На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 24 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
     

Литературная газета «Начало» как интегрированная форма развития творческих способностей детей и взрослых

Тамара Васильевна Пастухова,
учитель литературы
высшей квалификационной категории,
заведующая гуманитарной кафедрой
МОУ лицея № 200 Заельцовского района
г. Новосибирска

     Неотъемлемой частью профессии учителя является внеклассная работа по предмету. Цель такой работы учителя литературы – развитие творческой стороны интеллекта, возможность творческого самовыражения, привитие интереса к литературе и родному языку во внеурочное время. Ученик нашего лицея может попробовать реализовать свои способности в разных видах деятельности, связанных именно с гуманитарным образованием.

     Одним из успешных проектов в работе нашей кафедры является созданная в 1998 году на основе первого гуманитарного класса литературная газета «Начало».

     При создании газеты были поставлены следующие цели:
     – газета должна стать одним из элементов, помогающим выстроить единое гуманитарное пространство в лицее, основывающееся на триединстве:
     а) учебные предметы (литература, история, языки);
     б) внеклассная работа (диспут-клуб, центр «Хоккайдо», литературная газета «Начало»);
     в) работа с одаренными детьми (интеллектуальные марафоны, НПК школьников, олимпиады);
     – решить проблему работы с творчески одаренными ребятами.

     Задачи:
     – научиться писать, творить, создавать оригинальные работы, т.е. выработать свой, неповторимый стиль;
     – приучиться свободно излагать свои мысли, «не боясь чистого листа бумаги» (Е. Ильин);
     – показать ребятам особенности и возможности разных жанров, чтобы ребята выбрали свой, близкий им;
     – выработать умение отличать хорошие, достойные работы от подражательных, низкопробных;
     – выработать навыки свободного владения компьютерными технологиями, связанными с изданием газеты.

     Для учебы редколлегии был создан кружок, в который вошли сначала ребята гуманитарного класса, а два года назад – ребята из других старших классов и среднего звена. Сегодня газету делают три группы: журналисты-старшеклассники, технические редакторы, ребята-стажеры из среднего звена. С каждой из групп ведется учеба, а помогает мне делать газету, проводить занятия выпускница гуманитарного класса 2001 года, студентка НГТУ филологического факультета, в прошлом редактор газеты «Начало» Молдованова Аня.

     Школьная газета является интегрированной формой работы с детьми, т.к. объединяет такие учебные предметы, как литература, русский язык, информатика, ИЗО (а также логику, пространственное мышление, эстетику и другие предметы, если бы они входили в школьную программу).

     Как применяются компьютерные технологии при создании газеты? Сравним первые номера газеты, вышедшие в 1998 году, и последний номер. С точки зрения технического исполнения, разница очевидна.

     Что было сделано, чтобы газета приобрела современный вид, стала действительно печатным школьным органом?

     Была организована группа технических редакторов, продумана программа работы с ними (помимо учебы для всей редколлегии). Прошла подготовку я, как руководитель газеты. Изменились технические возможности лицея: созданы три компьютерных класса, появился выход в Интернет, члены редколлегии всегда могут получить консультацию у преподавателей информатики. В программу гуманитарного класса, на базе которого делается газета, был включен спецкурс «Основы издательского дела».

     Программа курса ставит целью приобщение к элементарной культуре издательского дела и предусматривает знание «Основ дизайна», «Истории книгопечатания», «Истории и искусства шрифта», «Истории искусств», «Рекламы». Целью курса является усвоение учащимися навыков и умений широко распространенной профессии с целью профессионального самоопределения, а также приобретение навыков создания собственной газеты «Начало».

     Данный курс дает возможность работать с широко распространенными программными средствами, осваивать офисную технику, выполнять весь цикл работ, связанных с подготовкой и печатью документов, брошюр и др., работать с текстовым процессором Мicrosoft Word для Windows, вводить текстовую информацию в нужном формате, выполнять верстку, распечатывать сверстанный материал.

     Таким образом, члены редколлегии в состоянии самостоятельно делать свою газету.

     Что умеют делать ребята сегодня?

     Готовить материал к набору, работать с текстовым процессором Мicrosoft Word для Windows, обрабатывать и создавать графические изображения, в том числе работать в Photoshop, выполнять верстку, распечатывать сверстанный материал, работать с принтером и сканером.

     Наша газета литературная, а не информационно-публицистическая. Поэтому акцент делается на эссе, статьи философского содержания, лирические зарисовки, литературоведческие статьи, рецензии на спектакли, фильмы. Но в газете есть информация и о жизни лицея, города, страны. Так, например, редакция встречалась с Н.Н. Болтенко, председателем горсовета, репортаж об этой встрече помещен в газете накануне выборов в городской Совет. К 110-й годовщине города Новосибирска выпущен номер «Я люблю этот город, знакомый до слез»; к десятилетию и пятнадцатилетию лицея редколлегия подготовила специальные номера «Начала».

     Откликом на события в Беслане стал номер «Должны смеяться дети и в мирном мире жить». Инициаторами этого номера выступили сами ребята, проявившие и свои человеческие качества, и свою гражданскую позицию.

     За девять лет существования газета стала частью жизни лицея. Ее ждут, ее читают, в ней публикуются начинающие поэты и писатели, публикуют свои статьи, лирические зарисовки преподаватели. Для гуманитарного класса – это их дело, их визитная карточка; для части ребят – шаг к профессии; для меня – часть жизни.

     Работы наших журналистов были опубликованы в нескольких номерах журнала «Лицеист» (орган городской Ассоциации лицеев и гимназий), была опубликована моя статья «Некоторые особенности работы с одаренными детьми»; после встречи с редколлегией журнала «Роман-газета 21 века» работы учеников с моими заметками были напечатаны в одном из номеров.

     Наша газета хорошо известна в районе, она помещена на сайте Заельцовского района. Опыт работы передается через выступления на семинарах; в августе 2005года мной был проведен «Круглый стол» на тему «Школьная газета как один из способов развития творческого потенциала личности».

     Школьная газета является такой формой работы с детьми, которая задействует разные уровни ребенка: развивает умения, навыки, полученные на уроках; способствует формированию нравственных ориентиров личности; способствует профессиональному самоопределению; воздействует на эмоциональном уровне; осуществляет преемственность; развивает творческий потенциал; сплачивает ребят и учителей, разновозрастные группы детей.

     Можно говорить о социальной значимости данного проекта.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru