На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Школьные печатные издания как средство повышения творческой активности учащихся

Елена Константиновна Пооль,
главный редактор школьной газеты «READакция»,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
заместитель директора по научно-методической работе
МОУ СОШ № 160 Ленинского района
г. Новосибирска

     Современная школа – это поиск новых эффективных технологий, путей формирования зрелой, социально значимой личности. И поэтому так важно, чтобы наши выпускники обладали не только прочным запасом учебных знаний и умений, но и сформированными навыками саморазвития и самообразования, необходимыми компетенциями, позволяющими им легко адаптироваться в большом и сложном «взрослом» мире.

     В современном обществе всё значительнее, весомее становится роль Личности как созидающей, творящей силы. Творчество и мысль – главные орудия созидания, благодаря которым человечество не исчерпало себя и продолжает путь прогрессивного развития. Обществу нужны яркие, талантливые, грамотные, креативные люди. Креативность рассматривается прежде всего как способность, желание находить нестандартные пути решения ситуаций, готовность к инновационной деятельности.

     Школа – это модель «взрослого» мира, а значит, развитие творческих способностей детей, повышение их мотивации к созиданию – одно из приоритетных направлений её развития.

     Как сделать ребёнка творчески активной личностью? Как сохранить его стремление творить, пробовать, выдумывать?

     Совершенно убеждена, что важнейшим условием мотивации ребёнка к творчеству является увлечённость творческой идеей (идеями) самого учителя. Нет блеска в глазах, нет фонтанирующей энергии – ничего не получится. Вялость и апатичность рождают скуку и уныние, а творчество – это всегда поиск и невероятное чувство удовлетворённости, когда что-то получилось, и снова поиск, если что-то не удалось.

     Таланты, способности заложены в детях самой природой. Сочинять, петь, рисовать, импровизировать, проявлять актёрские дарования... Задача педагога – создать условия для их развития.

     Школьная газета, школьный альманах, школьный журнал... Это не просто официальные печатные издания, отражающие школьную действительность, прежде всего это особый детский социум, сообщество близких по духу людей, объединенных общей идеей и готовых реализовать свой творческий потенциал.

     Держу в руках очередной выпуск школьной газеты. Яркие заголовки, четкое деление на рубрики – глаз первым делом отмечает дизайнерские находки и ...проколы. Восемь страничек... А сколько труда, нервов, сил и даже слёз моих корреспондентов, так истово верящих, что их творение интересно, а значит востребовано.

     Издание должно быть интересным! Причём, и тем, кто его создаёт, и тем, кто его читает. Следовательно, должна быть чёткая концепция печатного издания, ориентированная на своего читателя. Создать концепцию не так просто. Ещё труднее выбрать форму для реализации творческой идеи. Мы с ребятами начинали с рукописной газеты, где демонстрировались литературные, художественные способности детей, затем «пробовали перо» в литературном альманахе, и только через полтора года остановились на печатном информационном издании и его литературном приложении.

     С чего же начинается интерес ребёнка к созданию печатного издания? Я думаю, секрета здесь нет: интерес к предмету рождает желание не только удивляться красоте художественного слова известных авторов, но и самому попробовать силы в создании собственного словесного произведения. Интерес начинается с желания заявить о себе, проверить, а иногда и доказать самому себе и другим наличие способностей. «Нет неспособных детей!» – часто говорю я своим ученикам, заставляя их поверить в собственные силы.

     ... Вспоминается далёкий уже 2002 год. Мои шестиклассники сначала робко, а затем всё смелее и смелее читают мне свои стихи, просят оценить первые прозаические опыты на занятиях литературно-творческого объединения. Сначала увлечённых немного – пятеро. Но вот творческих работ становится всё больше, и кто-то предлагает: «А давайте устроим вечер своих стихов в классе или на параллели!» Идея, как воздушное облако, проплывает над каждым. «Нет, а как я свою повесть прочитаю? Она же длинная!» – слышится в ответ. Предложения сыплются как из рога изобилия, а я понимаю одно: пришло время – дети хотят, чтобы их творчество было оценено не только учителем и друзьями, а большей аудиторией.

     Творческая активность – самореализация ребёнка, и чем больше у ребёнка возможностей заявить о себе миру, тем лучше. Конечно, и от педагога зависит многое, прежде всего определение степени готовности художественного материала, ведь восприятие читателя так значимо для автора-дебютанта.

     Возможно, создание школьной газеты начинается с обычного объявления, где приглашаются все желающие, и, возможно, что таких желающих всегда бывает много, но в нашей школе идею создания газеты высказали сами дети.

     Компьютеры тогда были далеко не у всех, а компьютерные технологии считались уделом избранных. Годы компьютерной безграмотности, одним словом. И вот в преддверии праздника Дня Учителя группа из пяти активных девочек готовила настенную газету, посвященную учителям. Кто-то рисовал, кто-то сочинял стихи и эпиграммы, кто-то проводил социологический опрос, интервьюировал учеников и учителей. Незаметно группа стала «прирастать» другими ребятами. Поразительно, что вместе, сообща работали и талантливые авторы (хорошисты и отличники), и тихие троечники, которые, кстати, прекрасно рисовали, и отчаянные хулиганистые мальчишки, которые здорово составляли кроссворды про учителей. Каждый нашёл себе дело, каждый реализовал свой творческий потенциал. А сколько радости и ликования было, когда вокруг газеты собиралась целая толпа читателей! Помню, как подбегали ко мне на переменах мои «писатели» и восторженно выпаливали: «Нашу газету читают, представляете!» «Нашу газету», а не «мою статью»... Двадцать четыре «Я» слились в одно сильное «МЫ». Всё-таки общее творческое дело несёт в себе великий смысл! Именно эта рукописная газета положила начало творческому союзу таких разных моих шестиклассников и объединению ребят в единую творческую команду. Это был их первый творческий проект.

     Создание школьной газеты – один из способов повышения познавательной и творческой активности ребят и одновременно результат проектной деятельности школьников.

     Проектная деятельность предполагает решение какой-то проблемы или задачи, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой – интегрирование знаний и умений из разных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

     Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
     – самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
     – приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
     – развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, анализа, построения гипотез, обобщения);
     – развивают системное мышление.

     Проблема при создании печатного издания всегда чётко обозначена: создать яркое, оригинальное печатное издание. Какое и как? – это и есть проблема. Возможные направления, пути её решения отчасти помогают найти традиционные рубрики, сложившийся формат газеты, но, в целом, каждый выпуск – это принципиально новый творческий вариант проекта.

     Как создаётся школьная газета?

     1. Концепты

     Ещё с первой редакцией 6 лет тому назад мы выработали чёткие ориентиры, направления своей работы, обозначили рубрики печатного издания:
     – газета должна отражать жизнь школы, классного коллектива как основной её составляющей, поэтому рубрика «Классные новости» должна стать основной информационной рубрикой. Главными жанрами здесь выступают сообщения, репортажи, заметки и отчёты;
     – газета должна знакомить читателя с интересными людьми школы: спортсменами, певцами, художниками, победителями олимпиад, поэтами, учителями, родителями. Необходимо открывать новые интересные грани в тех, кто рядом (рубрика «Знакомые незнакомцы»). Главными жанрами здесь становятся интервью, зарисовка, портретный очерк;
     – материалы газеты должны отражать историю, традиции школы, города, России (рубрика «Истоки»). Основные жанры, используемые авторами, – очерк, сообщение, статья, интервью;
     – газета должна поднимать важные проблемы, касающиеся воспитания и обучения, взаимоотношений взрослых и детей, взаимоотношений внутри детского коллектива. Важна ответная реакция читателя, поэтому на страничке «Позиция» может высказаться каждый. Основные жанры – опрос, аналитическая и проблемная статья, интервью, обозрение;
     – газета представляет читателю своих писателей и поэтов в рубриках «Поэтический вернисаж» и «Большая проза». Так реализуется творческий потенциал начинающих авторов. Жанры – литературные (от маленького рассказа и короткого стихотворения до небольшой повести, баллады или поэмы). Рубрика «Литературный эксперимент» представляет лучшие стилизованные работы учащихся, выполненные ими на уроке или дома, например, басни, поучения, былины. Это стимулирует ребят к творческой деятельности и способствует более глубокому усвоению материала;
     – газета должна развивать здоровое чувство юмора и способствовать снятию напряжения школьника, поэтому страница «Минутка для шутки» выполняет функцию психологической и эмоциональной разгрузки.

     Когда определены ведущие концепты издания, работать над его созданием значительно легче. Правда, изменения, перестановки рубрик иногда бывают, но это связано, как правило, с новыми идеями, которые все появляются и появляются у такой беспокойной, но (главное!) творческой редакции.

     2. Редакция «READакции»

     В начале учебного года объявляется набор в ЛИТО «Ступеньки», одним из направлений деятельности которого является создание школьной газеты. Как правило, ребята приходят из разных параллелей, поэтому программа по усвоению теоретических знаний рассчитана на три возрастных уровня:
     5-6 классы. Ребят этого возраста ждёт знакомство и практическое овладение информационными (новость, заметка, сообщение) и художественными жанрами (этюд, зарисовка, миниатюра). Малыши, как их называют старшеклассники, с удовольствием проводят опросы, но анализируют и обобщают материал уже более взрослые ребята.
     7-8 классы. Параллельно с изучением языковых понятий на уроках русского языка и литературы на занятиях ЛИТО формируются умения отражать основные композиционные и стилеобразующие компоненты в журналистском материале. Репортаж, интервью, статья, небольшой очерк – основные жанры, которым учатся подростки.
     9-11 классы – ребята продолжают работу над созданием эссе, очерков и проблемных статей, совершенствуют свои умения практически во всех жанрах. В 11 классе у ребят слишком большая загруженность, поэтому они с удовольствием выполняют функции ведущих по рубрике, редакторов, корректоров, верстальщиков. Основной груз по сбору и обработке информации ложится на плечи их младших товарищей.

     Теоретические занятия, журналистские задания, практические семинары, «мозговой штурм» при поиске новых тем, наконец, вёрстка газеты в школьном кабинете информатики – это этапы становления коллектива единомышленников, этапы развития творческого потенциала детей.

     3. «Подводные камни»

     1. Информации так много, что ее нужно правильно сортировать на важную и неважную. Рассказать о том, как выступила команда школы на районных соревнованиях – необходимо, сообщить о драке Петрова с Васечкиным – уровень бульварной прессы.
     2. Объявляем бойкот молодёжному сленгу в материалах информационного и аналитического характера. Элементы сленговой речи подрастающего поколения допустимы в художественных произведениях, где речевая характеристика является важной составляющей художественного образа.
     3. Строго придерживаемся моральных и этических норм в соответствии с журналисткой этикой. Поиск «клубнички», агрессивное поведение интервьюера недопустимы.
     4. Четко разграничиваем субъективную (аналитика, художественная публицистика) и объективную (информационные жанры) авторские позиции. Слово автора не должно быть орудием мести, школьная газета не место для выяснения отношений. Здоровая дискуссия с чётко выраженными позициями сторон и аргументацией допустима.

     Способствуют ли школьные печатные издания развитию творческих способностей учащихся?

     Современное образовательное пространство немыслимо без новаций, в том числе и в сфере информационно-коммуникативных технологий. Школьная пресса – замечательная возможность объединить творческие усилия ребят для создания современного информационного проекта.

     Сегодня газета МОУ СОШ № 160 – сформировавшееся издание, уже пережившее смену поколений: в 2007 году окончили школу 12 учеников – постоянных авторов и создателей газеты. Отрадно, что 5 из них – медалисты, все 12 успешно сдали ЕГЭ по русскому языку (две «четвёрки», остальные – «пятёрки»). Как признались сами ребята, часть «С» экзамена (сочинение-рассуждение) показалась им совсем нетрудной, потому что имелся опыт написания проблемных статей. Шесть выпускниц в разные годы становились призёрами и победителями районного праздника Литературного творчества, Зайцева Евгения и Васильев Илья – лауреаты городского конкурса школьных СМИ 2007 года.

     За годы работы в школьной газете юные авторы научились работать, используя разные жанры современной журналистики, освоили несколько компьютерных программ, овладели основами дизайна печатного издания и постоянно совершенствовали свои навыки.

     Результаты их творческих поисков – не только победы на районных и городских конкурсах школьных СМИ. Итоговая аттестация, вступительные экзамены в вузы показали высокий уровень сформированных компетенций ребят, в том числе речевой, лингвистической и коммуникативной.

     Сейчас состав печатного органа существенно обновился, но главная концепция издания осталась неизменной: подниматься, совершенствоваться вместе с читателем, ведь недаром наше ЛИТО называется «Ступеньки», а газета, которую выпускают ребята, в своем названии отразила главную, пожалуй, проблему нечитающего молодого поколения: «READакция» в переводе – «акция чтения». Это призыв тех, кто уже знает, что такое творить, и шанс для тех, кому ещё только предстоит открыть себя.

     Приложение 1. Школьная газета «READакция», выпуск № 1, 2008 год

     Приложение 2. Школьная газета «READакция», выпуск № 2, 2008 год

     Приложение 3. Школьная газета «READакция», выпуск № 3, 2008 год

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru