На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 февраля 2021
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
     

Развитие одарённости через классное руководство

Виктория Владимировна Безручко,
классный руководитель 6 и 8 классов
НОУ специализированного лицея
с этнокультурным еврейским
компонентом образования «Ор Авнер»

     До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

     «Детская одаренность». Произнося это, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже ни как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Одаренными чаще всего называют:
     – детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
     – детей с высоким уровнем творческих способностей;
     – детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
     – детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

     Ребёнок растёт, раскрывается как личность. Как он растёт, что сокрыто внутри него? И что должен сделать учитель, чтобы это сокрытое стало явным?

     Поиск ответов на эти вопросы помогает выстраивать работу классного руководителя в направлении раскрытия в ребёнке его творческого существа.

     Творчество – это всегда выход за рамки, за границы, это изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включённого в программу усвоения.

     Путь человека похож на путь цветка. Его движения не надо направлять. В естественных условиях он сам будет расти таким, каким ему предначертано. Нам остаётся лишь предугадать и обеспечить те условия, в которых наиболее полно реализуется дар ученика.

     В процессе развития одарённости детей у классного руководителя основная задача – понимающее, чувственное постижение истины путём проникновения в духовное содержание ребёнка, в его собственную обусловленность.

     Классный руководитель для одаренного ребенка:
     – является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам;
     – взаимодействие с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
     – верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
     – считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
     – стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

     Развитие креативных качеств детей необходимо осуществлять в следующих направлениях: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников (оригинальность), степень отличия от своих предыдущих работ.

Этапы организации работы классного руководителя

     1. Планирование. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо: создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы. Уровень развития личностных качеств можно определить на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года по следующим параметрам: воображение, самобытность, чувство новизны, интуиция, вдохновлённость, инициативность, придумывание, педагогическое творчество, целеполагание, целеустремлённость, работоспособность, рефлексия и самооценка. Диагностика проводится через наблюдение, тестирование, анализ продукции. Учащиеся ведут текущие записи в творческих книжках, журналах личных достижений примерно по следующим направлениям: что у меня сегодня лучше всего получилось? Чего я достиг?

     Исследовать можно различные виды одарённости, но классному руководителю удобнее всего будет рассматривать социальную (шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей), духовную (высокие моральные качества, альтруизм), творческую (музыка, живопись, театр и т.д.), практическую (знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание).

     2. Привлечение к деятельности классного руководителя психологической службы.

     В лицее «Ор Авнер» среди учащимся 6 и 8 классов, где я классный руководитель, была проведена психологическая диагностика, в процессе которой у каждого учащегося было выявлено:
     – отношение к себе, другу, учителю, родителям;
     – вид деятельности (управленец, исследователь и т.д.);
     – темперамент и восприятие; стимулы для мотивации;
     – коммуникативность (страстный, деловой и т.д.);
     – мотивы поведения (агрессивный, заботливый и т.д.).

     Данная диагностика поможет найти индивидуальный подход в работе с детьми. Социальный педагог через беседы и их анализ также рекомендует классному руководителю, в каком направлении работать с тем или иным ребёнком.

     3. Соответствие программы деятельности классного руководителя специфике школы.

     Основной целью, обозначенной в «Концепции НОУ специализированного лицея с этнокультурным еврейским компонентом образования Ор Авнер», является создание условий для индивидуальных способностей каждого ученика, обладающего национальным самосознанием. Следовательно, одна из задач – создание условий для развития детей с различным уровнем интеллектуальных способностей, с учётом склонностей, подготовленности и интересов ученика. Концепция включает три составляющих: систему естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического образования и воспитания. Исходя из этого, классные руководители строят свою работу, используя определённые методы и формы.

     В лицее я являюсь классным руководителем двух классов: 6 и 8. Создать условия для развития индивидуальных способностей каждого ученика реально, так как детей в классах небольшое количество: в 6 классе – 5 человек, в 8 классе – 9 человек. Селекция одарённых детей очень низкая, поэтому работаю по принципу «в каждом есть потенциал».

     Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием.

     Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы: «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы пли творческих зачетов и т.п.

     Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

     Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру». Поскольку Ор Авнер является лицеем с этнокультурным компонентом, то классная работа направлена на погружение ребёнка в культуру еврейского народа. Для этого существуют такие предметы, как еврейские традиции, история еврейского народа. Учащиеся участвуют во всех праздниках, особенно в еврейских. Например, для участия в празднике Ханука, каждый класс приготовил презентацию на тему этого события. При этом использовалась еврейская музыка, и зажигались ханукальные свечи. Ханука – это светлый праздник зажигания свечей. И Менора (восьмисвечник), и история праздника, и число свечей на самом деле обуславливают наше душевное состояние.

     Практически все еврейские праздники сопровождаются сценами из жизни, танцами и песнями. Вот тут и проявляется художественная одарённость ребёнка.

     Обязательно посещение вместе с ребятами театра, филармонии, выставок.

     На классных часах мы проводим викторины, сценки, игры, посвящённые не только светским событиям, но и истории еврейского народа, еврейской культуре, при этом формируя общечеловеческие ценности.

     Можно назвать другие классные часы: нравственная игра «Подумаем вместе», «Удивительный этикет», исследовательская работа «Толерантность», «Развитие интеллекта», «Нам жить в 21 веке» и т.д.

     Предлагаю вашему вниманию сценарий классного часа «Учимся разрешать конфликты».

Сценарий классного часа «Учимся разрешать конфликты» для учащихся 9 класса

     Цель. Усвоение учащимися правил разрешения конфликтов, развитие умения анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

     Участники: учащиеся класса и классный руководитель.

     Подготовительный этап:
     1. За 1-2 дня детям необходимо описать конфликтные ситуации, которые произошли с ними. Листочки не подписывать.
     2. Учителю отобрать наиболее типичные ситуации для подростков данного класса.
     3. Записать на доске «Правила разрешения конфликта».
     4. Организовать рабочие места для работы микрогрупп.

     Ход практикума.
     1. Беседа. Что такое конфликт. Конфликтная ситуация, инцидент. Правила поведения, предупреждающие конфликт.
     2. Учитель предлагает ознакомиться учащимся с правилами разрешения конфликта:
     – Анализ конфликтной ситуации (необходимо подумать и ответить на ряд вопросов): Кто участвует в конфликте (субъекты конфликта)? Что является главным противоречием, в чем рассогласование? Какова цель вашего оппонента?

     Какие положительные черты характерны для вашего оппонента, каковы, на ваш взгляд, его негативные черты? Какова ваша цель в конфликте?
     – Разрешение конфликта (вы начинаете действовать в соответствии с этими правилами). Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки, это дает вам шанс самому определять стратегию и тактику разрешения конфликта и гарантирует победу.

     Используйте «Я – сообщение» (констатация вашего огорчения по поводу возникших противоречий) и «активное слушание» (констатация замеченного вами огорчения оппонента в связи со случившимся спором).

     Предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.

     Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе, но не заносчивы и самонадеянны.

     Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.

     Практикум завершается, когда будут обсуждены все предложенные ситуации, сделаны выводы о пользе применения правил «беспроигрышного» разрешения конфликтов, осуществлена рефлексивная деятельность.

     Таким образом, данный тренинг поможет ребятам находить оптимальное решение в конфликтных ситуациях и чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

     Игры и упражнения

     1. «Паутина»
     Цель: знакомство, осознание взаимосвязи и взаимозависимости каждого члена коллектива друг от друга.
     Материал: клубок прочных ниток.
     Дети сидят на стульях, образуя круг. Один находит конец ниток, зажимает его в руке и бросает клубок другому со словами: «Я – Рома Суховский, бросаю клубок Саше Ивашкину». Саша, держась за нить, бросает клубок дальше и называет своё имя и имя следующего игрока. Получается паутина. Можно обсудить с детьми возникающие при игре чувства, например: «Мы теперь все связаны друг с другом. От поступков каждого зависит жизнь в нашем классе. Затем клубок отправляется в обратный путь. Клубок бросать только над нитью.

     2. «Бродячие репортёры»
     Цель: знакомство, осознание проблем класса и путей их решения.
     Материал: листы бумаги и карандаши.
     Каждый учащийся пишет своё имя, ходит по комнате и берёт интервью у своих товарищей. Репортёр задаёт вопросы и записывает ответы. К концу игры каждый участник имеет определённую информацию о свойствах, характерах, интересах, симпатиях своих товарищей.
     Вариация. Можно задать какую-нибудь тему, например: «Мне нравится (не нравится) в классе», «Что нам всем нужно делать, чтобы в классе было интересней?»

     3. «Ты мне нравишься, потому, что…»
     Цель: установление благоприятного климата взаимоотношений в коллективе.
     Эту игру проводят в классах с достаточно высокой активностью и доброжелательной атмосферой.
     Учащиеся сидят в кругу. Кто-нибудь один садится в круг. Дети говорят, что им нравится в данном учащемся. Важно, чтобы говорили не о мелочах, а о чертах и свойствах характера. Участие должно быть добровольным.
     Вариация. Можно проводить игру для именинников.

     Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

     Поскольку я являюсь учителем биологии, то стараюсь привлечь ребят к деятельности именно в этой области. Учащиеся из 8 класса, наиболее заинтересованные естественными науками, приходят в воскресную школу и занимаются исследовательской работой по предметам биологии, экологии, валеологии. Например, по экологии ребята проводили следующие исследования: «Особенности сложения растительной компоненты дворовых территорий Железнодорожного, Дзержинского и Ленинского районов», «Поражение листьев растений, растущих у дороги», «Экологический паспорт лицея»; по валеологии: «Отношение населения Новосибирска к системе фаст-фуда», «Травматизм в Новосибирске», «Проблемы кошерного питания», «Стрессы». Кроме того, ежегодно методическим объединением естественных наук проводится предметная декада, приуроченная ко Дню Земли. В этой декаде учащиеся обязательно участвуют. Они готовят спектакли, стихи, рисунки, конкурсы, презентации. Посещаем зоопарк, краеведческий музей, гуляем в скверах и парках, где ребята могут оценить антропогенный пресс на природное сообщество, участвуем в конкурсе «День птиц», а в перспективе выступления на олимпиадах и научно-практических конференциях. Хочется отметить ребят, которые имели успехи в интеллектуальных конкурсах: 2006-2007 год – Антон Чирцов (9 класс) и Персиянова Катя (8 класс) – 1 и 3 места в районе по экологии, 2007-2008 год – Персиянова Катя (9 класс) – 2 место по экологии, Поляков Леон (8 класс) – 3 место по биологии (олимпиады); 2005-2006 год – Чирцов Антон (8 класс) и Переплёткин Саша (9 класс) – 1 и 2 места в районе по экологии, в городских конкурсах: Чирцов Антон – лауреат, Катя Персиянова – призёр «Золотой лиги».

     Таким образом, классный руководитель побуждает ребят к самостоятельной работе, ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой дети прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

     Одаренный ребёнок получает большие возможности развития мышления, креативности, толерантности к любой референтной группе, умение работать самостоятельно. Он компетентен в решении стоящих проблем и несёт ответственность за свои действия.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru