На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 24 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
     

Некоторые технологии работы классного руководителя в гуманитарном классе

Ирина Анатольевна Литвин,
учитель истории высшей квалификационной категории,
классный руководитель 10 гуманитарного класса
МОУ гимназии № 1 Центрального района г. Новосибирска

     Если классный руководитель в своей деятельности исходит из положения, что каждый ребенок в его классе одарен – и амбициозный победитель олимпиад, и тихий троечник с задней парты, – то, безусловно, главными задачами в воспитательной работе станут следующие:
     1) создание условий для интеллектуального роста и постоянного творческого поиска (через предоставление широких возможностей выбора деятельности);
     2) выявление и реализация индивидуального и уникального в каждом ребенке.

     Оптимальным представляется выделение системообразующего вида деятельности. Специфика гуманитарного класса (эмоционального и богатого на творческих людей) не позволяет выделить какой-то один вид деятельности в качестве системообразующего. Мы называем три – общение, творчество, интеллектуально-культурная деятельность. Каждому виду деятельности присущи свои технологии.

     Назовем некоторые из них:

Виды
деятельности
Технологии
Общение 1. Дебаты как вариант формального общения (игра – столкновение противоположных позиций).
2. Личностно-ориентированные классные часы (например, «Я в классе и класс во мне»).
3. Коммуникативные игры (например, «дзинь-дзинь», интеллектуально-коммуникативная игра «контакт»).
4. Творческое общение в процессе работы над своими классными спектаклями.
5. Командная коммуникация в интеллектуальных играх.
6. Различные формы неформального общения – беседы, посиделки, чаепития, классные праздники и т.д.
7. Ролевые игры (например, «Я бизнесмен и ищу сотрудников», «Я дипломат и общаюсь с журналистами на пресс-конференции»).
8. Коммуникативная деятельность, направленная на познание друг друга (принцип – найдем хорошее во всех, о недостатках скажем с улыбкой. Например, творческая презентация всех ребят, коллективное творчество над визиткой класса. Примеры: М.Г. в свободное время, практически всегда, увлекается собой; Н.К. мечтает занять достойное место в ряду тиранов прошлого и т.д.).
9. Формирование системы взаимодействия в органах самоуправления. Описание работы органов самоуправления представлено после таблицы.
10. Создание архива класса, как формы заочного общения. Можно писать обо всех, обо всем и все, а главное о себе. Оскорбления недопустимы. Читать можно тоже всем. Своеобразный способ «оздоровления» классного коллектива.
Творчество 1. Разнообразные, но немногочисленные КТД:
• театральные постановки – «О любви и не только» по рассказам М. Зощенко в прошлом году;
• «Чудесная башмачница» по пьесе Гарсиа Лорки в нынешнем;
• подготовка концерта для родителей в конце года;
• празднование Нового года;
• составление плана воспитательной работы;
• подготовка визитки к празднику посвящения в старшеклассники.
2. Творческая актуализация через вовлечение ребят в разнообразные творческие проекты (песенные, танцевальные, информационные – презентации, газеты, сайты; регулярные массовые концерты на параллели. Например, концерт бардовской песни, концерт романсов весной 2007 года). Главный принцип – поют не поющие, играют, боящиеся сцены, танцуют – все!
3. Поддержка и помощь в реализации любой творческой инициативы. Так в октябре 2007 года состоялся концерт детских песен, идея которого принадлежала нашей девушке Г.Ж.
Интеллектуально-культурная деятельность 1. Технология интеллектуальных игр;
2. Дебаты;
3. Стимулирование читательской активности;
4. Постоянная вовлеченность в культурную жизнь нашего города через постоянные (в прошлом году – 9 раз, в этом учебном уже 6) выходы в театры, на концерты, в музеи. С обязательным живым обсуждением, спором по поводу увиденного и услышанного. Совсем не обязательно глобально и мировоззренчески. Главное образно и эмоционально, иногда прямо в театре или музее.
Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru