На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Лаборатория мастерства
     

Дидактические игры по физике по теме «Основы динамики»

Татьяна Алексеевна Кутернина,
учитель физики МОУ В(С)ОШ № 26
Дзержинского района г. Новосибирска

     Использование дидактических игр повышает эффективность обучения за счёт возрастания интереса учащихся к учебной деятельности и придания уроку эмоциональной окраски. Наглядность учебного задания позволяет учащимся быстро настроиться на работу, а состязательность вызывает энергию и желание выполнить задание, принести очки своей команде и победить. В ходе конкурса проявляется заложенное в детях чувство товарищества, стремление быть первым.

     Снимая психологическую нагрузку, игры способствуют преодолению «ответобоязни», а при работе в группах активно развивается коммуникативная компетентность учащихся, так как ребята могут обращаться друг к другу, советоваться, обсуждать варианты ответов и вместе решать предложенные задачи.

     Игры-тренинги проводятся на уроке во время групповой работы при повторении и закреплении материала по всей теме или отдельному разделу темы. Предполагается наличие нескольких комплектов игры, обеспечивающих активную работу класса. Такие игры можно проводить перед контрольной работой, что позволяет учащимся повторить, систематизировать материал и дать правильную самооценку своим знаниям. Игры могут оказаться полезными при проведении зачёта, а также при индивидуальной работе с учащимися.

Дидактическая игра «Кто лучше знает и помнит»
(тренинг-тройки)

     Игра направлена на закрепление и систематизацию знаний сил и основных законов динамики, на тренировку памяти и внимания.

     Подготовка к игре

     Для игры готовятся карточки из цветного картона. Каждый комплект имеет свой цвет. Карточки делят на тройки. На одной карточке пишут название силы или закона, на другой – определение или формулировку, на третьей – формулу для расчёта. Для сохранности карточки можно ламинировать или обтянуть скотчем.

     Правила игры

     Игра может проходить в разных вариантах:

     1. Карточки перемешивают и раскладывают лицевой стороной вверх.
     Задача: подобрать карточки, образующие тройки. Учащиеся играют парами или индивидуально.

     2. Карточки перемешивают и раскладывают чистой стороной вверх. Задача: отыскать карточки, образующие тройки. Первый игрок «открывает» (переворачивает) три любые карточки. Если они образуют тройку, то берёт их себе, и имеет право следующего хода; если карточки тройку не образуют, то переворачивает их в исходное положение, а ход передаётся другому игроку. Все стараются запомнить положение карточек на столе и их содержание. Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останется ни одной карточки. Выигрывает тот, у кого окажется больше всего троек. Учащиеся играют в парах или тройках. Каждой команде выдаётся комплект карточек.

     Приложение 1. Карточки к игре «Кто лучше знает и помнит»

Дидактическая игра «Проверь себя»
(кубики-тренинг-зачёт)

     Использование кубиков позволяет в игровой форме проверить, знания, умения и навыки учащихся по теме «Основы динамики», развивает интеллектуальные способности учащихся, создаёт условия для анализа, систематизации и обобщения учебного материала.

     Подготовка к игре

     Дидактическая игра представляет собой набор из шести кубиков:
     – кубик величин,
     – кубик формул,
     – кубик законов,
     – кубик определений,
     – кубик сил,
     – кубик графиков.

     Для каждого кубика изготавливают развёртку на цветной бумаге по размерам имеющихся в наличии детских игровых кубиков. На развёртках кубиков оформляют соответствующие задания: выписывают формулы, условные обозначения величин, названия сил, явлений, свойств, рисуют графики. Кубики обклеивают и для сохранности обтягивают плёнкой или скотчем.

     Правила игры

     По «Кубику величин» учащиеся называют величины и единицы измерения этих величин.

     Игра может проходить в разных вариантах:
     1. Вызванный ученик бросает кубик и выполняет задание «выпавшего» ему на верхней грани кубика.

     2. Играют две команды или два игрока. Они по очереди бросают вначале один кубик, затем другой и выполняют «выпавшие» задания (число кубиков и их набор могут быть разными). Выигрывает тот, кто в отведённое время наберёт больше баллов.

     Игру можно использовать как на уроке в процессе изучения темы, так и на зачётном занятии по данной теме. И тогда учащиеся, работая в группах, последовательно отвечают по всем кубикам.

     Приложение 2. Карточки к игре «Проверь себя»

Дидактическая игра «Основы динамики»
(зачёт-пары)

     Игра направлена на проверку знаний, умений и навыков учащихся по данной теме. Активно развивает аналитические способности учащихся. Может быть использована как один из вариантов зачёта по теме «Основы динамики».

     Подготовка к игре

     Игра состоит из парных карточек, изготовленных из цветного картона. Каждый комплект имеет свой цвет. На одной карточке пары пишут задание (условие задачи), на другой – ответ. Для сохранности карточки можно ламинировать или обтянуть скотчем.

     Правила игры

     Учащиеся разбиваются на пары или небольшие группы. Каждой выдаётся комплект игры. Карточки перемешивают и раскладывают лицевой стороной вверх. Цель игры: отыскать карточки, образующие пары. Выигрывает группа, быстрее всех справившаяся с заданием.

     Приложение 3. Карточки к игре «Основы динамики»

Литература

     1. Марон А.Е. Физика. 9 класс: Дидактические материалы / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2002. – 128 с.
     2. Орлов В.А. Школьный курс физики: тесты и задания. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 240 с.
     3. Хижнякова Л.С. и др. Самостоятельная работа учащихся по физике в 9 классе средней школы: Дидакт. материал/ Л.С. Хижнякова, Ю.А. Коварский, Г.Г. Никифоров. – М.: Просвещение, 1993.-176 с.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru