На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лаборатория мастерства
     

Русский язык в цифрах

Татьяна Владимировна Маюрова,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МОУСОШ № 202 Октябрьского района
г. Новосибирска

     В этой статье речь пойдёт о системе работы над орфографией и пунктуацией на уроках русского языка.

     Проблема систематизации материала остро стоит при изучении орфографии: она проходится только в связи с другими разделами. Таким образом, зачастую у ребёнка складывается мнение о русском языке как о своде бесконечных правил.

     Для решения этой проблемы мы с детьми в «Золотой тетради» для конспектов пронумеровываем первые 72 страницы – столько орфографических правил нам нужно выучить в школьном курсе русского языка.

     В 5-ом классе мы изучаем 25 первых орфограмм (с 1 по 25);
     в 6-ом классе – 23 следующих (с 26 по 48);
     а в 7-ом классе – 24 оставшихся (с 29 по 72).

     В такой работе ребята видят итог: правила не бесконечны.

     Хочу отметить, что в комплексе учебников по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского в 5 и 6 классе есть все названия орфограмм и их номера до 48. Орфограммы 7 класса не проставлены. И в учебнике, к сожалению, не разработаны формы, опирающиеся на номера и названия, а это того стоит!

     При работе над орфографией большое место я уделяю следующему вопросу: «Если конечной целью изучения русского языка является грамотное написание, то почему мы не можем уделять внимание только орфографии и пунктуации?» Здесь подключается карта «Страна русского языка», наглядное пособие, разработанное мною (она висит в классе – формат А0, и есть у учеников в формате А4). Здесь чётко видна связь орфографии со всеми разделами – она в середине – царица.

     Мы приходим к выводу о том, что, не зная части слова или его семантики, или части речи, к которой оно относится, просто невозможно его правильно написать.

     Ниже привожу несколько форм работы над орфографией, основанных на нумерации орфограмм.

     Работа над ошибками. Когда проверяю рабочие и контрольные диктанты, я ставлю над каждой ошибкой соответствующий ей номер орфограммы. Получая тетрадь с исправленными таким образом ошибками, ребёнок заносит слова, в которых он ошибся, на нужную страницу «Золотой тетради». Теперь ученик может оперировать нужной информацией, легко ориентироваться в многочисленных орфограммах. Моя задача в ходе изучения школьного курса русского языка – сформировать у ребят навык самостоятельного определения орфограммы. К несомненным плюсам такой работы относится ещё и такой: ребёнок видит, что одна и та же ошибка объединяет многие слова, помеченные красной пастой. Дети, таким образом, не боятся работы над ошибками, а приводят сумбур в голове в некоторую, пусть и относительную систему.

     Индивидуальные карточки. По такому же принципу идёт индивидуальная отработка орфограмм, в которых тот или иной ребёнок ошибается чаще всего. В отдельной тетради отслеживаю все допущенные каждым учеником ошибки и примерно 1 раз в две недели урок начинаю с 15-тиминутного выполнения индивидуальной карточки на ту «злополучную» «ошибочную» орфограмму (на каждой карточке проставлен номер орфограммы, которой она посвящена).

     «Да-нетка». Для систематизации всех орфограмм я стала практиковать игру «Да-нетка» по загаданной мной или одним из учеников орфограмме. Загадавшему можно отвечать на наводящие вопросы детей только словами «Да» и «Нет». Ребята листают конспекты, задают вопросы типа: «Эта орфограмма связана с корнем?», «Она связана с согласными?», «Чтобы правильно написать, нужно знать, какая это часть речи?» и т.д. Я думаю, что такой вид работы чрезвычайно полезен, так как учит детей выстраивать логические цепочки, служит запоминанию орфограмм с точки зрения их зависимости от других разделов.

     «Лови ошибку». Эта форма работы заключается в том, что я, намеренно допустив ошибку в слове или в рассуждении, жду, когда кто-нибудь самый внимательный это заметит. После того, как ошибка найдена, я всё равно предоставляю различные доказательства своей правоты, вызывая своих учеников на спор. Нужно, чтобы каждый понял причину этой ошибки, механизм «неправильного» рассуждения, а не механически исправил на правильный вариант. Такую работу я иногда провожу в группах: каждой группе даётся листок с уже заранее сделанными ошибками, ребята спорят, совещаются, исправляют их, при этом нужно уложиться в отведённое время. После каждая группа делится своими соображениями с классом.

     Цепочка у доски. На доске написаны слова с пропущенными буквами. Каждому ученику в классе достаётся по слову. Начинаем с первого ряда. Дети по цепочке выходят к доске и рассуждают вслух, применяя правило, вставляют букву, обозначают орфограмму графически. Плюсы этой работы я вижу в следующем: каждый выбирает для себя свой темп работы, даже самый медлительный ученик не отстанет, ведь на доске мы пишем медленнее. Кто уверен в своих знаниях, идёт дальше, только изредка сверяя свою работу с работой класса. На первом этапе закрепления полезно еще и то, что ребёнок может высчитать то слово, которое ему достанется, и приготовиться к ответу.

     «Игра-соревнование». Иногда, чтобы повторить три-четыре правила, я заключаю их в игровую оболочку, чтобы «растворить скуку однообразия». Класс делится на группы-ряды, каждому ряду нужно снизу вверх подняться на вершину, на которой их ждут пятерки. Ступенями к этой вершине служат слова с пропущенными буквами. Задача каждого ряда сделать это быстро и правильно. Каждому участнику достаётся по слову, группа может ему при этом помогать. После завершения игры результаты проверяются учителем вместе с классом или же специально выбранным жюри, состоящим из сильных учеников. Дух соревнования порою превращается в интенсивное выяснение отношений. Но именно этот приём даёт ребятам выплеск эмоций, учит взаимодействию и пониманию друг друга.

     После 72 страниц, отведённых на орфограммы, у нас следуют сводные таблицы, которые обобщают орфограммы по типам:

Название таблицы №№ орфограмм, которые кратко записаны в эту таблицу
«Орфограммы в корне» №№1,3,4,12,13,24,26,27
«Орфограммы в приставках» №№10,11,28,29
«Орфограммы в суффиксах» №31,33,34,37,48,54,55
«Орфограммы в окончаниях» №17,19,25
«Ь в русском языке» №8,20,22,23,41,42
«О-Ё после шипящих» №14,18,35
«Дефис в русском языке» №40,70,71
«Н и НН» №38,52,53,63
«Не с разными частями речи» №21,32,36,51,56

     Теперь расскажу, как я применяю цифры при изучении пунктуации.

     Подробнейшим образом пунктуация проходится в 8-9 классах. И здесь тоже, как и в орфографии, не обойтись без цифр. В школьной программе 15 случаев, где можно ошибиться в постановке знаков, или 15 пунктограмм. В отличие от орфограмм (их 72), номера и названия пунктограмм мы заучиваем. Над каждой запятой мы ставим цифру, объясняющую причину её постановки, этот принцип позволяет исключать «лишние» запятые. (Хочу отметить, что и здесь в комплексе учебников по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского в 5 классе есть все названия пунктограмм и их номера до 5. Далее учебник с этим не работает).

     Рассмотрим этапы появления этих самых пунктограмм по классам:

Класс Пунктограммы
Начальная школа, 5,6 классы №1. Знаки в конце предложения
№2. Знаки при однородных членах
№3. Знаки при обращении
№4. Знаки в сложном предложении
№5. Знаки при прямой речи
7-ой класс №6. Знаки при причастном обороте
№7. Знаки при деепричастном обороте
№8. Знаки при междометии
8-ой класс № 9. Тире между подлежащим и сказуемым
№10. Знаки при сравнительном обороте
№11. Тире в неполном предложении
№12. Знаки при обособленных определениях и приложениях
№ 13. Знаки при уточнении
№14. Знаки при вводных словах и предложениях
№15. Знаки при вставной конструкции
9-ый класс отрабатывается пунктуация сложного предложения. Добавляются: и – в бессоюзном сложном предложении, над ними мы ставим так же, как и над запятой в сложном предложении, цифру 4.

     Хочется остановиться на том, что при работе над пунктуацией мною учитываются все каналы восприятия: кинестетический, визуальный, аудиальный, который зачастую у детей перегружен, так как большинство уроков «устные». Поэтому я стараюсь всегда помнить об этом, переключать виды деятельности. Возрастные особенности детей также учитываются: потребность общения со сверстником, узнавание чужой точки зрения, интерес к себе и окружающему миру, сравнение себя с окружением.

     Ниже привожу несколько приёмов работы, основанных на нумерации пунктограмм.

     Работа с художественными текстами. Немалое место здесь я уделяю работе с художественными текстами. Этот приём позволяет развить навыки видеть пунктограмму (визуальный), уметь её объяснить (аудиальный), проверить правильность у другого ученика (кинестетический). Навык видеть пунктограмму развивается тогда, когда ребёнок ищет её в чужом тексте. Дома каждый ищет 2 предложения в художественном тексте:
     1 вариант – пример на пунктограмму № 7 и 11;
     2 вариант – пример на пунктограмму № 2 и 9;
     3 вариант – пример на пунктограмму № 3 и 6;
     4 вариант – пример на пунктограмму №5 и 10;
     5 вариант – пример на пунктограмму №4 и 13;
     6 вариант – пример на пунктограмму №12 и 14.

     Переписывая на отдельный листок каждое предложение, ученик не ставит знаки. В классе отрабатывается навык объяснить пунктограмму: одно предложение даётся для объяснения знаков противоположному варианту (принцип лотереи), а второе – кому хочешь (установление межличностных связей). Затем, когда в предложениях расставлены знаки с цифрами, начерчена схема, идёт работа над навыком проверки у другого ученика – варианты опять обмениваются листами, и уже третий ученик проверяет работу.

     В итоге листок возвращается к учителю с тремя фамилиями:
     – кто нашёл в художественном тексте;
     – кто выполнил;
     – кто проверил.

     Ученик отрабатывал сразу 6 пунктограмм (2 свои, 2 чужие и 2 проверяемые); заинтересованность своими и предложениями товарищей намного больше, чем материалом из учебника или данным учителем.

     Самодиктовки. Этот приём продолжает описанную выше работу. Здесь все ученики разбиваются по пятеркам (каждая отвечает за определённые пунктограммы) и по очереди готовят Диктовку. Диктовка состоит из 5 предложений, каждое из которых диктует автор – тот, кто нашёл предложение в художественном тексте. Главное при поиске – умение объяснить все знаки. Так, после проведения диктовки мы разбираем самые трудные предложения. Их автор, конечно же, очень горд тем, что именно его пример оказался ошибкоопасным.

     Работа в парах. В этой работе учитываются все каналы, возрастные особенности, переключение деятельности. Пара «составляется» по принципу «сильный +слабый» (слабый ученик учится у сильного, а сильный ещё раз делает обобщение). Вот описание этой работы:
     1. Каждой паре дается лист с одинаковыми предложениями, в которых знаки не проставлены (увидел – визуальный),
     2. Затем уделяется время для расстановки знаков с цифрами (обозначил – кинестетический).
     3. После выполнения одного предложения работу озвучивает (проговорил – аудиальный) одна пара, остальные вносят коррективы.

     Озвучивание идёт сразу с цифрами, например: «Ночь, запятая двенадцать, облачная и туманная, запятая двенадцать, спустилась на город, запятая шестёрка, уснувший после тревожного дня» Здесь очень легко видятся ошибки, так как, рассуждая над причиной постановки запятой, ребятам всем сразу видны недочёты товарищей и свои. Таким же образом, поэтапно, выполняются следующие предложения.

     Комплексный пунктуационный разбор

     Здесь приведу пример работы с предложением:

     Вот итог комплексного пунктуационного разбора:

     Трансформация. Включает в себя два вида работы: смену мест различных оборотов:

     или выброс их из текста:

     Все перечисленные приёмы, учитывая смену деятельности, каналы восприятия, возрастные особенности, дают ребятам возможность хорошо разбираться в причинах постановки запятых, объяснять их цифрами и не ставить «лишних» знаков.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru