Методическая разработка классного часа «Профессиональное соответствие»
|
Светлана Владимировна Тестоедова,
классный руководитель 9 «Б» и 10 «Б» классов
МОУ лицей № 9 Железнодорожного района
г. Новосибирска
|
Как хочется сказать высокопарно
О жизни классной дамы.
Я родилась под знаком овна
В год рогатого быка,
И мой девиз гласит:
РАБОТА. РОДИНА. СЕМЬЯ!
Работа – бог, семья – мой тыл,
А Родина – одна – РОССИЯ,
Поля и реки и долины,
Снега, леса любимой мной Сибири,
Все дорого в родном краю,
Новосибирску песнь пою.
Я – овцебык и знак мой труд,
Верна работе, упорна и трудолюбива,
Для школы и семьи необходима,
Поет, танцует и играет в КВН,
Всем хороша, добра, строга.
Люблю детей, родных имею двое.
За двадцать лет работы в школе
Родными стали все:
Пять выпусков прошло,
И каждый в сердце остается
И время, слово для него найдется.
Терпение и доброта – основа нашего труда!
А вот мой класс 2008 года:
Пятнадцать девчонок и пять мальчишек,
Веселых, озорных и добрых ребятишек.
Идем в поход, спешим в театр,
Готовим день рождение Альме-матор!
И классный час – трибуна,
Мы спорим пусть до хрипоты,
Что есть судьба и что фортуна,
И как прожить без доброты.
Я все отдам – чтоб их понять,
Чтоб им помочь. И все
проблемы МЫ прогоним прочь.
Уважаемые коллеги!
Предлагаемый классный час можно использовать в работе по профориентации в 9-10 классах, когда, в основном, учащиеся принимают решение о профессиональном самоопределении.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООТВЕТСТВИЕ»
Цель: проведение профессиональной пробы для своевременного, сознательного и обоснованного выбора профессии.
Задачи:
1. Предоставить возможность составить объективный образ собственного «Я»: знать о своих психолого-физиологических ресурсах, адекватности самооценки, способности к самоконтролю, регулировки поведения.
2. Организовать дискуссию по соответствию результатов психологического тестирования и собственного мнения ученика на будующюю профессию.
3. Представить мнение родителей и студентов по профессиональному самоопределению.
4. Провести ознакомление с профессиями, связанными с профилем класса, для формирования положительной мотивации и интереса к предметам естественнонаучного цикла.
Подготовительная работа:
1. Проведение тестирования по шкале Е.А. Климова на определение типа профессионального соответствия.
2. Проведение комплексного тестирования на профессиональное соответствие.
3. Приглашение родителей и выпускников на классный час.
4. Подготовка учащихся к самопрезентации.
5. Ознакомление учащихся с правилами дискуссии.
План проведения классного часа:
1 Вводное слово учителя. Значение роли выбора профессии на судьбу человека.
2. Выступление родителей. Значение любимой профессии.
3. Выступление выпускника лицея. Выбор школы – выбор профессии – выбор вуза.
4. Деление на 5 групп по типам: человек – знаковая система; человек – техника; человек – природа; человек – художественный образ; человек – человек. Сообщения о видах профессий, соответствующих данным типам. Игра-перевоплощение.
5. Дисскусия о соответствии психологического и собственного «Я» ученика, родителя, выпускника.
6. Определение предназначения человека – его профессии.
7. Заключение: учащиеся, учитель, родители.
Содержание классного часа:
Учитель: Среди десятков принимаемых решений ни одного не может сравниться по своему значению, по роли и влиянию на судьбу с решением выбора профессии. Основным условием в современном обществе для успешного применения своих сил, склонностей является высокий уровень образованности и компетентности. Только в процессе творческого применения своих знаний человек получает моральное удовлетворение, растет духовно, живет счастливо. Стихийность выбора профессии весьма нередко приводит к неудовлетворенности человека своим существованием, работа становится в тягость, она приводит иногда к профессиональным заболеваниям, ввергает в депрессию, стрессовое состояние или приводит к нервным заболеваниям. Как определить, чем Вам в жизни заниматься лучше, чтобы не растрачивать здоровье, чтобы не биться попусту там, где все равно ничего не добьетесь, а направить свои усилия в то русло, которое для вас самое предпочтительное, выбрать путь, по которому идти будет легко и приятно.
Родитель: Выступление о значении своей профессии.
Выпускник: Выступление о выборе профессии. Значение школы для данного выбора.
Ведущий: Преставление результатов определения типов профессионального самоопределения. Сообщения. Распределение по группам.
Игра-перевоплощение: каждой группе выдается предмет: белый халат, книга, карандаш, калькулятор, цветок. Задание – назвать как можно больше профессий и качеств личности, необходимых для данной профессии.
Учитель: Необходимо хорошо изучить свою личность для выбора профессии. Для этого психологи школы проводили психологическое тестирование, с результатами которого вы были ознакомлены. Давайте разойдемся на две группы – группа, в которой ребята согласны с результатами тестировании, и группа, в которой не согласны с результатами тестирования. Дискуссия по теме.
Учитель: Вы получили предварительные результаты, и не надо огорчатся, если у вас нет пока четко выработанных критериев и готовности отнести себя к представленным типам. Эти типы условны. Жизнь гораздо сложнее и многообразнее. Человек, творчески относящийся к любому делу, даже не очень любимому, находит в нем положительные стороны и интерес благодаря не тривиальному подходу и достигает больших успехов.
Учитель: Ну что нам судьба готовит? Существуют разные способы предсказания судьбы, а значит и профессии. Мы заранее произвели расчеты и вот результат нашего исследования: Находим самый длинный отрезок:
ОА – врач
ОБ – артист
ОВ – духовный деятель, психолог
ОГ – воин, армия, органы правопорядка, охрана
ОД – правитель, руководитель, лидер, организатор
ОЕ – ученый, служащий, чиновник, инженер, исследователь
ОЖ – купец, финансист, коммерсант, бизнесмен.
Разница на 20 % между самым длинным и самым коротким – рабочий.
В любой профессии одной склонности мало. Нужны знания, опыт и упорный ежедневный труд, который поможет добиться успеха. Предопределение – это еще не все! Без труда, на одних склонностях не уедешь. Профессиональное самоопределение – первый кирпич в здании «общественная жизнь».
Учащиеся: Выводы по теме классного часа.
Учитель: Заключительное слово – «Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным», Сенека.
Литература
1. Классному руководителю. Учеб-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Центр «ВЛАДОС», 1999.
2. Левшинов А. 12 сторон ладони.– С.-П., 1998.
3. Сгибнева Е.П., Солдатова Т.В. Классные часы (серия «Сердце отдаю детям»). – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
4. 50 новых форм групповой деятельности детей / Учеб-метод. Пособие, – М.: Просвещение, 2000.
|