На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 февраля 2021
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
     

Выявление одаренности у детей

Марина Викторовна Прохорова,
учитель информатики
МОУ гимназия № 13 Центрального района
г. Новосибирска

     Классному руководителю особенно важно знать все о своем классе. Именно на него ложится основная воспитательная деятельность. Используя эту методику, классный руководитель может выявить явных лидеров класса и тех, кто очень незаметно влияет на все события. Определение сбалансированности класса по уровню энергии, по характеру, по целеустремленности, по самооценке позволит классному руководителю выявить причины многих проблем и понять, каким способом их решать.

     Каждый ребенок одарен. Задача педагога – выявить конкретную область одаренности. С этой целью в своей работе я использую метод оценки индивидуальных характеристик обучающихся А.Ф. Александрова.

     Методика анализа личностных характеристик по А.Ф. Александрову не требует самостоятельной оценки своей личности самим учеником (в отличие от психологических тестов), что позволяет избежать субъективизма при рассмотрении конкретного обучающегося.

     По данной методике строится матрица характеристик. Цифрам десятичной системы счисления ставится в соответствие набор характеристик или качеств. Матрица позволяет оценить около 80 характеристик.

     Для цифрового анализа обучающихся я учитываю следующие показатели:
     1. Характер, лидерство, воля
     2. Энергия общения, энергия действия
     3. Интерес к науке, технике
     4. Здоровье, физическая сила
     5. Логика, интуиция
     6. Физический труд, мастерство
     7. Терпимость, доброта
     8. Память
     9. Целеустремленность, умение ставить цели и задачи
     10. Сила самооценки, желание показать себя
     11. Талант
     12. Стремление к техническим наукам

     Различные комбинации этих показателей позволяют выявить тех обучающихся, которые будут наиболее успешны в технической или гуманитарной сфере, могут изобретать, с интересом исследуют какие-либо явления и предметы, способны рисовать, танцевать, смогут достичь хороших результатов в спорте.

     Учитываемые показатели используются также и для графического анализа. В его основе лежит квадратное уравнение. Метод парабол позволяет определить точки начала проявления качества, его максимального развития.

     Оба эти метода в совокупности помогут наиболее эффективно развивать те области, в которых ученик может чувствовать себя успешным, что позволит ему в дальнейшем определиться со своей профессиональной деятельностью.

     Методика анализа личностных характеристик позволяет также выстроить отношения учителя, классного руководителя с учениками.

     Не раз в своей работе я сталкивалась с конфликтными ситуациями как между учениками, так и между учеником и учителем. Матрица характеристик обучающихся позволяет сделать правильный выбор модели поведения с любым учеником. Конфликт можно погасить на самой ранней стадии.

     Владение полной информацией о каждом ученике своего класса и об их взаимодействии друг с другом сделает классного руководителя именно РУКОВОДИТЕЛЕМ всех процессов, происходящих в сложной системе «КЛАСС».

     Фрагмент методики анализа личностных характеристик обучающихся.

     Уважаемые классные руководители! Более подробную информацию о методике анализа личностных характеристик обучающихся вы можете узнать, обратившись к автору статьи по адресу: pm2005@rambler.ru

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru