На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья
     

Люди будущего, или что важно знать родителям, у которых растет одаренный ребенок

Вера Викторовна Сундеева,
заведующая лаборатории
школьного здоровья ГЦОЗ «Магистр»

     Нет ничего удивительного в том, что рождается много одаренных детей. Россия всегда была богата талантами. Их знает весь мир.

     Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Если для школы важным является вопрос, как учить и взаимодействовать с такими детьми, то для родителей – это, прежде всего, вопросы, как понять, что ребенок одарен, что сделать для его развития и как помочь социальной реализации будущего взрослого человека.

     В институте Эвана Томаса (институт развития человеческого потенциала), который расположен в пригороде Филадельфии, обнаружили, что существует шесть функций, благодаря которым человек выделяется среди всех других созданий. Все функции – продукт коры головного мозга. Три из этих функций по своей природе являются моторными и полностью зависят от трех других, сенсорных.

     Моторные функции: ходьба, бег, прыжки в вертикальном положении, при которых противоположные конечности движутся вместе (правая рука, левая нога – левая рука, правая нога). Речь, в виде искусственно придуманного, символического звукового языка, основанного на определенных соглашениях. Письмо, в виде искусственно придуманного, символического визуального языка.

     Эти способности человека основаны на трех сенсорных способностях: зрение, благодаря которому мы можем читать письмена придуманного, символического, визуального языка; слух, благодаря которому мы можем понимать звуки придуманного, символического, звукового языка; ощущение, благодаря которому мы способны идентифицировать объекты, не прибегая для этого к помощи зрения, вкуса или запаха.

     Те же функции измеряют и невропатологи: двигательные навыки (ходьба), языковые навыки (разговор), мануальные навыки (письмо), визуальные навыки (чтение и наблюдение), слуховые навыки (прослушивание и понимание), тактильные навыки (ощущение и понимание).

     Считается, что чем лучше развиты эти навыки, тем больше шансов у ребенка добиться успехов в школе. Если же навыки развиты плохо, то наверняка в школе будут проблемы. А если ребенок владеет навыками лучше своих сверстников, то его можно считать одаренным.

     В норме, ребенок приобретает эти навыки к шести годам; дети, умеющие выполнять эти функции к пяти годам, считаются выдающимися, четырехлетки – почти гении.

     Чаще всего к одарённым детям относят умных, понятливых, сообразительных детей. И если Вы среди различных признаков одарённости выделяете хорошо развитое мышление как наиболее существенный признак, Ваше мнение совпадает с точкой зрения ряда учёных (А.А. Люблинская, А.И. Макарова и др.).

     В общеобразовательной школе классический школьный «отличник» – это тот ребенок, который хорошо усваивает чужие мысли, умеет их пересказать, сделать выводы. А одаренный – это тот ребенок, который легко не только усваивает школьную программу, но и постоянно что-то создает, на все имеет свои мысли и суждения. Как говорят психологи, креативный ребенок.

     Если ребенок одарен интеллектуально, то видно его постоянное желание заниматься умственной деятельностью. Умственный труд он считает для себя самым любимым. За все, что берется, легко, быстро и очень качественно выполняет, и это является первым приоритетом жизни.

     Первым же условием развития одаренностей ребенка является семья, конкретные мамы и папы. Именно в семье родители имеют возможность наблюдать за тем, что больше интересует их ребенка, какое у него любимое занятие, могут вовремя создать условия для развития способностей.

     Понятно, что на пустыре роза не вырастет. И бутон не раскроется, если вовремя не поливать. Как правило, одаренные дети рождаются у родителей, которые сами достаточно образованны, талантливы, имеют какие-либо увлечения. Если родители имеют дома библиотеку, много читают и обсуждают в семье прочитанное, есть большая доля вероятности, что ребенок также будет увлечен чтением, и у него рано разовьется правильная речь, и он не будет бояться высказывать свое мнение. Познавательная потребность родителей является одним из условий развития одаренности ребенка.

     Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка:
     а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков;
     б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.

     Какой способ выбрать, решать родителям. Но прежде они должны четко знать ответы на вопросы: «Что самое важное в жизни? Что они хотят дать ребенку?»

     Вероятно, на первом месте должны стоять здоровье, как физическое, так и духовное, моральные ценности. Эти свойства не менее ценны, чем выдающиеся умственные, спортивные способности, абсолютный слух, творческое самовыражение.

     С точки зрения формирования здоровой самооценки и развития чувства полноценности, одаренному ребенку нужно создать условия для общения с такими же одаренными детьми, потому что наряду с радостью познания нового и интересного, детей ждет горечь разочарования.

     Вот что пишут психологи о проблемах одаренных детей.
     1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появиться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
     2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя.
     3. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
     4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка.
     5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.
     6. Стремление к совершенству. Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
     7. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей желанием достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
     8. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
     9. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.
     10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
     11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

     Очень важно постоянно заботиться о развитии ребенка, о его интересе к знаниям и к школе, смотреть, что задается на дом, анализировать, не слишком ли легкие задания, достаточно ли они развивают способности. Но ни в коем случае нельзя растворяться в жизни ребенка, в заботе о его развитии полностью забывать о своих желаниях и потребностях. Когда ребенок вырастет, это может привести к горьким сожалениям о своих упущенных возможностях. Конечно, «мамы всякие нужны, мамы всякие важны», но точно известно, что дети очень хотят гордиться успехами своих родителей.

     Родителям нужно обязательно знать, что наряду с ярко выраженными способностями, существует так называемая нормальная одаренность, когда у самого обычного ребенка можно воспитать, развить, укрепить высокие способности. И такой ребенок будет одаренным и может очень много сделать в своей жизни и быть счастлив, найдя свое призвание. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.

     Для того чтобы ребенок состоялся в жизни как личность, профессионал, человек, в первую очередь, его надо просто любить, вместе радоваться новым открытиям, мечтать и сравнивать его победы только с его победами. Еще надо вкусно и правильно кормить, следить за режимом труда и отдыха, жалеть, поддерживать и твердо верить в то, что ваш ребенок – человек, способный творить счастливое завтра.

     Дорогие родители, если вам важно понять степень одаренности детей и то, как их воспитывать, предлагаю вам список психологической и педагогической литературы по общению, развитию способностей, внимания, памяти.

     Иванов А. Одаренные дети: как их понимать и развивать // Частная школа, 1995. – №6.
     Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. – М., 1997.
     Одаренные дети. Общ. ред Г.М. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М., 1991.
     Психология одаренности детей и подростков // Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 2000.
     Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.– М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.
     Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
     Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000.
     Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
     Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
     Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.
     Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru