На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Школьные СМИ как один из путей развития коммуникативной компетенции

Марина Владимировна Зайкова,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
руководитель проекта детских СМИ
МОУ гимназии № 13 Центрального района
г. Новосибирска

     Ученические средства массовой информации – это не дань моде или способ заработать моральный или денежный капитал. Издание детских СМИ – острая потребность любого образовательного учреждения в расширении локального информационного пространства.

     Цели ученического издания:
     – оперативное распространение информации о жизни гимназии и важнейших событиях, происходящих как на её территории, так и за её пределами: в микрорайоне, городе, в других образовательных учреждениях;
     – последовательное и систематическое распространение концептуальных идей развития образовательного пространства гимназии;
     – развитие общественной и социальной активности гимназистов.

     Организация выпуска ученических изданий предполагает решение самых разнообразных задач:
     – привитие учащимся любви к родной гимназии, к её стенам, к её истории, к учителям;
     – формирование чувства ответственности за всё, что происходит в гимназии, сопричастности и к победам, и к поражениям;
     – выявление и развития творческого потенциала в среде обучающихся;
     – повышение читательского интереса и читательской культуры у гимназистов;
     – разрешение и предупреждение возможных конфликтных ситуаций и др.

     Аудитория, к которой обращена газета «Бригантина», – это, в основном, старшеклассники, ученики 7-11 классов, их родители, учителя. Совсем юная газета «Тринашка» создана специально для учеников начальной школы, их учителей и родителей.

     Структура газеты «Бригантина».

     Объём газеты – 4 полосы формата А3; печать чёрно-белая.

     Поскольку газета адресована детям, внимание которых чаще привлекают картинки, в газете много иллюстративного материала: фотографий, рисунков, комиксов, шарад.

     Авторами иллюстративного материала выступают сами учащиеся. Используются самостоятельные иллюстрации – в конкурсах рисунков или фотографий, а также вспомогательные, сопровождающие различные статьи, заметки, информационные материалы.

     Многие рубрики сохраняются вот уже на протяжении девяти лет, считаются традиционными. К таким относятся следующие: «Колонка редактора», «Проба пера», «Это интересно», «Что бы это значило?»

     Среди новых рубрик, появившихся в последние 2-3 года, большой популярностью пользуется рубрика «Такие знакомые незнакомцы» или «Мир твоего двора».

     Рубрики «Вопрос – ответ» и «Проблемный вопрос» служат для привлечения к сотрудничеству тех, кто не входит в состав редакции.

     В состав редакции входят обучающиеся, прошедшие творческий отбор, это ученики 9-11 классов, выбравшие «Журналистику» как предмет образовательной области «Технология». Именно из числа этих учеников выбирается редактор, ученик, который является координатором работы всех корреспондентских групп, занимающихся как интересующими их вопросами, так и специальными поручениями.

     Финансирование газеты осуществляется на средства, выделяемые на развитие гимназии, а также на целевые спонсорские деньги.

     Тираж изданий варьируется от 300 до 500 экземпляров.

     Распространением газет занимаются члены редакции, которые учатся проводить рекламные акции и кампании с целью привлечения читателей.

     Наиболее проблемной частью издания газет «Бригантина» и «Тринашка» являются макетирование и вёрстка изданий. В связи с этим, главной перспективной задачей развития вышеназванных СМИ является задача организации новой структуры внутри редакции, компьютерного отдела, в котором ученики будут заниматься только электронной вёрсткой газет, что значительно снизит затратную статью изданий.

     Десять лет выпускается газета «Бригантина». Её название – дань историческим традициям школы, история которой насчитывает 70 лет: именно так назывался когда-то детский летний лагерь, организатором которого был замечательный Учитель, воспитанник А.С. Макаренко, Эдуард Александрович Быков, прошедший Великую Отечественную, ставший одним из первых директоров гимназии (тогда школы № 79).

     Бригантина – в центре логотипа гимназии.

     Одно из любимых мест учеников и учителей – кафе «Бригантина», расположенное на первом этаже здания. Восемь лет назад большинство учеников, которым предстояло дать название своей газете, большинством проголосовало именно за это название. 2007 год стал особенно удачным для наших журналистов. Может быть, потому, что он был юбилейным – «Бригантине» исполнилось 10 лет. Этот год ознаменовался участием наших СМИ во Всероссийском конкурсе школьной прессы, который по традиции организует московский журнал «Лицейское и гимназическое образование». В организации участия в конкурсе самым трудным моментом было оформление и отправка заявки. В составлении этого документа нужно было учесть так много деталей, что на первых порах началась паника от мысли, что не получится или что опоздаем. Обошлось. Пришло подтверждение вызова. Это было необходимо для получения денег на поездку, которые выделило Областное управление образования. Мы очень благодарны за помощь и лично Владимиру Викторовичу Иванову.

     Из Москвы наша группа привезла награды и подарки. «Бригантина» была награждена специальным дипломом в номинации «Стратегия», а наша малышка «Тринашка» – получила диплом в номинации «Дебют».

     В этом же, 2007-м году «Бригантина» завоевала звание лучшего издания среди детских СМИ г. Новосибирска.

     Первым шеф-редактором газеты в 1997 году стал Владимир Владимирович Нарбут, заместитель главного редактора газеты «Вечерний Новосибирск». Именно благодаря высокому профессионализму Владимира Владимировича газета получила облик «настоящего» периодического издания. За это время выпущено 50 номеров.

     В настоящее время газету возглавляет ученик Владимира Владимировича, профессиональный журналист, обозреватель 10 канала ТВ города Новосибирска, Кудинов Алексей Игоревич. И у него уже есть преемница, выпускница гимназии 2005 года, прошедшая школу «Бригантины», – Никонова Ирина Олеговна, студентка факультета журналистики НГПУ. Именно ей принадлежит инициатива организации газеты для малышей «Тринашка».

     История продолжается...

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru