Проблемы и пути решения школьной прессы
|
Татьяна Анатольевна Бирюкова,
учитель географии и биологии
высшей квалификационной категории,
руководитель пресс-центра МОУ СОШ № 63
Кировского района г. Новосибирска
|
Школа… Любимая 63…
Как много с ней связано! Сюда я бегала ещё девчонкой, здесь встретила свою первую любовь… Работаю уже более 15 лет, и моя дочь тоже учится в родной 63-й! Могла ли я предположить «на заре» своей педагогической деятельности, что я, учитель географии, буду заниматься школьной журналистикой, и что в моей родной школе появится уникальная газета «Шмель», которая займёт все мои мысли и чувства, а заодно и всё свободное время.
Какой «Шмель»? Почему «Шмель»? Обо всём по порядку…
Пресс-центр нашей школы был создан в сентябре 2005 года по инициативе учащихся старших классов. Администрация школы и попечительский совет пошли навстречу инициативным школьникам и взяли на себя обязательство помочь морально и материально. И работа закипела…
Весь учебный год наша газета существовала в настенном варианте. Увидели свет выпуски газет: «Учитель перед именем твоим….» (посвящённая празднику – Дню учителя), «Вы за здоровый образ жизни? – Нет?! – Тогда мы идём к Вам!» (о вредных привычках); «Новый год шагает по планете»; «Вначале было слово…» (о чистоте русского языка и молодёжном сленге) и многие другие выпуски. С представлением своей газеты участвовали в конкурсе социально значимых проектов на Сибирской ярмарке. Вдруг бы правда, новичкам повезло, и мы бы имели возможность обзавестись собственной техникой для создания своей газеты, но удача нам не улыбнулась. Не особенно мы расстроились, потому как приобрели определённый опыт, познакомились и пообщались с интересными людьми.
В сентябре 2006 года выходит первый печатный вариант нашего «Шмеля». Почему же именно «Шмель»? Потому что Ш – школьная, М – молодёжная, Е – единственная, Л – любимая газета. Первый долгожданный выпуск выходит под девизом: «Ждут нас новые друзья, ждут нас новые открытья. Мы в преддверье сентября, мы в преддверье всех событий!»
Газета объединила вокруг себя любознательных, ищущих, протестующих против серости и обыденности, ребят творческих и одарённых. Наши постоянные рубрики: «Родной улей», «Пожужжим?», «Доска почёта», «Чтобы помнили», «Ба! Знакомые всё лица» – интересны школьникам, выпускникам прошлых лет, учителям и родителям. Очень часто некоторые из наших горячих поклонников заглядывая в кабинет, спрашивают: «А когда будет следующий «Шмель»? Это значит, что газету ждут, хотят общаться, дружить, узнавать новое.
Газета – это не пачка листов, а люди, которые её создают. Творческий союз учащихся и учителей русского языка и литературы, которые ведут у старшеклассников «Основы журналистики», союз с учителем информатики, от которого во многом зависит, увидит ли свет новый выпуск нашей газеты и, конечно, школьники – наши авторы! Нет в нашем мире посторонних, каждый – частица школьного материка под названием «Шмель».
Как мы делаем газету? «Вначале было слово…..» На занятиях спецкурса по журналистике, под руководством Бочаровой Людмилы Викторовны ребята изучают разные стили и жанры словесной культуры, на занятиях по технологии вместе с Юровской Еленой Александровной, преподавателем информатики, набирают тексты, создают макет газеты. Одним из главных своих достижений считаем то, что всю предпечатную подготовку выполняют учащиеся самостоятельно.
Выбор темы… О чём писать, о ком? Такой вопрос не стоит перед юными корреспондентами нашей газеты. Темой становится любое событие, происходящее в школе, районе, городе. Лингвистический конкурс, районные соревнования, новогодние праздники – повод для написания нового материала. Что думают школьники об учёбе, о школе, об учителях, о своём настоящем и будущем – всему найдётся место на наших страничках. А сделать материал по-настоящему интересным можно, если писать страстно, убеждённо («…глаголом жечь сердца людей…»), умело использовать подходящие к теме средства языка: применять афоризмы, обращаться к юмору, вводить в свою речь необычные обороты, использовать политическую, научную и книжную лексику. Заседания пресс-центра – это деловые игры, семинары, дискуссии, круглые столы, групповое проектирование, презентации.
Я убеждена, что журналисту, прежде чем научиться профессионально писать, нужно стать профессиональным читателем. Поэтому особенное внимание наши юные журналисты уделяют литературному образованию, читательский диапазон – основа основ общего развития любого человека. Прочитанные книги накладывают заметный отпечаток на речь школьника, учат его думать, излагать свои мысли. Интерес учащихся к учебному труду резко возрастает, если его конечные результаты имеют какую-то практическую ценность. Вот почему, чтобы по-настоящему заинтересовать учащихся и пробудить их авторское самолюбие полезно в масштабе школы вести издательскую работу.
Школьная газета – это плод деятельности ярких личностей и в тоже время коллективный труд, чувство коллективной ответственности и огромная заинтересованность в результатах своей работы. У газеты нет выходных, нельзя закрыть на замок своё сердце, как ящик письменного стола.
Каждый выпуск газеты любим, потому что рождается в творческих муках. Особенно много творческих усилий понадобилось, чтобы создать юбилейный пятый номер. Юбилейный потому, что школе, моей любимой 63-й исполнилось 40 лет. Школа – моя ровесница, мой второй дом и поэтому в этом выпуске с особой теплотой и любовью собраны уникальные исторические, архивные материалы. Работа над номером затянулась, вместо обычных 3-4 недель коллектив редакции трудился 2 месяца. Получилась не просто газета, а настоящий красочный журнал, где каждый читатель нашёл для себя интересную и необычную информацию. Я думаю, многие наши ученики, да и мои коллеги были удивлены узнав о том, что на самом деле номеру нашей школы более 100 лет и что он был передан нашему зданию – новостройке от одной из первых школ города Новониколаевска. Нашим читателям было интересно увидеть творческие работы выпускников, прочитать об уникальной телевизионной передаче, посвящённой встрече учащихся с женщинами-снайперами, вела эту передачу, вошедшую в золотой фонд телевидения, известный журналист Батурина Елена Алексеевна. С удивлением наши выпускники обнаружили на страницах этого номера интересную новую рубрику «Папа, мама, я – школьная семья», в которой автор (наш настоящий архивариус – Боковикова Софья Андреевна) рассказывает о выпускниках, которые создали семьи (всего 28 семей) и их дети теперь также учатся или учились нашей школе. Это лишь малая часть того, о чём мы написали в своей газете.
Исторических сведений и интересных статей было так много, что было решено создать целую книгу к юбилейным торжествам. Оказалось, что и это нашему пресс-центру по плечу. После трудов праведных появилась книга «Начало начал. 40 лет вместе».
Возможно, те, кто занят в настоящее время выпуском газеты, не станут настоящими журналистами, и выберут другую профессию, но умение анализировать информацию, писать заметки и статьи, общаться с людьми, опыт совместной работы, где от каждого зависит конечный результат труда, обязательно пригодятся им в жизни.
Жизнь продолжается… Продолжается история нашей газеты… Мы не останавливаемся на достигнутом: ищем новые формы, сообща решаем возникшие проблемы, сотрудничаем с коллегами, участвуем в конкурсах и проектах различного уровня, в общем – «скорей бы утро и на работу!»
|