На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Организация работы школьного пресс-центра

Татьяна Ивановна Цветкова,
учитель экономики и менеджмента
высшей квалификационной категории,
редактор школьной газеты «Класс»
МОУ СОШ № 195 Октябрьского района г. Новосибирска

     Актуальность функционирования в рамках образовательного учреждения пресс-центра обусловлена всё возрастающей в настоящее время необходимостью повышения социальной активности подростков, формированием у них положительных социальных установок и подготовкой учащихся к самореализации в условиях рыночной экономики.

     Школьный пресс-центр МОУ СОШ № 195 был организован мной в декабре 2004 года как практикум для старшеклассников в рамках курса «Основы экономики и предпринимательства». У истоков газеты стояли инициаторы её создания – 11-классники Дмитрий Ко, Павел Скрипкин, Александр Голещихин, которые на уроках экономики написали бизнес-план, провели маркетинговое исследование на предмет «Нужна ли школе газета?», изучили плюсы и минусы аналогичных изданий других школ, определили необходимые ресурсы, сделали расчёт себестоимости и цены газеты, написали должностные инструкции для юнкоров, провели рекламную акцию по набору членов редколлегии и конкурс на лучшее название газеты.

     Наша газета «Класс» выходит ежемесячно на 6-ти печатных листах тиражом 150 экземпляров. В структуру газеты входят следующие основные рубрики:
     – Хорошие новости (о наших достижениях);
     – Плохие новости (о событиях «из ряда вон»);
     – Я хочу вам рассказать (делимся впечатлениями);
     – Наши интервью (рассказы об учащихся, учителях, родителях);
     – Спортзал (о спортивных событиях школы);
     – Информация к размышлению (о чём стоит призадуматься);
     – Салон красоты (о моде и эстетике);
     – Будь здоров (о здоровье и здоровом образе жизни);
     – Спрашивайте – отвечаем (ответы специалистов на вопросы школьников);
     – Творчество (трибуна для начинающих поэтов и прозаиков);
     – Отсебятина (весёлая страничка).

     Газета работает на самоокупаемости: деньги, вырученные от продажи, идут на оплату услуг типографии по распечатке следующего тиража, канцелярские принадлежности.

     Мой «костяк» – это 10-15 ребят из 5-11 классов, которые выполняют основную рутинную работу. Ещё 15-20 человек периодически приносят в газету свои статьи. Есть и такие, которые могут прийти только один раз, чтобы выразить свои взгляды, эмоции, повлиять на ситуацию, ведь школьная газета – это одна из форм ученического самоуправления, призванная не только сообщать важную информацию, отражать события, проблемы в школе, но и являться выразителем общественного мнения, влиять на развитие событий.

     Дети и взрослые, рассказывая в газете об интересных и увлечённых людях, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела, овладевают системой норм нравственного поведения.

     Работая в пресс-центре, ребята не только постигают азы журналистики, но и пробуют свои силы в таких профессиях, как интервьюер (умеющий вести диалоги и беседы), специалист по рекламе (создающий положительный имидж человеку, товару, событию), маркетолог (проводящий и анализирующий социологические опросы), продавец (умеющий грамотно обслужить покупателя), курьер (распространитель), верстальщик (осуществляющий компьютерный дизайн), наборщик компьютерного текста, корректор (исправляющий ошибки в тексте), менеджер (руководитель), экономист-бухгалтер (рассчитывающий выручку, прибыль, себестоимость).

     Члены пресс-центра учатся работать в команде, приобретают навыки свободного владения письменной и устной речью, учатся уважать чужое мнение и грамотно высказывать своё собственное, развивают предпринимательские способности. Именно практической деятельности уделяется большее количество учебного времени – до 80 %, с целью дать ребёнку «примерить на себя» ту или иную специальность. В определённом смысле работа в пресс-центре является для школьников большой ролевой игрой, правила которой мы устанавливаем сами.

     Срок реализации образовательной программы «Школьный пресс-центр» – 3 года:
     1 год – начальный уровень подготовки: знакомство учащихся со школьным пресс-центром, пробные шаги в журналистике под руководством редактора.
     2 год – освоение деятельности: полное включение школьников в работу пресс-центра, занятие творчеством и редакционной деятельностью под руководством редактора.
     3 год – совершенствование деятельности: самостоятельное творчество подростков, проба ими сил в разных областях редакционной деятельности, передача накопленного опыта младшим школьникам, когда редактор исполняет роль только координатора учебного процесса.

     Заседания редколлегии газеты «Класс» проходят еженедельно:
     – проверка редактором выполнения заданий;
     – выдача новых заданий;
     – обсуждение тематики следующего номера;
     – отбор лучших материалов в номер;
     – изучение теоретического материала.

     В течение всего месяца члены пресс-центра выполняют практическую работу: маркетинговые опросы, интервью, репортажи, сбор и обработка текущей информации, работа в группах по интересам, корректировка и редактирование текстов, работа над ошибками, набор текста на ПК, подготовка фотоматериалов, составление макета газеты, компьютерная вёрстка (дизайн), распечатка тиража в типографии, продажа газеты, составление бухгалтерского отчёта.

     В помощь юнкору предлагаются: памятки, брошюры, словарь журналиста, список жанров, список тем для разработки, периодическая печать, газеты других школьных пресс-центров, справочники школьной библиотеки. Для заседаний редколлегии имеется отдельный кабинет площадью 15 кв. м, но, поскольку он технически не оснащен, используются средства кабинета информационных технологий или домашние технические средства юнкоров.

     После окончания обучения юнкоры получают «Свидетельство» государственного образца, в котором указывается наименование пройденного курса обучения, количество часов по программе, занимаемая в пресс-центре должность (верстальщик, маркетолог, интервьюер и т.д.). «Свидетельство» заверяется директором школы, редактором газеты, гербовой печатью школы.

     Программа «Школьный пресс-центр» разработана мной на основе 10-летнего педагогического опыта преподавания экономики, 4-летнего опыта работы редактором школьной газеты, опыта работы на промышленном предприятии и народным заседателем Дзержинского суда с использованием некоторых методических рекомендаций Главного управления образования мэрии г. Новосибирска, опыта других школьных пресс-центров.

     Теперь уже можно сказать, что газета «Класс» состоялась. За 4 года нами выпущено более 40 номеров, в создании газеты приняли участие более 200 человек: школьники, учителя, родители, специалисты. Мы дипломанты районных и городских конкурсов детских и юношеских СМИ. Нас награждали грамотами и ценными подарками. Имя нашей газеты будет внесено в книгу «Золотой фонд Новосибирска».

     Считаю, что профориентационная цель мною достигнута: члены редколлегии продолжают дальнейшее профильное обучение (или уже работают) вне стен нашей школы:
     – Совцова Катя поступила на филологический факультет НГУ;
     – Скрипкин Паша изучает языки в Академии международных отношений;
     – Ко Дима учится на дизайнера и уже работает в дизайн-студии;
     – Пономарёва Рита была выпускающим редактором газеты НГТУ;
     – Саитов Андрей изучает маркетинг в СГУПСе;
     – Слепов Влад открыл рекламное агентство;
     – Волосникова Катя несколько раз была ведущей праздника «День города»;
     – Чернышова Оля – лауреат международных конкурсов авторской песни;
     – сегодняшние девятиклассницы Рыжкова Маша и Комосова Даша дополнительно обучаются в Городском центре информатизации «Эгида»: выпускают первую общегородскую электронную газету.

     Я горжусь своими учениками и благодарю всех читателей, которые нас любят и ждут очередные номера газеты «Класс».

     Мы приглашаем к совместному сотрудничеству школы города.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru