Урок-импровизация «Новосибирску посвящается…»
|
Людмила Львовна Добролюбова,
учитель истории высшей квалификационной категории
МОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска
|
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по истории, посвященный истории города Новосибирска. Идеи данного урока можно с успехом использовать при проведении классного часа для разных возрастных категорий обучающихся, регулируя уровень сложности предлагаемых заданий!
Вид урока: мастер-класс.
Цель:
– формирование яркого, образного представления о Новосибирске;
– создание условий для проявления индивидуальных творческих способностей и интересов.
Прогнозируемый результат: достижение поставленных целей.
Сверхзадача урока:
– мотивация интереса к углубленному изучению истории «малой Родины»;
– формирование стремления передачи знаний о городе Новосибирске подрастающему поколению.
Личностная значимость изучаемого: осознание участниками урока-импровизации своей роли в развитии и процветании города Новосибирска.
Методы обучения: частично-поисковый; активная, рефлексивная деятельность.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Сопровождение урока:
– музыкальное оформление:
«Наш город Новосибирск», дуэт «Гости»;
«Встреча» (инструментальная пьеса из к/ф «Цыган», Валерий Зубков;
«Землю обмотали тоненькие нити…» (автор неизвестен).
– художественно-графическое обеспечение;
– дидактические карточки и карты опоры.
Приёмы деятельности учителя:
– создание эмоционального фона для доброжелательного сотрудничества;
– предоставление возможности самовыражения в различных формах;
– привлечение знаний и личного опыта;
– актуализация знаний;
– организация групповой работы;
– работа с раздаточным материалом;
– корректирующий контроль процесса творческой деятельности;
– стимулирование эмоционального отклика на предложенные задания;
– формирование чувства успеха;
– осуществление рефлексии полученного результата
Организация деятельности участников мастер-класса:
– знакомятся;
– участвуют в постановке цели урока;
– участвуют в обсуждении заданий;
– работают в группах;
– аргументировано обосновывают ответ;
– обсуждают;
– составляют коллаж;
– обосновывают свою точку зрения;
– высказывают свое мнение, обмениваются мнениями;
– отвечают устно на вопросы, выявляющие сообразительность, информированность;
– демонстрируют имеющиеся знания.
Развитие умений:
– использовать имеющиеся знания;
– использовать личный опыт и опыт эмоционального общения;
– уметь слушать и уважать мнение другого;
– работать с раздаточным материалом;
– выделять необходимую информацию из предложенной;
– четко и кратко выполнять задания;
– высказывать собственное мнение, обосновывать его;
– анализировать и обобщать информацию;
– работать в заданном темпе;
– уметь публично выступать;
– проявлять свою начитанность;
– адекватно воспринимать информацию;
– анализировать и обобщать информацию;
– использовать возможность самовыражения;
– слушать участников, сопереживать их успехам и неудачам;
– занимать активную гражданскую позицию;
– применять знания на практике.
Доля участия учителя и участников мастер-класса: совместная работа равноправных субъектов.
Этапы урока:
1. Знакомство;
2. Совместная постановка цели урока;
3. Подготовка к групповой работе;
4. Групповая работа;
5. Выявление лидера в группе;
6. Заключительный этап урока;
7. Рефлексия.
Домашнее задание: продолжить изучение истории города Новосибирска.
Рефлексия.
УРОК-ИМПРОВИЗАЦИЯ «НОВОСИБИРСКУ ПОСВЯЩАЕТСЯ»
Песня «Землю обмотали…»
Здравствуйте дорогие ребята!
I. Короткое и, как правило, бурно проходящее упражнение предназначено для того, чтобы «растопить лед» в классе, раскрепостить участников события, создать игровую атмосферу, смягчить обстановку, уменьшить напряженность.
Поздоровайтесь друг с другом так, как это принято в разных государствах мира.
1. Поздоровайтесь, обняв человека и целуя его два раза в щеки, как делают в Испании и Португалии.
2. Поздоровайтесь, обняв человека и целуя его три раза в щеки, как делают в Бельгии и Голландии.
3. Поздоровайтесь, обняв человека и целуя его четыре раза в щеки, как делают в Париже.
4. Поздоровайтесь с человеком, сохраняя расстояние в 50 см и легко пожимая ему руку, как делают в Англии.
5. Поздоровайтесь, сложив руки как для молитвы и склонившись, как делают в Японии.
6. Поздоровайтесь, потеревшись друг с другом носами, как делают эскимосы.
7. Поздоровайтесь, горячо и сильно сжав человека в своих объятиях, как делают в России и в Израиле.
8. Поздоровайтесь с помощью крепкого и сильного рукопожатия, как делают в Германии.
9. Поздоровайтесь с человеком, сняв шапку и поклонившись, как делали это в древней Руси.
Вопросы для обсуждения.
Что вы чувствовали во время своего приветствия? Когда приветствовали Вас? Была ли в этом разница? (к разговору о «странности» чужих обычаев и своих)?
При каких знаках приветствия вы чувствовали себя естественно (например, испытывали ли вы неловкость, когда с вами горячо здоровались, пытаясь вас поцеловать три раза)? Почему? Случалось ли что-то подобное в жизни?
Как, по-вашему, в какой степени эти приветствия являются стереотипами? Все ли немцы приветствуют друг друга крепким рукопожатием?
II. Формирование групп.
Для дальнейшей работы нам нужно сформировать группы. Сделаем это следующим образом. У меня в руках карточки, где информация перепутана по трем признакам. Ваша задача – разделить ее и найти друг друга.
Вопрос. Что объединяет вашу группу?
III. Аудио (или видео) – фрагмент о городе Новосибирске.
Ваша задача определить (догадаться) о чем будет идти речь сегодня на нашем уроке-импровизации.
Вопрос. Как вы считаете, чем эта тема интересна и актуальна для нас?
IV. Найти город Новосибирск на глобусе и прикрепить звездочку.
Аудиофрагмент «Песня о Новосибирске».
V. Обсудите в группах и назовите три ярких признака, характеризующих наш родной город. По возможности представьте аргументы.
VI. История Новосибирска – это история каждого из нас с вами. Это история нескольких поколений. Наших прадедов, дедов, родителей, внесших немалый вклад в становление и процветание города. Я предлагаю отдать дань истории родного Новосибирска и построить свой дом, пользуясь знаниями истории Новосибирска.
1-ая гр. – в Новосибирске революционном,
2-ая гр. – в Новосибирске социалистическом,
3-я гр. – в Новосибирске современном.
У вас есть карточки опоры, вы должны выбрать историческую информацию, касающуюся той эпохи, которая записана на вашей карточке, и образно представить её в виде здания.
Вопрос. Зачитайте информацию. Соответствует ли она заданной эпохе? Есть ли ошибки?
VII. История не только события, но и даты.
Приглашаю трех смельчаков!
Становитесь в трёх шагах от приза!
Примерные задания:
Задание 1. Год рождения Новосибирска – 1893 г.
Задание 2. Открытие Новосибирского театра оперы и балета – 1945 г.
Задание 3. Год выборов мэром г. Новосибирска В. Городецкого – 2000 г.
Сто лет – это срок немалый,
Но он по-прежнему молод,
Мой юный, совсем не старый,
Родной и любимый город!
Он будет еще красивей,
Он станет еще могуче,
И нет для меня в России
Этого города лучше!
VIII. Воздадим хвалу родному городу!
(представители групп вытягивают задание)
Примерные задания:
Задание 1. Сделать памятник «Новосибирск будущего».
Задание 2. Показать визитную карточку «Мой Новосибирск».
Задание 3. Сделать коллаж «Мой Новосибирск родной» (фонограмма песни о г. Новосибирске).
IX. Задание зрителям.
X. Финал урока. Рефлексия.
|