Когда газету делают дети… Или тезисы непосвященного редактора
|
Светлана Леонидовна Гусенкова,
главный редактор ежемесячной газеты «Чудо-сад»,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 4 Центрального района
г. Новосибирска
|
СМИ в школе. Это и заманчиво, и актуально, и интересно, и трудно. Через них, т.е. СМИ, можно рассказать о своей школе, своем классе, своих учителях – одним словом, школьные СМИ – это самореклама. Через них, т.е. СМИ, можно подготовиться к классному часу, уроку ОБЖ, интеллектуальной игре – значит, школьные СМИ – это познавательный орган. Наконец, при помощи СМИ можно выявить и раскрыть свои таланты – стоит только взять в руки карандаш, блокнот или фотоаппарат. Действительно, школьные СМИ – это мощнейший образовательный орган, в котором ребята учатся видеть и слышать мир вокруг себя, рассказывать о нем, спрашивать о том, что не поняли. Все ли это функции СМИ в школьном пространстве?! Наверное, нет. Каждый участвующий в издании школьных СМИ находит в этом способе образования что-то свое.
Итак, тезис первый. Школьные СМИ – это многоаспектный вид познавательной деятельности ребенка.
Часто ли вам на уроке разрешали выдумывать, шутить, высказывать свои парадоксальные идеи? Бывало, но все-таки урок – более консервативная форма обучения, чем занятие редакционной коллегии…
За одним круглым столом собрались ребята 5,6,7,8,10,11 классов. Они спорят о том, как назвать конкурс иллюстраций, посвященных дню смеха. А вот уже разложены стенгазеты о классе, их немного, но надо выбрать одну и присудить ее творческому коллективу первую премию – набор аквакарандашей. Решено. Теперь темы нового номера… Я хочу написать о подводном мире… А я была в кино – рецензия за мной… Спорт – моя любимая тема… Лучше нас с Ариной соцопрос никто не проведет!..
Это крохотный фрагмент с заседания (слово-то какое строгое) редколлегии школьной газеты.
Итак, тезис второй. Никакого навязывания сверху: о чем писать – решаем сами; в каком жанре – материал подскажет. Главное: иллюстрация – можно; фоторепортаж – можно; социологический опрос – конечно; классическая новостная статья или рецензия – конечно!
Из СМИ выбрали газету! Два главных вопроса возникло: что и как? Что писать? На первых порах проблема наполнения газеты материалом действительно проблема, но стоит поработать год-другой, и она перерастает в другую: «Машенька, потерпи, мы твою статью опубликуем в следующем номере».
Как писать? Открываем школу юных журналистов. В ней несколько классов.
Класс первый. Улыбнись, посмотри, расскажи. Курс ролевых игр.
Класс второй. Ручка, гусиное перо и карандаш. Курс наблюдений в блокнот.
Класс третий. Пишу, зачеркиваю, пишу. Курс редактирования.
Класс четвертый. Пишу, общаюсь, создаю. Курсы журналистики в медиацентре.
Класс пятый. Создаю, общаюсь, отбираю. Мастер-класс профессионалов (круглый стол для начинающих с журналистами и тележурналистами).
Класс шестой. Отбираю, обсуждаю, публикую. Собственный мастер-класс (практикум).
По окончании шестилетней школы журналистов можно считать себя юнкором школьной газеты. Кстати, шестилетняя школа может быть пройдена за любой срок: от трех месяцев до пяти-шести лет. Темпы роста у каждого свои.
Итак, тезис третий. Главные формы обучения: самообучение, взаимообучение, партнерство, наставничество.
Дизайн и набор газеты – о самом трудном или интересном? Многие школьные газеты набираются профессионалами-верстальщиками, компьютерщиками или вообще материал сдается в типографию, а школа получает готовый сверстанный «по законам жанра» экземпляр. Хорошо. НО… А не лучше ли, если это попробуют сделать сами ребята. Дешевле? Не знаю. Интереснее? Безусловно. Рост ребенка налицо! Сначала word, затем publisher, теперь corol draw. Какая программа следующая?
Старшеклассники-программисты дают консультации, помогают, если что-то не ладится. Но вот приходит момент, когда появляется своя дизайнерская идея: к 23 февраля материал детской страницы оформить в виде машины, а к 8 Марта – в форме Матрешки. Пробуем… Почему нет?!
Итак, тезис четвертый. Через СМИ осваиваем новый информационные технологии и программы, которых нет в ПК даже учителя информатики. Ничего, установим.
Принцип любых СМИ – мобильность и коммуникабильность.
Наконец, тезис пятый. Не бойтесь идти на новые встречи, находить новые контакты. Участвуйте в выставках, конкурсах. Дело не в победе, а в том, что, участвуя, вы совершенствуетесь сами!
Быстро реагировать на обстановку, интригующе рассказать о ней, разукрасить ее иллюстрациями или фотографиями, расспросить свидетелей и очевидцев – все это слагаемые успеха школьной газеты. Навыки и умения? О них читайте в пяти тезисах непосвященного редактора.
Пусть ваши школьные газеты создаются детьми!
|