На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования


Когда газету делают дети… Или тезисы непосвященного редактора

Светлана Леонидовна Гусенкова,
главный редактор ежемесячной газеты «Чудо-сад»,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 4 Центрального района
г. Новосибирска

     СМИ в школе. Это и заманчиво, и актуально, и интересно, и трудно. Через них, т.е. СМИ, можно рассказать о своей школе, своем классе, своих учителях – одним словом, школьные СМИ – это самореклама. Через них, т.е. СМИ, можно подготовиться к классному часу, уроку ОБЖ, интеллектуальной игре – значит, школьные СМИ – это познавательный орган. Наконец, при помощи СМИ можно выявить и раскрыть свои таланты – стоит только взять в руки карандаш, блокнот или фотоаппарат. Действительно, школьные СМИ – это мощнейший образовательный орган, в котором ребята учатся видеть и слышать мир вокруг себя, рассказывать о нем, спрашивать о том, что не поняли. Все ли это функции СМИ в школьном пространстве?! Наверное, нет. Каждый участвующий в издании школьных СМИ находит в этом способе образования что-то свое.

     Итак, тезис первый. Школьные СМИ – это многоаспектный вид познавательной деятельности ребенка.

     Часто ли вам на уроке разрешали выдумывать, шутить, высказывать свои парадоксальные идеи? Бывало, но все-таки урок – более консервативная форма обучения, чем занятие редакционной коллегии…

     За одним круглым столом собрались ребята 5,6,7,8,10,11 классов. Они спорят о том, как назвать конкурс иллюстраций, посвященных дню смеха. А вот уже разложены стенгазеты о классе, их немного, но надо выбрать одну и присудить ее творческому коллективу первую премию – набор аквакарандашей. Решено. Теперь темы нового номера… Я хочу написать о подводном мире… А я была в кино – рецензия за мной… Спорт – моя любимая тема… Лучше нас с Ариной соцопрос никто не проведет!..

     Это крохотный фрагмент с заседания (слово-то какое строгое) редколлегии школьной газеты.

     Итак, тезис второй. Никакого навязывания сверху: о чем писать – решаем сами; в каком жанре – материал подскажет. Главное: иллюстрация – можно; фоторепортаж – можно; социологический опрос – конечно; классическая новостная статья или рецензия – конечно!

     Из СМИ выбрали газету! Два главных вопроса возникло: что и как? Что писать? На первых порах проблема наполнения газеты материалом действительно проблема, но стоит поработать год-другой, и она перерастает в другую: «Машенька, потерпи, мы твою статью опубликуем в следующем номере».

     Как писать? Открываем школу юных журналистов. В ней несколько классов.

     Класс первый. Улыбнись, посмотри, расскажи. Курс ролевых игр.

     Класс второй. Ручка, гусиное перо и карандаш. Курс наблюдений в блокнот.

     Класс третий. Пишу, зачеркиваю, пишу. Курс редактирования.

     Класс четвертый. Пишу, общаюсь, создаю. Курсы журналистики в медиацентре.

     Класс пятый. Создаю, общаюсь, отбираю. Мастер-класс профессионалов (круглый стол для начинающих с журналистами и тележурналистами).

     Класс шестой. Отбираю, обсуждаю, публикую. Собственный мастер-класс (практикум).

     По окончании шестилетней школы журналистов можно считать себя юнкором школьной газеты. Кстати, шестилетняя школа может быть пройдена за любой срок: от трех месяцев до пяти-шести лет. Темпы роста у каждого свои.

     Итак, тезис третий. Главные формы обучения: самообучение, взаимообучение, партнерство, наставничество.

     Дизайн и набор газеты – о самом трудном или интересном? Многие школьные газеты набираются профессионалами-верстальщиками, компьютерщиками или вообще материал сдается в типографию, а школа получает готовый сверстанный «по законам жанра» экземпляр. Хорошо. НО… А не лучше ли, если это попробуют сделать сами ребята. Дешевле? Не знаю. Интереснее? Безусловно. Рост ребенка налицо! Сначала word, затем publisher, теперь corol draw. Какая программа следующая?

     Старшеклассники-программисты дают консультации, помогают, если что-то не ладится. Но вот приходит момент, когда появляется своя дизайнерская идея: к 23 февраля материал детской страницы оформить в виде машины, а к 8 Марта – в форме Матрешки. Пробуем… Почему нет?!

     Итак, тезис четвертый. Через СМИ осваиваем новый информационные технологии и программы, которых нет в ПК даже учителя информатики. Ничего, установим.

     Принцип любых СМИ – мобильность и коммуникабильность.

     Наконец, тезис пятый. Не бойтесь идти на новые встречи, находить новые контакты. Участвуйте в выставках, конкурсах. Дело не в победе, а в том, что, участвуя, вы совершенствуетесь сами!

     Быстро реагировать на обстановку, интригующе рассказать о ней, разукрасить ее иллюстрациями или фотографиями, расспросить свидетелей и очевидцев – все это слагаемые успеха школьной газеты. Навыки и умения? О них читайте в пяти тезисах непосвященного редактора.

     Пусть ваши школьные газеты создаются детьми!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru