настоящее обсуждение особенностей командной работы. Эту программу я представил детям как главное испытание этого учебного года на слаженную работу. Мы обсудили, что необходимо делать, как необходимо работать командам, чтобы победить Дракона и добыть его сокровища.

     Приехав на площадку веревочного курса, расположенную в великолепном сосновом бору, за дело взялись уже инструктора. Задания подбирались для детей так, что преодолеть их в одиночку невозможно. Необходимо совместно разработать план прохождения препятствия, а затем слаженно его выполнить. Не всё удавалось с первого раза. Но тем ценнее была победа, тем радостнее было победное «УРА!» после выполнения очередного задания! 3 часа на полном подъеме, 3 часа напряженной работы КОМАНД, 3 часа внимательного, бережного отношения к мнению партнера по заданию. Эта программа действительно стала кульминацией нашей совместной (учитель-родитель-ребенок) работы на протяжении четырех лет по развитию коммуникативных способностей детей, обучению умения слушать и слышать друг друга.

     

     Положительные эффекты от такой работы отмечают и родители. После веревочного курса я попросил родителей на собрании написать несколько слов о тех эффектах, которые они отметили после тренинга. Вот несколько мнений родителей (мнения о том, как детям понравилась программа, опускаю).

     Наталья Васильевна (мама Вадика – ребенка, очень способного в математике, но всё еще не умеющего отстаивать свою точку зрения).

     «Вот что рассказал мне Вадик после поездки: «Я знал, как пройти болото, но мне было как-то неловко сказать это. Но я всё-таки решился и сказал. Вначале ребята не поняли, что я имею в виду, а потом поняли и сделали, как я предложил. Мы прошли болото и все меня благодарили». Эти слова были для меня как бальзам на душу. Неужели мой сын начал превозмогать себя и делиться своими мыслями!

     Валентина Ивановна (мама Вити – мальчика, чрезвычайно способного, думаю, будущего великого физика, но отвечающего на несогласие со своим мнением излишней агрессией).

     Витя, приехав с этой программы, очень много рассказывал, как они проходили задания. Я обратила внимание, что он много говорил не только о своих решениях, но и о том, что предлагали другие ребята. Я его спросила, не побил ли он кого-нибудь в этот раз, на что он мне с обидой ответил: «Как я мог, мы же были одной командой». Значит, наша с Вами работа не прошла даром».

     Не буду здесь подробно рассказывать, сколько времени у меня ушло на то, чтобы показать Валентине Ивановне, что причина постоянных конфликтов Вити и других детей – не только Витины одноклассники, но сам Витя, а точнее его манера общения.

     Для меня действительно важно, чтобы родители поддерживали мои начинания в работе над совершенствованием умения детей общаться. И я очень рад, что родители, пусть и не сразу, начинают осознавать важность такой работы, и зачастую ставят проблему развития коммуникативных способностей детей на одну ступень с проблемой развития их интеллектуальных способностей. Это дает надежду, что через несколько лет у нас будет поколение не просто интеллектуалов, но интеллектуалов, способных общаться друг с другом.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru