На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
     

Некоторые аспекты работы классного руководителя со студентами творческих специальностей

Елена Даниловна Фаль,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
высшей квалификационной категории
Новосибирского педагогического колледжа № 2,
классный руководитель 4 курса
Лариса Николаевна Полли,
преподаватель хоровых дисциплин
первой квалификационной категории
Новосибирского педагогического колледжа № 2,
классный руководитель 1 курса

     Педагогическая профессия без творческого начала априорно обречена на выхолащивание и рутину. Эта аксиома приобретает особую актуальность в сфере музыкальной педагогики, ведь нетворческий педагог-музыкант вряд ли сможет воспитать в своём ученике творческую личность. Музыкальное отделение Новосибирского педагогического колледжа № 2 готовит своих воспитанников к социально важной и востребованной работе музыкального руководителя в дошкольных образовательных учреждениях и учителя музыки в школе. Сфера компетенций педагога-музыканта сегодня необычайно расширилась. Он не только – учитель в ситуации урока, но и потенциальный руководитель детского музыкального театра, детской хоровой или эстрадной вокальной студии, организатор досуговой деятельности и всей внеклассной работы в общеобразовательной школе, т.е. творческая личность широкого профиля.

     Уже более десяти лет, примерно с середины 90-х годов прошлого века для преподавателей музыкального отделения колледжа одной из острейших проблем в организации образовательного процесса является проблема нового набора. И она коренится не только в той демографической ситуации, которая сложилась в нашем обществе. Эта проблема не столько количественная, сколько качественная.

     Сегодняшний абитуриент не только не имеет начального музыкального образования (70-80 %), но, как следствие, не представляет, что предпосылка любого творческого самовыражения это даже не большой талант, а прежде всего – большой труд, причём не только рядом с наставником, но более всего – наедине с самим собой. Данные психологического мониторинга, проведённого преподавателем психологии Хохловой С.П., показывают, что среди студентов-первокурсников набора 2007 года 45 % пришли в колледж с доминированием вовсе не учебно-познавательного мотива – направленность личности «на дело» составляет всего 18 %. Однако, этот тревожный показатель классный руководитель может и должен использовать в позитивном ключе – в работе по созданию учебного коллектива. Ориентация в большей степени «на себя» (27 %) и «на общение»(55 %) указывает на то, что у студентов присутствует потребность в вознаграждении своих успехов и потребность в совместной деятельности. Следовательно, есть все условия и психологические предпосылки для создания сплочённого коллектива. Важно найти оптимальные формы такой работы. Так, уже традицией стали выступления первокурсников на студенческой конференции в небольших фольклорных представлениях на основе рождественской традиции. Работа в таком материале позволяет выявить творческий актив группы, её неформальных лидеров. Именно в опоре на них и выстраивает свою дальнейшую работу классный руководитель.

     82 % первокурсников указывают, что для успешного освоения знаний, предъявляемых колледжем, главным для них является интерес к предметам. Опыт последующей работы преподавателей-предметников показывает, что предметный интерес зачастую носит единичный, избирательный характер, основан на уже существующей успешности, и лишь немногие студенты готовы к системной работе, в том числе по преодолению возможных учебных нагрузок и трудностей. Ребята настороженно и неохотно воспринимают абсолютно новые для них дисциплины, такие, например, как дирижирование, выказывают непонимание целесообразности многих других. На классного руководителя в значительно мере ложится нагрузка постоянной разъяснительной работы, которая ведётся вплоть до старших курсов, до времени прохождения активных форм педагогической практики. И нужно сказать, что сопротивление иногда приобретает достаточно серьёзные формы, приводит к хронической неуспеваемости и даже конфликтным ситуациям. Парадокс подобных проблем заключается в том, что их инициируют студенты, обладающие достаточно высоким творческим потенциалом, но низкая учебная мотивация которых не способствует действительно творческому саморазвитию. На преодоление и снятие подобных конфликтов также должна быть направлена работа классного руководителя.

     Сегодняшнего абитуриента характеризует достаточно высокий уровень тревожности – средняя 55 %, повышенная – 27 %, высокая 9 %. Наиболее выражена тревожность по показателю «проблемы и страхи в отношениях с учителями». Эта проблема, с одной стороны, очевидно, коренится в психологическом микроклимате современной школы (дети открыто говорят о причинах своего ухода из школы), с другой – в новизне той учебной обстановки и повышенных требованиях, которые предъявляет колледж по сравнению со школой. Классный руководитель в индивидуальной и групповой работе помогает таким ребятам пройти непростой процесс адаптации. При условии активной самостоятельной работы студента приходят и более долговременные результаты. Так, студенты, бывшие хроническими троечниками и неудачниками в школе, пришедшие в колледж с высоким уровнем тревожности, показывают впоследствии яркую динамику личностного и профессионального развития и нередко, заканчивая колледж с отличными дипломами, становятся ведущими учителями музыки в школах города и области.

     Безусловно, в работе классного руководителя с группами творческих специальностей много и других направлений. Среди них особо важную роль играет индивидуальная работа со студентом. Но эта тема требует отдельного обсуждения.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru