На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Партнерские связи как ресурс для развития ключевых компетенций учащихся и повышения качества деятельности гимназического пресс-центра (из опыта работы пресс-центра МОУ гимназии № 7 «Сибирская»)

Татьяна Владимировна Лаптева,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
руководитель пресс-центра
МОУ гимназии № 7 «Сибирская»
Кировского района г. Новосибирска

     Сотрудничество школьного пресс-центра с организациями и учреждениями различного уровня является, безусловно, тем ресурсом, который позволяет создать условия для успешного выпуска школьных печатных изданий и формирования ключевых компетенций учащихся, что на данном этапе развития отечественного образования стало одним из ведущих требований в организации образовательного процесса.

     Конечно, участие гимназистов в работе пресс-центра образовательного учреждения уже служит развитию у них аналитических навыков и формированию различных компетенций: например, творческой (умение создавать публицистические тексты разных жанров – заметка, интервью, репортаж, корреспонденция, статья, очерк – с опорой на весь арсенал языковых средств и приемов, повышающих степень воздействия журналистского материала на читателя) и коммуникативной (навык общения с представителями разных возрастных категорий и умение работать в команде). Но взаимодействие пресс-центра нашей гимназии с социальными партнерами способствует созданию хорошего фундамента для развития исследовательской, социально-личностной, личностно-адаптивной компетенций, помогает сформировать организаторские навыки учащихся.

     Деятельность пресс-центра гимназии № 7 «Сибирская» (организован в 1999 году) строится как процесс внеклассной работы, соответствующий основным концептуальным направлениям образовательного учреждения, и предполагает формирование системы партнерских взаимоотношений с учреждениями, организациями разного уровня (районного, городского, регионального, федерального) и конкретными лицами, представляющими интерес для социума и гимназической аудитории.

     Создание подобной системы позволяет обеспечить условия для формирования аналитических, творческих, коммуникативных способностей учащихся, для успешной социализации и профессионального самоопределения учащихся, для осознания учащимися того, что они являются представителями своего региона, несут ответственность за его развитие.

     Продуктивность работы пресс-центра достигается путем реализации двух направлений в деятельности: это теоретическая подготовка учащихся на занятиях элективного курса «Основы журналистики» для 7-11 классов и практическое приобретение ими навыков журналистской работы (при выпуске гимназических печатных изданий – журнала «Автограф», газет «ФИНТ» и «Подрастайка», новостного листка «Трамлин», при проведении школьных акций и встреч с профессионалами, при участии в работе печатных изданий разных уровней, при участии в конкурсах, олимпиадах, НПК, семинарах, выставках, при участии в работе профильных смен).

     Мероприятия, проводимые пресс-центром, свидетельствуют об установившемся сотрудничестве с различными учреждениями и организациями.

     Сотрудничество с ДТД УМ «Юниор» позволяет принимать активное участие в фестивалях, профильных сменах юнкоров, выставках школьных СМИ, городских конкурсах, конференциях, способствуя развитию учащихся и повышению качества работы пресс-центра и качества содержания и оформления печатных изданий гимназии.

     Так, в 2005, 2006 годах пресс-центр участвовал в работе летних профильных смен «Юный журналист Новосибирска» на базе детского лагеря отдыха «Созвездие «Юниор», в 2007 году – в работе фестиваля школьных СМИ Новосибирской области, летней профильной смены в ВДЦ «Океан» (ученица гимназии Кристина Берлизова по итогам юнкоровской деятельности была награждена путевкой в ВДЦ), в рамках которых проходили встречи с профессиональными журналистами.

     В 2007 году представители пресс-центра выступали на секции «Журналистика» городской научно-практической конференции старшеклассников (ученица гимназии Мария Тищенко защитила работу «Роль заголовочного комплекса в формировании имиджа издания», став лауреатом; в 2008 году эта работа через «Юниор» была представлена на экспертизу жюри Всероссийской научно-практической конференции старшеклассников «Национальное достояние России», успешно прошла заочный и очный этапы конкурса – ученица получила диплом лауреата и по итогам выступления – диплом второй степени).

     С 2000 года пресс-центр гимназии ежегодно участвует в Городском конкурсе детских и юношеских СМИ (с 2000 года – более 20 дипломов в номинации «Авторские материалы»; журнал «Автограф» – дипломант в номинации «Гармония дизайна и содержания», газета «Подрастайка» – победа в номинации «Дебют», газета «Финт» – победа в той же номинации, диплом «За лучшую содержательную модель»; в 2006-07 учебном году – победа в номинации «Пресс-центр года»; две ученицы МОУ гимназии № 7 – в 2005 году Катя Максимова и в 2007 году Таня Настина – стали победителями в номинации «Редактор года»).

     Участие в Городском конкурсе детских и юношеских СМИ служит систематизации и обобщению опыта работы пресс-центра как структурного подразделения образовательного учреждения и системы, с помощью которой происходит процесс социализации и профессионального выбора учащегося. В этом случае предполагается представление портфолио для оценивания экспертами целей, методов и форм работы пресс-центра в номинации «Пресс-центр года». Подготовка портфолио членами пресс-центра, безусловно, оказывается важным этапом в осмыслении всей деятельности и в определении перспектив развития.

     Номинация «Редактор года» Городского конкурса детских и юношеских СМИ является стимулом личностного роста конкретных учащихся. Представление материалов для названной номинации развивает способность к самооценке и самоопределению личности, а это требует от учащегося не только трудолюбия, но и творческого подхода при систематизации и обобщении собственной работы. Важным в этом случае оказывается и развитие навыка использования компьютерных технологий, так как одним из условий стало представление на конкурс электронной самопрезентации.

     Пресс-центр имеет возможность установить профессиональные контакты, познакомившись с другими изданиями при проведении выставки школьных изданий в День церемонии награждения по итогам Городского конкурса детских и юношеских СМИ, во время проведения профильных смен «Юный журналист Новосибирска», в процессе обмена печатными изданиями с участниками этих мероприятий, при проведении семинаров городского и областного уровней.

     Московский культурологический лицей и всероссийский журнал «Лицейское и гимназическое образование», выступая в качестве организаторов Всероссийского конкурса школьных изданий, включили пресс-центр гимназии в сотрудничество:
     – при подготовке печатных публицистических материалов для реализации электронного проекта федерального уровня «Спецвыпуск по сети»,
     – при участии членов пресс-центра в Большой игре финальных мероприятий Конкурса школьных изданий,
     – при участии непосредственно в самом конкурсе (впервые пресс-центр принял участие в I Всероссийском конкурсе школьных изданий в 2005 году – 1 место в лиге Бета, в 2006 году на V КШИ – членство в лиге Альфа, победа в номинации «Лучший издательский проект», диплом «За качественную журналистику» и спецприз от Молодежного отдела Союза журналистов, в 2007 году на VI КШИ – членство в Высшей лиге и получение Пти-при – второй по значимости награды после Гран-при; в 2008 году на VII КШИ – диплом лауреата Высшей лиги). Это сотрудничество оказывает большое позитивное влияние на процесс развития пресс-центра и повышение качества результатов его деятельности.

     Реализация проекта электронного издания «Спецвыпуск по сети», проводимого под эгидой Всероссийского КШИ (с помощью Интернета собираются материалы разных изданий из образовательных учреждений разных населенных пунктов России), является своеобразной школой для начинающих издателей и дает возможность получения детальной оценки текстовой и дизайнерской «продукции» пресс-центра, представленной на обсуждение не только экспертов, но и читателей. Участие в проекте позволяет развивать у учащихся навык редактирования при необходимости исправления недочетов и достижения высокого уровня публицистических материалов и способствует формированию навыка владения учащимися информационно-коммуникационными технологиями.

     Знакомство с теоретическим материалом по вопросам журналистики для выполнения «домашнего задания» при работе в рамках КШИ над «Спецвыпуском по сети» становится стимулом к дальнейшей исследовательской деятельности участников пресс-центра и созданию ими докладов для выступлений на научно-практической конференции.

     Написание эссе об издании – необходимое условие участия во Всероссийском КШИ – помогает обозначить концептуальные положения школьного печатного органа, провести анализ соответствия поставленных целей и задач требованиям современной образовательной политики и социальным условиям, позволяет оценить достоинства и проблемы издания (эссе журнала «Автограф» в 2007 году было представлено на портале Всероссийского КШИ как одно из лучших).

     Мероприятия, предлагаемые организаторами КШИ во время Большой игры, позволяют установить контакты с образовательными учреждениями Москвы и других городов России, развивать коммуникативную, творческую, организаторские компетенции учащихся.

     Большая игра проводится во время Финальных мероприятий Всероссийского конкурса в Москве, и пресс-центр гимназии неоднократно принимал в ней участие: с 2005 года ежегодно делегация отправляется в Москву, с 2006 года – выступает в одной из игровых команд как команда-флагман среди делегаций других городов, определяя таким образом для себя организаторскую и весомую творческую миссию, а руководитель пресс-центра гимназии выполняет при этом обязанности шеф-тьютора, также взяв на себя ответственность за слаженность и продуктивность работы временного коллектива школьников.

     Традиционным в рамках Большой игры КШИ стало задание «Спецназ», то есть выход игровой группы на «московскую площадку» – в одно из образовательных учреждений Москвы – для изучения его особенностей и создания «портрета». В 2007 году делегация пресс-центра гимназии побывала в лицее № 1562 им. Артема Боровика (члены пресс-центра познакомились с информацией об этом образовательном учреждении, побывали в музее, экспозиции которого посвящены жизни известного российского журналиста), в 2008 году – в Центре образования № 1858 «Школа здоровья» в районе Капотня Москвы (центр включает две школы, два детских сада, психолого-оздоровительный центр и имеет бассейны, тренажерные залы, сауну, медицинские службы). Выполнение задания помогает развитию навыков журналистской работы и, в первую очередь, коммуникативной компетенции. При этом ребята устанавливают и личные профессиональные контакты с участниками других делегаций, обмениваются изданиями, представляют на Бале школьной прессы свой пресс-центр, гимназию и город Новосибирск.

     На этапе непосредственного участия во Всероссийском конкурсе школьных изданий независимая экспертиза печатных изданий гимназии, несмотря на уже имеющуюся довольно высокую оценку, становится для школьного пресс-центра движущим фактором развития и повышения качества СМИ. Происходит осмысление уровня содержания и формы текстов, уровня содержания и дизайна печатных изданий. Этому способствует характеристика, которая дается изданию экспертами (существует практика создания специальных проектов журнала «Лицейское и гимназическое образование», один из которых называется «Избранные страницы школьной прессы» и представляет собой анализ позитивного опыта изданий-победителей Всероссийского КШИ), а также сравнительная характеристика изданий, провести которую имеет возможность сам пресс-центр при знакомстве с другими школьными изданиями (при проведении Выставки «Школьная пресса России» на финальных мероприятиях Всероссийского конкурса школьных изданий в Москве). В 2008 году пресс-центр гимназии принял участие в реализации еще одной формы работы конкурса – в «Гамбургском счете», то есть в акции взаимоэкспертизы изданий участниками Высшей лиги, куда входит старейшее издание гимназии журнал «Автограф». Это мероприятие стало замечательной школой для учащихся по выявлению позитивных и негативных элементов содержания и оформления школьных печатных изданий, по самооценке и определению перспектив развития журнала (по итогам экспертизы журнал стал лауреатом Высшей лиги).

     Участие пресс-центра в проектах Всероссийского конкурса школьных изданий повышает уровень знаний юных корреспондентов, фотографов, редакторов в области журналистики и формирует у них умение организовывать свою деятельность, распределять время, оперативно и своевременно создавать материалы для издания и производить их редактирование, быстро и успешно устанавливать межличностные контакты (это результат не только групповой работы, но и встреч с профессиональными журналистами в рамках финальных мероприятий Всероссийского КШИ в Москве).

     Сотрудничество с Центром информатизации образования «Эгида» способствует повышению уровня владения учащимися компьютерными технологиями – в частности, дает знания о сайтостроении и формирует начальный навык создания своего электронного СМИ (группа юнкоров пресс-центра принимала участие в работе учебных групп по созданию электронного журнала).

     Контакты с редакцией новосибирского городского журнала «Отчий мир», редакцией газеты школьников Кировского района Новосибирска «Гулливер», редакцией газеты Кировского района Новосибирска «Местные новости», редакцией журнала Новосибирской ассоциации лицеев и гимназий «Лицеист», редакцией городской газеты для школьников «РОСТ» позволяют осуществлять публикации материалов учащихся гимназии на разных уровнях – до городского, решая таким образом не только вопрос профессиональной реализации членов пресс-центра, но и вопросы популяризации образовательного учреждения в социуме и развития творческих способностей учащихся, их умения «готовить» (редактировать) текст к публикации, учитывая требования к объему и жанровому характеру подачи информации.

     Редакционные коллективы газеты «РОСТ» и газеты «Советская Сибирь», представители Новосибирского отделения Союза журналистов, корреспонденты газеты «Местные новости» выступают как наставники и помогают знакомству членов пресс-центра с азами работы редакции и секретами профессионального мастерства (это позволяют осуществить экскурсии в редакции, встречи с редакторами, корреспондентами и коллективами журналистов).

     Сотрудничество с Музеем Боевой Славы гимназии, с ТОС им. Рихарда Зорге (например, встречи с ветеранами ВОВ, участниками афганской войны, посещение мероприятий, проводимых ТОС) помогает осуществлению процесса социализации членов пресс-центра: гимназисты учатся определять социально важные вопросы, освещать их в печатных изданиях, формируя свою гражданскую позицию, умение анализировать, осмысливать проблемы и актуальные вопросы современности (например, в ряду материалов о деятельности ТОС – заметки о проведении новогоднего праздника для малышей, Масленицы, организации встречи с ветеранами, интервью с Т.П. Гребеньковой, старшей по подъезду дома № 66 по улице Зорге).

     Таким образом, система социального партнерства пресс-центра создает условия для решения образовательных и воспитательных задач, служит развитию ключевых компетенций учащихся (в частности, аналитических, творческих и коммуникативных навыков), формирует основу для их дальнейшей профессиональной деятельности и социальной активности, позволяет повысить уровень качества гимназических печатных изданий.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru