На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №15, февраль 2008
Тема номера:
«Система работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательных учреждениях Новосибирска»
По официальным данным 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Информатизация образования 04
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 05
Музейный компас 06
Школа здоровья 07
Учебная книга: традиции, инновации, новаторство 08
Обзор педагогической прессы 09
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья
     

Одаренный ребенок

Ирина Викторовна Воробьева,
педагог-психолог лаборатории дошкольного
и предшкольного образования ГЦОЗ «Магистр»

     Ранняя одаренность, как бы ярко она не была выражена, не обязательно приводит к выдающимся достижениям во взрослом возрасте. Наличие одаренности очень важно, но ее развитие зависит от многих взаимодействующих факторов, таких как родительский дом, личностные качества, мотивация, возможности, а также элемент удачи. Одаренность необходимо пробуждать и развивать. Утверждение, что дарование якобы само пробьется в любых условиях, давно уже опровергнуто.

     В нашем обществе господствуют устоявшиеся представления о том, что и когда должно развиваться у ребенка. Эти принципы применяются, в общем, без учета задатков и возможностей отдельного ребенка. На самом деле способности и потребности детей даже одинакового возраста очень различаются, и, следовательно, требования к ним тоже должны быть разными.

     Одаренность может стать проблемой, когда одна сторона личности развита намного больше, чем другие, когда существует расхождение между интеллектуальным и эмоциональным развитием, а так бывает чаще всего.

     Тест на интеллект не может быть единственным критерием для определения одаренности.

     Самый высокий интеллект не может актуализироваться без душевной зрелости, без творческого подхода нельзя создать ничего нового, а без социальной ответственности и принадлежности нового окружающему миру невозможно общение и содействие.

     Очень важно, чтобы особенно родители и учителя осознали, что дети нуждаются не только в развитии интеллекта, но и в развитии эмоций.

     Окружение ребенка может оказать сдерживающее или стимулирующее влияние на его творческий процесс, целью которого является развитие способностей к обучению.

     Учение возникает из взаимообмена между обучающимся и его окружением. Страх оказаться не таким как группа, подавляет потребность самостоятельно открывать окружающий мир. Задача взрослых помочь ребенку осознать свои возможности и развивать их. Именно способности, которые отличают его от других, нуждаются в поддержке.

     Важно понимать различие между углублением (какого-либо определенного аспекта) и расширением (видеть вещи в различных аспектах) знаний. Мы не должны пичкать детей слишком большим объемом знаний. Это хотя и расширяет их кругозор, но в тоже время отдаляет их от реальности и от сверстников. Одаренные дети должны находиться в своей возрастной группе. Важно, чтобы они видели способы мышления и других детей.

     Мир, окружающий ребенка, устанавливает рамки, в которых он должен действовать. Их устанавливают для него родители и учителя с помощью правил. Если родители дома не устанавливают никаких границ, то ребенку трудно привыкнуть к рамкам школы. Если родители в качестве рамок принимают правила школы, то ребенок существует в рамках, в которых он не получает достаточной свободы и уверенности. В развитии особой одаренности рамки должны быть другими, чем в школе.

     В одних и тех же условиях в школе ребенок может благодаря родителям стать сильнее, или наоборот, пассивнее. Если ребенка хвалить за самостоятельное мышление, то это может усилить его уверенность – чувство «я могу» – и его мотивацию, так что при существующих правилах он в условиях школы чувствует себя вполне нормально. Если ребенок постоянно слышит упреки родителей, это только ослабляет его уверенность и чувство «я могу». Если у ребенка что-то не получается, то он и не хочет этого делать, не решается проявить свой потенциал.

     Нужно быть сильным, иметь мужество, чтобы высказать неординарную мысль или задать необычный вопрос, который поначалу непонятен другим. Когда ребенок не спрашивает, он остается в неведении, но если он задает свой вопрос, то потом продолжает об этом думать, работает над этим. Когда же он не находит понимания и чувствует, что его вопросы или замечания не такие как у сверстников, то становится неуверенным и больше не решается спрашивать. Ближайший мир должен создавать атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя уверенно и не бояться быть не таким, как все.

     Если мы – взрослые не поможем эмоционально, он начнет отказываться от своей уникальности, своей одаренности. Он станет как другие, чтобы не быть одиноким. Одаренность часто создает конфликты, исключительные успехи ребенка изолируют его от друзей, и он может предпочесть стать таким, как все. У девочек это происходит чаще, чем у мальчиков.

     Одаренность – это всегда знак вопроса, и состоится она или нет, зависит от нас взрослых. Общаясь с одаренными детьми, следует учитывать следующие подходы:
     – Воспитательный процесс должен способствовать любознательности, целью его должно быть как можно более свободное развитие ребенка (признавать ребенка с его способностями и предоставлять ему свободу применять их по-своему).
     – Учить детей спрашивать и искать ответы. Факты должны сопровождаться вопросами, пробуждать логику и силу воображения, чтобы дети испытывали стремление самостоятельно искать ответ.
     – Побуждать детей к фантазированию, устранение фантазии из учебного процесса мешает творческому обучению и ведет к простому накоплению информации.
     – Дать ребенку осознать, что он талантлив, и одновременно воспрепятствовать тому, чтобы он воспринимал себя слишком серьезно. Юмор – одно из свойств, которое мы можем передать таким детям.
     – Важно научить детей воспринимать свои чувства, называть их, говорить о них. После каждого разговора, после каждого решения проблемы следует спрашивать: как ты теперь чувствуешь себя? Ты рад? Ты напряжен? Тебе интересно?
     – Нужно учить детей наблюдать за людьми. Каждое наблюдение обогащает ребенка.
     – Обучение должно быть сбалансированным. Ранней специализации следует осознанно и активно препятствовать. Чем больше компонентов мы привлекаем и соединяем, тем гибче становится наш образ мышления.
     – Нельзя сравнивать ребенка с его сверстниками, а нужно сравнивать с тем, каким он был вчера.
     – Исходный пункт учения должен находиться в сегодняшнем дне ребенка. Это прибавляет ему уверенности в движении от известного к неизвестному.
     – Обучать таких детей следует через игру – вырабатывать способность играть с понятиями, идеями и материалами и учиться комбинировать их в новых различных формах. В игре ребенок узнает, что существует правила, которые, как и в жизни, относятся ко всем.
     – И обучение, и учение не должны противопоставляться игре, а должны включать в себя игру и ее правила.
     – Развивать социальное, а не только индивидуальное мышление требуется, чтобы у детей появилось чувство сопричастности и они открывали для себя более высокие ценности, чем индивидуальный успех. Ребенок развивает многие способности в общении с другими детьми.

Рекомендуемая литература

     Э. Ландау «Одаренность требует мужества».
     А.И. Савенков «Путь к одаренности».
     Е. Синицын, О. Синицына. «Характеристики психологических типов. Система развития одаренных детей».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru