На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 февраля 2021
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
     

Методическая разработка классного часа «Профессиональное соответствие»

Светлана Владимировна Тестоедова,
классный руководитель 9 «Б» и 10 «Б» классов
МОУ лицей № 9 Железнодорожного района
г. Новосибирска

     Как хочется сказать высокопарно
     О жизни классной дамы.
     Я родилась под знаком овна
     В год рогатого быка,
     И мой девиз гласит:
     РАБОТА. РОДИНА. СЕМЬЯ!
     Работа – бог, семья – мой тыл,
     А Родина – одна – РОССИЯ,
     Поля и реки и долины,
     Снега, леса любимой мной Сибири,
     Все дорого в родном краю,
     Новосибирску песнь пою.
     Я – овцебык и знак мой труд,
     Верна работе, упорна и трудолюбива,
     Для школы и семьи необходима,
     Поет, танцует и играет в КВН,
     Всем хороша, добра, строга.

     Люблю детей, родных имею двое.
     За двадцать лет работы в школе
     Родными стали все:
     Пять выпусков прошло,
     И каждый в сердце остается
     И время, слово для него найдется.
     Терпение и доброта – основа нашего труда!
     А вот мой класс 2008 года:
     Пятнадцать девчонок и пять мальчишек,
     Веселых, озорных и добрых ребятишек.
     Идем в поход, спешим в театр,
     Готовим день рождение Альме-матор!
     И классный час – трибуна,
     Мы спорим пусть до хрипоты,
     Что есть судьба и что фортуна,
     И как прожить без доброты.
     Я все отдам – чтоб их понять,
     Чтоб им помочь. И все
     проблемы МЫ прогоним прочь.

Уважаемые коллеги!

     Предлагаемый классный час можно использовать в работе по профориентации в 9-10 классах, когда, в основном, учащиеся принимают решение о профессиональном самоопределении.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООТВЕТСТВИЕ»

     Цель: проведение профессиональной пробы для своевременного, сознательного и обоснованного выбора профессии.

     Задачи:
     1. Предоставить возможность составить объективный образ собственного «Я»: знать о своих психолого-физиологических ресурсах, адекватности самооценки, способности к самоконтролю, регулировки поведения.
     2. Организовать дискуссию по соответствию результатов психологического тестирования и собственного мнения ученика на будующюю профессию.
     3. Представить мнение родителей и студентов по профессиональному самоопределению.
     4. Провести ознакомление с профессиями, связанными с профилем класса, для формирования положительной мотивации и интереса к предметам естественнонаучного цикла.

     Подготовительная работа:
     1. Проведение тестирования по шкале Е.А. Климова на определение типа профессионального соответствия.
     2. Проведение комплексного тестирования на профессиональное соответствие.
     3. Приглашение родителей и выпускников на классный час.
     4. Подготовка учащихся к самопрезентации.
     5. Ознакомление учащихся с правилами дискуссии.

     План проведения классного часа:
     1 Вводное слово учителя. Значение роли выбора профессии на судьбу человека.
     2. Выступление родителей. Значение любимой профессии.
     3. Выступление выпускника лицея. Выбор школы – выбор профессии – выбор вуза.
     4. Деление на 5 групп по типам: человек – знаковая система; человек – техника; человек – природа; человек – художественный образ; человек – человек. Сообщения о видах профессий, соответствующих данным типам. Игра-перевоплощение.
     5. Дисскусия о соответствии психологического и собственного «Я» ученика, родителя, выпускника.
     6. Определение предназначения человека – его профессии.
     7. Заключение: учащиеся, учитель, родители.

     Содержание классного часа:
     Учитель: Среди десятков принимаемых решений ни одного не может сравниться по своему значению, по роли и влиянию на судьбу с решением выбора профессии. Основным условием в современном обществе для успешного применения своих сил, склонностей является высокий уровень образованности и компетентности. Только в процессе творческого применения своих знаний человек получает моральное удовлетворение, растет духовно, живет счастливо. Стихийность выбора профессии весьма нередко приводит к неудовлетворенности человека своим существованием, работа становится в тягость, она приводит иногда к профессиональным заболеваниям, ввергает в депрессию, стрессовое состояние или приводит к нервным заболеваниям. Как определить, чем Вам в жизни заниматься лучше, чтобы не растрачивать здоровье, чтобы не биться попусту там, где все равно ничего не добьетесь, а направить свои усилия в то русло, которое для вас самое предпочтительное, выбрать путь, по которому идти будет легко и приятно.
     Родитель: Выступление о значении своей профессии.
     Выпускник: Выступление о выборе профессии. Значение школы для данного выбора.
     Ведущий: Преставление результатов определения типов профессионального самоопределения. Сообщения. Распределение по группам.
     Игра-перевоплощение: каждой группе выдается предмет: белый халат, книга, карандаш, калькулятор, цветок. Задание – назвать как можно больше профессий и качеств личности, необходимых для данной профессии.
     Учитель: Необходимо хорошо изучить свою личность для выбора профессии. Для этого психологи школы проводили психологическое тестирование, с результатами которого вы были ознакомлены. Давайте разойдемся на две группы – группа, в которой ребята согласны с результатами тестировании, и группа, в которой не согласны с результатами тестирования. Дискуссия по теме.
     Учитель: Вы получили предварительные результаты, и не надо огорчатся, если у вас нет пока четко выработанных критериев и готовности отнести себя к представленным типам. Эти типы условны. Жизнь гораздо сложнее и многообразнее. Человек, творчески относящийся к любому делу, даже не очень любимому, находит в нем положительные стороны и интерес благодаря не тривиальному подходу и достигает больших успехов.
     Учитель: Ну что нам судьба готовит? Существуют разные способы предсказания судьбы, а значит и профессии. Мы заранее произвели расчеты и вот результат нашего исследования: Находим самый длинный отрезок:
     ОА – врач
     ОБ – артист
     ОВ – духовный деятель, психолог
     ОГ – воин, армия, органы правопорядка, охрана
     ОД – правитель, руководитель, лидер, организатор
     ОЕ – ученый, служащий, чиновник, инженер, исследователь
     ОЖ – купец, финансист, коммерсант, бизнесмен.

     Разница на 20 % между самым длинным и самым коротким – рабочий.
     В любой профессии одной склонности мало. Нужны знания, опыт и упорный ежедневный труд, который поможет добиться успеха. Предопределение – это еще не все! Без труда, на одних склонностях не уедешь. Профессиональное самоопределение – первый кирпич в здании «общественная жизнь».
     Учащиеся: Выводы по теме классного часа.
     Учитель: Заключительное слово – «Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным», Сенека.

Литература

     1. Классному руководителю. Учеб-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Центр «ВЛАДОС», 1999.
     2. Левшинов А. 12 сторон ладони.– С.-П., 1998.
     3. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.В. Классные часы (серия «Сердце отдаю детям»). – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
     4. 50 новых форм групповой деятельности детей / Учеб-метод. Пособие, – М.: Просвещение, 2000.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru