На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня понедельник, 30 марта 2020
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя
     

Одаренные дети

Лариса Анатольевна Краевская,
психолог и координатор программы «Здоровье»
МОУ СОШ № 131 Заельцовского района
г. Новосибирска

     Уважаемые коллеги! Обращаюсь к вам с темой очень актуальной и волнующей не только педагогов, но и родителей – обучение и воспитание одаренных детей. Кто такой одаренный ребенок? Как выявить одаренность у учащихся? Какие проблемы существуют у талантливых детей и как с такими учениками работать? Это вопросы, на которые я постараюсь вам ответить.

     Принято считать, что одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Их отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Чаще всего внимание к таким ученикам привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

     Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

     Дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную, практическую, художественную одаренность.

     Психомоторная сфера – ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики, обладает хорошей зрительно-моторной координацией, любит движение (бег, прыжки, лазание), прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений, прекрасно владеет телом при маневрировании, для своего возраста обладает исключительной физической силой.

     Интеллектуальная сфера – ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, знает много, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.

     Академические достижения – такая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более избирательной, нежели интеллектуальная. Эти учащиеся могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.

     Социальная одаренность – ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям, в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить играми или занятиями сверстников, генерирует идеи и решение задач, принимает на себя ответственность, выходящую за рамки характерной для его возраста.

     Художественная деятельность – к данной сфере относятся изобразительное искусство и музыка. Дети с художественной одаренностью проявляют очень большой интерес к визуальной информации, в мельчайших деталях запоминают увиденное, проводят много времени за лепкой и рисованием, демонстрируют опережающую свой возраст умелость, их работы оригинальны. В музыке такие дети отличаются повышенным любопытством ко всем звучащим предметам, чутко реагируют на характер и настроение музыки, легко повторяют короткие ритмичные куски, узнают мелодию по первым звукам, с удовольствием подпевают, выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки.

     Творческая одаренность – ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующие его занятия, работу, демонстрирует высокий энергетический уровень, часто делает все по-своему, способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат. Такого ребенка выделяет отсутствие внимания к условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, яркий темперамент, редко вызывает положительное отношение преподавателей и окружающих.

     Практическая одаренность. В последние годы наметилась тенденция к выделению еще одного вида одаренности – практической. Такой ребенок вполне может иметь репутацию весьма среднего ученика. Основной его способностью может считаться знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать это знание. Он вырабатывает способы компенсации своих слабостей, обращаясь во внешний мир – привлекает, например, других людей, чтобы выполнить то, что сам не может.

     Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

     Так, например, одаренные дети могут находиться в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими, и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Социальная изоляция – это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.

     Для того, чтобы помочь таким детям преодолевать возникшие трудности и развивать их уникальные способности, прежде всего, необходима грамотная комплексная диагностика, в которой должны принимать участие разные специалисты: психологи, педагоги, родители и дети. Притом последние не только в роли подопытных. Для каждой из этих категорий работников необходим свой, специально разработанный метод-инструментарий. Только сопоставление всех данных может дать картину, максимально приближенную к истине.

     При выявлении одаренности у учащихся может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

     Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.

     Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Последнее обстоятельство позволяет существенно расширить сферу используемых психодиагностических методов и учесть целый ряд дополнительных моментов: особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; наличие (или отсутствие) различных форм дисинхронии в развитии одаренного ребенка; особенности развития эмоциональной сферы ребенка и т.п.

     В организации учебного и воспитательного процесса с такими детьми должны присутствовать урочные и внеурочные методы и формы работы.

     На уроках широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, разнообразные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

     Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных занятий в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин. Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.

     Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

     Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

     В заключение хочу отметить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости и терпения.

     Желаю вам успешной работы с вашими «юными талантами»!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru