Русский язык в цифрах
|
Татьяна Владимировна Маюрова,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МОУСОШ № 202 Октябрьского района
г. Новосибирска
|
В этой статье речь пойдёт о системе работы над орфографией и пунктуацией на уроках русского языка.
Проблема систематизации материала остро стоит при изучении орфографии: она проходится только в связи с другими разделами. Таким образом, зачастую у ребёнка складывается мнение о русском языке как о своде бесконечных правил.
Для решения этой проблемы мы с детьми в «Золотой тетради» для конспектов пронумеровываем первые 72 страницы – столько орфографических правил нам нужно выучить в школьном курсе русского языка.
В 5-ом классе мы изучаем 25 первых орфограмм (с 1 по 25);
в 6-ом классе – 23 следующих (с 26 по 48);
а в 7-ом классе – 24 оставшихся (с 29 по 72).
В такой работе ребята видят итог: правила не бесконечны.
Хочу отметить, что в комплексе учебников по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского в 5 и 6 классе есть все названия орфограмм и их номера до 48. Орфограммы 7 класса не проставлены. И в учебнике, к сожалению, не разработаны формы, опирающиеся на номера и названия, а это того стоит!
При работе над орфографией большое место я уделяю следующему вопросу: «Если конечной целью изучения русского языка является грамотное написание, то почему мы не можем уделять внимание только орфографии и пунктуации?» Здесь подключается карта «Страна русского языка», наглядное пособие, разработанное мною (она висит в классе – формат А0, и есть у учеников в формате А4). Здесь чётко видна связь орфографии со всеми разделами – она в середине – царица.
Мы приходим к выводу о том, что, не зная части слова или его семантики, или части речи, к которой оно относится, просто невозможно его правильно написать.
Ниже привожу несколько форм работы над орфографией, основанных на нумерации орфограмм.
Работа над ошибками. Когда проверяю рабочие и контрольные диктанты, я ставлю над каждой ошибкой соответствующий ей номер орфограммы. Получая тетрадь с исправленными таким образом ошибками, ребёнок заносит слова, в которых он ошибся, на нужную страницу «Золотой тетради». Теперь ученик может оперировать нужной информацией, легко ориентироваться в многочисленных орфограммах. Моя задача в ходе изучения школьного курса русского языка – сформировать у ребят навык самостоятельного определения орфограммы. К несомненным плюсам такой работы относится ещё и такой: ребёнок видит, что одна и та же ошибка объединяет многие слова, помеченные красной пастой. Дети, таким образом, не боятся работы над ошибками, а приводят сумбур в голове в некоторую, пусть и относительную систему.
Индивидуальные карточки. По такому же принципу идёт индивидуальная отработка орфограмм, в которых тот или иной ребёнок ошибается чаще всего. В отдельной тетради отслеживаю все допущенные каждым учеником ошибки и примерно 1 раз в две недели урок начинаю с 15-тиминутного выполнения индивидуальной карточки на ту «злополучную» «ошибочную» орфограмму (на каждой карточке проставлен номер орфограммы, которой она посвящена).
«Да-нетка». Для систематизации всех орфограмм я стала практиковать игру «Да-нетка» по загаданной мной или одним из учеников орфограмме. Загадавшему можно отвечать на наводящие вопросы детей только словами «Да» и «Нет». Ребята листают конспекты, задают вопросы типа: «Эта орфограмма связана с корнем?», «Она связана с согласными?», «Чтобы правильно написать, нужно знать, какая это часть речи?» и т.д. Я думаю, что такой вид работы чрезвычайно полезен, так как учит детей выстраивать логические цепочки, служит запоминанию орфограмм с точки зрения их зависимости от других разделов.
«Лови ошибку». Эта форма работы заключается в том, что я, намеренно допустив ошибку в слове или в рассуждении, жду, когда кто-нибудь самый внимательный это заметит. После того, как ошибка найдена, я всё равно предоставляю различные доказательства своей правоты, вызывая своих учеников на спор. Нужно, чтобы каждый понял причину этой ошибки, механизм «неправильного» рассуждения, а не механически исправил на правильный вариант. Такую работу я иногда провожу в группах: каждой группе даётся листок с уже заранее сделанными ошибками, ребята спорят, совещаются, исправляют их, при этом нужно уложиться в отведённое время. После каждая группа делится своими соображениями с классом.
Цепочка у доски. На доске написаны слова с пропущенными буквами. Каждому ученику в классе достаётся по слову. Начинаем с первого ряда. Дети по цепочке выходят к доске и рассуждают вслух, применяя правило, вставляют букву, обозначают орфограмму графически. Плюсы этой работы я вижу в следующем: каждый выбирает для себя свой темп работы, даже самый медлительный ученик не отстанет, ведь на доске мы пишем медленнее. Кто уверен в своих знаниях, идёт дальше, только изредка сверяя свою работу с работой класса. На первом этапе закрепления полезно еще и то, что ребёнок может высчитать то слово, которое ему достанется, и приготовиться к ответу.
«Игра-соревнование». Иногда, чтобы повторить три-четыре правила, я заключаю их в игровую оболочку, чтобы «растворить скуку однообразия». Класс делится на группы-ряды, каждому ряду нужно снизу вверх подняться на вершину, на которой их ждут пятерки. Ступенями к этой вершине служат слова с пропущенными буквами. Задача каждого ряда сделать это быстро и правильно. Каждому участнику достаётся по слову, группа может ему при этом помогать. После завершения игры результаты проверяются учителем вместе с классом или же специально выбранным жюри, состоящим из сильных учеников. Дух соревнования порою превращается в интенсивное выяснение отношений. Но именно этот приём даёт ребятам выплеск эмоций, учит взаимодействию и пониманию друг друга.
После 72 страниц, отведённых на орфограммы, у нас следуют сводные таблицы, которые обобщают орфограммы по типам:
Название таблицы |
№№ орфограмм, которые кратко записаны в эту таблицу |
«Орфограммы в корне» |
№№1,3,4,12,13,24,26,27 |
«Орфограммы в приставках» |
№№10,11,28,29 |
«Орфограммы в суффиксах» |
№31,33,34,37,48,54,55 |
«Орфограммы в окончаниях» |
№17,19,25 |
«Ь в русском языке» |
№8,20,22,23,41,42 |
«О-Ё после шипящих» |
№14,18,35 |
«Дефис в русском языке» |
№40,70,71 |
«Н и НН» |
№38,52,53,63 |
«Не с разными частями речи» |
№21,32,36,51,56 |
Теперь расскажу, как я применяю цифры при изучении пунктуации.
Подробнейшим образом пунктуация проходится в 8-9 классах. И здесь тоже, как и в орфографии, не обойтись без цифр. В школьной программе 15 случаев, где можно ошибиться в постановке знаков, или 15 пунктограмм. В отличие от орфограмм (их 72), номера и названия пунктограмм мы заучиваем. Над каждой запятой мы ставим цифру, объясняющую причину её постановки, этот принцип позволяет исключать «лишние» запятые. (Хочу отметить, что и здесь в комплексе учебников по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского в 5 классе есть все названия пунктограмм и их номера до 5. Далее учебник с этим не работает).
Рассмотрим этапы появления этих самых пунктограмм по классам:
Класс |
Пунктограммы |
Начальная школа, 5,6 классы |
№1. Знаки в конце предложения
№2. Знаки при однородных членах
№3. Знаки при обращении
№4. Знаки в сложном предложении
№5. Знаки при прямой речи
|
7-ой класс |
№6. Знаки при причастном обороте
№7. Знаки при деепричастном обороте
№8. Знаки при междометии
|
8-ой класс |
№ 9. Тире между подлежащим и сказуемым
№10. Знаки при сравнительном обороте
№11. Тире в неполном предложении
№12. Знаки при обособленных определениях и приложениях
№ 13. Знаки при уточнении
№14. Знаки при вводных словах и предложениях
№15. Знаки при вставной конструкции |
9-ый класс |
отрабатывается пунктуация сложного предложения. Добавляются: и – в бессоюзном сложном предложении, над ними мы ставим так же, как и над запятой в сложном предложении, цифру 4.
|
Хочется остановиться на том, что при работе над пунктуацией мною учитываются все каналы восприятия: кинестетический, визуальный, аудиальный, который зачастую у детей перегружен, так как большинство уроков «устные». Поэтому я стараюсь всегда помнить об этом, переключать виды деятельности. Возрастные особенности детей также учитываются: потребность общения со сверстником, узнавание чужой точки зрения, интерес к себе и окружающему миру, сравнение себя с окружением.
Ниже привожу несколько приёмов работы, основанных на нумерации пунктограмм.
Работа с художественными текстами. Немалое место здесь я уделяю работе с художественными текстами. Этот приём позволяет развить навыки видеть пунктограмму (визуальный), уметь её объяснить (аудиальный), проверить правильность у другого ученика (кинестетический). Навык видеть пунктограмму развивается тогда, когда ребёнок ищет её в чужом тексте. Дома каждый ищет 2 предложения в художественном тексте:
1 вариант – пример на пунктограмму № 7 и 11;
2 вариант – пример на пунктограмму № 2 и 9;
3 вариант – пример на пунктограмму № 3 и 6;
4 вариант – пример на пунктограмму №5 и 10;
5 вариант – пример на пунктограмму №4 и 13;
6 вариант – пример на пунктограмму №12 и 14.
Переписывая на отдельный листок каждое предложение, ученик не ставит знаки. В классе отрабатывается навык объяснить пунктограмму: одно предложение даётся для объяснения знаков противоположному варианту (принцип лотереи), а второе – кому хочешь (установление межличностных связей). Затем, когда в предложениях расставлены знаки с цифрами, начерчена схема, идёт работа над навыком проверки у другого ученика – варианты опять обмениваются листами, и уже третий ученик проверяет работу.
В итоге листок возвращается к учителю с тремя фамилиями:
– кто нашёл в художественном тексте;
– кто выполнил;
– кто проверил.
Ученик отрабатывал сразу 6 пунктограмм (2 свои, 2 чужие и 2 проверяемые); заинтересованность своими и предложениями товарищей намного больше, чем материалом из учебника или данным учителем.
Самодиктовки. Этот приём продолжает описанную выше работу. Здесь все ученики разбиваются по пятеркам (каждая отвечает за определённые пунктограммы) и по очереди готовят Диктовку. Диктовка состоит из 5 предложений, каждое из которых диктует автор – тот, кто нашёл предложение в художественном тексте. Главное при поиске – умение объяснить все знаки. Так, после проведения диктовки мы разбираем самые трудные предложения. Их автор, конечно же, очень горд тем, что именно его пример оказался ошибкоопасным.
Работа в парах. В этой работе учитываются все каналы, возрастные особенности, переключение деятельности. Пара «составляется» по принципу «сильный +слабый» (слабый ученик учится у сильного, а сильный ещё раз делает обобщение). Вот описание этой работы:
1. Каждой паре дается лист с одинаковыми предложениями, в которых знаки не проставлены (увидел – визуальный),
2. Затем уделяется время для расстановки знаков с цифрами (обозначил – кинестетический).
3. После выполнения одного предложения работу озвучивает (проговорил – аудиальный) одна пара, остальные вносят коррективы.
Озвучивание идёт сразу с цифрами, например: «Ночь, запятая двенадцать, облачная и туманная, запятая двенадцать, спустилась на город, запятая шестёрка, уснувший после тревожного дня» Здесь очень легко видятся ошибки, так как, рассуждая над причиной постановки запятой, ребятам всем сразу видны недочёты товарищей и свои. Таким же образом, поэтапно, выполняются следующие предложения.
Комплексный пунктуационный разбор
Здесь приведу пример работы с предложением:
Вот итог комплексного пунктуационного разбора:
Трансформация. Включает в себя два вида работы: смену мест различных оборотов:
или выброс их из текста:
Все перечисленные приёмы, учитывая смену деятельности, каналы восприятия, возрастные особенности, дают ребятам возможность хорошо разбираться в причинах постановки запятых, объяснять их цифрами и не ставить «лишних» знаков.
|