Литературная газета «Начало» как интегрированная форма развития творческих способностей детей и взрослых
|
Тамара Васильевна Пастухова,
учитель литературы
высшей квалификационной категории,
заведующая гуманитарной кафедрой
МОУ лицея № 200 Заельцовского района
г. Новосибирска
|
Неотъемлемой частью профессии учителя является внеклассная работа по предмету. Цель такой работы учителя литературы – развитие творческой стороны интеллекта, возможность творческого самовыражения, привитие интереса к литературе и родному языку во внеурочное время. Ученик нашего лицея может попробовать реализовать свои способности в разных видах деятельности, связанных именно с гуманитарным образованием.
Одним из успешных проектов в работе нашей кафедры является созданная в 1998 году на основе первого гуманитарного класса литературная газета «Начало».
При создании газеты были поставлены следующие цели:
– газета должна стать одним из элементов, помогающим выстроить единое гуманитарное пространство в лицее, основывающееся на триединстве:
а) учебные предметы (литература, история, языки);
б) внеклассная работа (диспут-клуб, центр «Хоккайдо», литературная газета «Начало»);
в) работа с одаренными детьми (интеллектуальные марафоны, НПК школьников, олимпиады);
– решить проблему работы с творчески одаренными ребятами.
Задачи:
– научиться писать, творить, создавать оригинальные работы, т.е. выработать свой, неповторимый стиль;
– приучиться свободно излагать свои мысли, «не боясь чистого листа бумаги» (Е. Ильин);
– показать ребятам особенности и возможности разных жанров, чтобы ребята выбрали свой, близкий им;
– выработать умение отличать хорошие, достойные работы от подражательных, низкопробных;
– выработать навыки свободного владения компьютерными технологиями, связанными с изданием газеты.
Для учебы редколлегии был создан кружок, в который вошли сначала ребята гуманитарного класса, а два года назад – ребята из других старших классов и среднего звена. Сегодня газету делают три группы: журналисты-старшеклассники, технические редакторы, ребята-стажеры из среднего звена. С каждой из групп ведется учеба, а помогает мне делать газету, проводить занятия выпускница гуманитарного класса 2001 года, студентка НГТУ филологического факультета, в прошлом редактор газеты «Начало» Молдованова Аня.
Школьная газета является интегрированной формой работы с детьми, т.к. объединяет такие учебные предметы, как литература, русский язык, информатика, ИЗО (а также логику, пространственное мышление, эстетику и другие предметы, если бы они входили в школьную программу).
Как применяются компьютерные технологии при создании газеты? Сравним первые номера газеты, вышедшие в 1998 году, и последний номер. С точки зрения технического исполнения, разница очевидна.
Что было сделано, чтобы газета приобрела современный вид, стала действительно печатным школьным органом?
Была организована группа технических редакторов, продумана программа работы с ними (помимо учебы для всей редколлегии). Прошла подготовку я, как руководитель газеты. Изменились технические возможности лицея: созданы три компьютерных класса, появился выход в Интернет, члены редколлегии всегда могут получить консультацию у преподавателей информатики. В программу гуманитарного класса, на базе которого делается газета, был включен спецкурс «Основы издательского дела».
Программа курса ставит целью приобщение к элементарной культуре издательского дела и предусматривает знание «Основ дизайна», «Истории книгопечатания», «Истории и искусства шрифта», «Истории искусств», «Рекламы». Целью курса является усвоение учащимися навыков и умений широко распространенной профессии с целью профессионального самоопределения, а также приобретение навыков создания собственной газеты «Начало».
Данный курс дает возможность работать с широко распространенными программными средствами, осваивать офисную технику, выполнять весь цикл работ, связанных с подготовкой и печатью документов, брошюр и др., работать с текстовым процессором Мicrosoft Word для Windows, вводить текстовую информацию в нужном формате, выполнять верстку, распечатывать сверстанный материал.
Таким образом, члены редколлегии в состоянии самостоятельно делать свою газету.
Что умеют делать ребята сегодня?
Готовить материал к набору, работать с текстовым процессором Мicrosoft Word для Windows, обрабатывать и создавать графические изображения, в том числе работать в Photoshop, выполнять верстку, распечатывать сверстанный материал, работать с принтером и сканером.
Наша газета литературная, а не информационно-публицистическая. Поэтому акцент делается на эссе, статьи философского содержания, лирические зарисовки, литературоведческие статьи, рецензии на спектакли, фильмы. Но в газете есть информация и о жизни лицея, города, страны. Так, например, редакция встречалась с Н.Н. Болтенко, председателем горсовета, репортаж об этой встрече помещен в газете накануне выборов в городской Совет. К 110-й годовщине города Новосибирска выпущен номер «Я люблю этот город, знакомый до слез»; к десятилетию и пятнадцатилетию лицея редколлегия подготовила специальные номера «Начала».
Откликом на события в Беслане стал номер «Должны смеяться дети и в мирном мире жить». Инициаторами этого номера выступили сами ребята, проявившие и свои человеческие качества, и свою гражданскую позицию.
За девять лет существования газета стала частью жизни лицея. Ее ждут, ее читают, в ней публикуются начинающие поэты и писатели, публикуют свои статьи, лирические зарисовки преподаватели. Для гуманитарного класса – это их дело, их визитная карточка; для части ребят – шаг к профессии; для меня – часть жизни.
Работы наших журналистов были опубликованы в нескольких номерах журнала «Лицеист» (орган городской Ассоциации лицеев и гимназий), была опубликована моя статья «Некоторые особенности работы с одаренными детьми»; после встречи с редколлегией журнала «Роман-газета 21 века» работы учеников с моими заметками были напечатаны в одном из номеров.
Наша газета хорошо известна в районе, она помещена на сайте Заельцовского района. Опыт работы передается через выступления на семинарах; в августе 2005года мной был проведен «Круглый стол» на тему «Школьная газета как один из способов развития творческого потенциала личности».
Школьная газета является такой формой работы с детьми, которая задействует разные уровни ребенка: развивает умения, навыки, полученные на уроках; способствует формированию нравственных ориентиров личности; способствует профессиональному самоопределению; воздействует на эмоциональном уровне; осуществляет преемственность; развивает творческий потенциал; сплачивает ребят и учителей, разновозрастные группы детей.
Можно говорить о социальной значимости данного проекта.
|