На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 февраля 2021
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
     

Об опыте внеклассной работы с одаренными детьми

Ирина Аркадьевна Муравьёва,
учитель биологии высшей квалификационной категории
МОУ гимназия № 13,
руководитель МО учителей биологии и экологии
Центрального района г. Новосибирска

     Уважаемые коллеги! Работа учителя предметника неразрывно связана с деятельностью классного руководителя! Выполняя такую совместную функцию, можно учитывать индивидуальные особенности обучающихся своего класса, их интересы, наклонности.

     Следует брать во внимание возрастные особенности детей, региональные условия и другие факторы, необходимые для максимального развития познавательной деятельности обучающихся.

     Хочу поделиться опытом внеклассной работы с одаренными детьми по проведению кружковой работы и пригласить вас на открытое занятие кружка «Фитодизайн»: «Фитофантазии на тему Пасхи».

     В процессе обучения наблюдается повышение интереса к предмету «биология» и скачок роста качества успеваемости у тех обучающихся, которые занимаются в кружке «Фитодизайн» и активно участвуют во внеурочной деятельности по предмету.

     Разработана программа кружка, рассчитанная на три года обучения по 4 ступеням сложности.

     Работы, выполненные кружковцами, являются не только украшением интерьера гимназии, они помогают узнать историю, народные традиции (работа к Пасхе, Новому году), развивают историческое самосознание, способствуют формированию социальной и гражданской компетенции обучающихся. С целью патриотического воспитания кружковцами создана композиция у Мемориальной стены гимназии № 13, посвящённой выпускникам, погибшим в Чечне.

     Одарёнными учащимися 6-7 классов в 2005-2006 учебном году были разработаны и проведены экскурсии «В мир комнатных растений кабинета биологии».

     Одарённые дети являются инициаторами и главными участниками школьных праздников:
     – «Здравствуй, осень!»;
     – «День птиц»;
     – «Мой домашний питомец».

     Они принимают участие в конкурсах по изготовлению гербариев, наглядных пособий, муляжей, макетов по биологии.

     После проведения декады «Нет наркотикам!», по инициативе учащихся 10-11 классов была создана лекторская группа с тематикой лекций – «За здоровый образ жизни». В курс лекций вошли темы, наиболее заинтересовавшие гимназистов:
     – что такое «наркотики?»;
     – наркотический РАЙ и АД;
     – вредные привычки;
     – как не попасть под чужое влияние;
     – проблемы подростковой кожи;
     – ранние половые связи;
     – диеты. За и против.

     Работа с одарёнными детьми продолжается и в летний период. В гимназии работает летний лагерь «Исток», где гимназисты занимаются по различным направлениям:
     – творческо-эстетическому,
     – спортивному,
     – историческому,
     – литературному,
     – эколого-биологическому.

     В работу гимназистов эколого-биологического направления входили:
     – экскурсия по городу и в ботанический сад, на Сибирскую Ярмарку;
     – работа по озеленению пришкольного участка;
     – уход за комнатными растениями, оставленными на лето в школе;
     – работа кружка «Фитиодизайн»;
     – разработка проектов по охране пришкольного участка.

     Надо отметить, что одарённые дети, участвующие во внеурочной работе, лучше усваивают динамику развития живой природы, легко устанавливают причинно-следственные связи, могут без особых затруднений сделать выводы, обобщения, анализировать явления и события. Они входят в группу консультантов для учащихся по наиболее сложным учебным темам.

     Было установлено, что учебные темы, наиболее близкие с темой внеклассной работы, усваиваются такими обучающимися на 95-100%.

     Получая такой положительный эмоциональный заряд в процессе усвоения учебного материала, гимназисты стараются быть активными в любой внеклассной работе. Повышается их уровень психологической комфортности.

     Можно наблюдать рост успешности:
     – коммуникативной;
     – мотивационной;
     – социальной;
     – межличностной.

     Обучающиеся рассказывают о своих достижениях и привлекают к внеклассной работе своих одноклассников.

     Интерес среди одарённых обучающихся вызывает разработка и защита проектов, тематику которых выбирают и обсуждают коллегиально:
     – проект озеленения кабинета биологии;
     – «кабинет биологии моей мечты»;
     – проект озеленения пришкольного участка;
     – проект по разбивке газонов на пришкольном участке;
     – проект по созданию учебно-опытного участка на территории гимназии № 13;
     – проект охраны и защиты пришкольной территории.

     Количество участников разработки проектов и качество самих проектов возрастает с каждым годом.

     За прошедшие три года возросло количество гимназистов, участвующих в олимпиадах и научно-практических конференциях по биологии.

     Победители школьных олимпиад и научно-практических конференций, занявшие первые места, стали участниками районной олимпиады, где заняли призовые места.

     Анализируя успеваемость по биологии за три года, можно отметить её рост от 92 % до 95 % в 6-7 классах, от 89 % до 95 % в 8-9 классах, от 90 % до 96 % – в 10-11 классах.

     Успеваемость является не самым главным показателем успешной индивидуальности. В 2006-2007 году гимназия стала областной экспериментальной площадкой по формированию компетентностного подхода к обучению. МО естественных наук, наряду с другими, активно включилось в разработку модели личности выпускника гимназии № 13. Продолжается работа над выработкой критериев сформированности компетентной личности.

МАСТЕР–КЛАСС учителя биологии высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 13 города Новосибирска И.А. Муравьевой. Открытое занятие кружка «Фитодизайн»: «Фитофантазии на тему Пасхи» (1,7 МБ)
Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru