На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Информатизация образования


Развитие навыков творческой деятельности при подготовке выпуска школьной газеты

Ирина Николаевна Фролова,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 84 Железнодорожного района
г. Новосибирска

     Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.

     Одним из видов деятельности, направленных на формирование творческой личности, является выпуск школьной газеты учащимися совместно с учителями нашей школы. Участие в создании школьной газеты способствует развитию творческих способностей школьников, обогащает их речь, учит серьёзно, вдумчиво работать над словом.

     При создании школьной газеты широко используются информационно-коммуникационные технологии для сбора, редактирования, обработки и распространения информации. Для этих целей используются компьютерные программы компании Microsoft Office.

     Нашей газете уже третий год. А начиналось всё так…

     Три года назад директор школы обратилась к ребятам с просьбой написать о своём классе, оформить материалы в электронном виде. Закипела работа. Учащиеся набирали статьи на компьютере, иллюстрировали, оформляли творческие работы. Выход первого номера школьной газеты был для всех настоящим праздником. Газету читают и перечитывают не только учащиеся, их родители, но и выпускники школы.

     В рубрику «Первые отклики» пришло письмо: «Уважаемая редакция! Ваша идея выпускать школьную газету мне очень понравилась. Я с удовольствием прочитала два номера. Из первого выпуска узнала, чем занимаются, увлекаются ребята в вашей школе, познакомилась заочно со всеми классами. Особо хочется сказать о статье второго номера (рубрика «Гость»). Интересно было читать интервью, которое провели девочки из 11 класса с учителем танцев. С нетерпением буду ждать выхода следующих номеров школьной газеты. Читатель Чех Ю.Ю., мама ученицы»

     Работа кружка «Юный журналист» тесно связана с курсом «Выпуск школьной газеты». В ходе занятий учащиеся знакомятся с компьютерными программами, использующимися в процессе создания газетного номера, с основными принципами и техникой оформления периодических изданий. Редакционная группа школьной газеты состоит из учащихся (по два человека от каждого класса) 1-11 классов. Ребята разного возраста, интереса, уровня ответственности. Многие не любят читать, писать, анализировать какой-либо материал. Группа делится на подгруппы (в каждой 3-4 человека), каждая занимается разработкой концепции своей рубрики. Главные редакторы (Алексеев Анатолий и Волобуев Виталий, 11 класс) составляют план номера, пишут журналистские материалы, верстают и оформляют номер. В ходе занятий каждый из учащихся осваивает приёмы вёрстки. Занятия проходят с применением компьютера.

     Схема заседаний следующая:
     1. Совместная постановка задач. (Что я хочу поместить на страницах данного номера?)
     2. Подбор и сбор необходимого материала учащимися.
     3. Совместный отбор материала, редактирование текстов.
     4. Проверка работы каждой группы с участием остальных ребят.
     5. Общее распределение материала по рубрикам.
     6. Оформление номера газеты.

     Содержание школьной газеты планируем перед выходом каждого номера, но повседневная жизнь вносит свои коррективы. Хорошо зная, чем живут учащиеся, что их волнует, тревожит, можно подсказать тему для очередного «произведения».

     Так, ученик 8 класса, Кудинцов Алексей, пишет о своих достижениях в спорте (футболе): «Я занимался в футбольном клубе «Спартак», играл во втором составе. Ездил в Яровое, где команда заняла третье место. Ещё мы играли на кубок города. Я забил гол и получил травму ноги. Теперь играю только за школьную команду».

     Вторая творческая работа написана в жанре рассказа: « Начнём с того, что футбольное поле – это жизнь для футболистов. На футбольном поле играют как начинающие игроки, так и профессионалы. На трибуны стадиона собираются болельщики, все заинтригованы ходом игры, переживают за свою команду. <...> Закончена игра, погасли фонари, с трибун уходят последние болельщики, с поля – уставшие игроки… И вот футбольное поле стадиона ждёт новых игроков…»

     В 5-ом классе задание было таким: написать рассказ по теме «Мы ходили в зоопарк…» (рубрика 60 лет Новосибирскому зоопарку). К удивлению многих, быстрее всех написал ученик с низкой мотивацией. Его рассказ назывался «В зоопарке», при обсуждении ребята из редакционной группы решили поместить этот рассказ в один из номеров школьной газеты.

     «Я люблю гулять в Новосибирском зоопарке! Остановился у клетки с бурыми медведями. Мне понравился один бурый медвежонок. Шерсть у него гладкая, живот толстый, лапы огромные, глаза тёмные, большие зубы белые, только уши маленькие. В клетке – бассейн, где медведи спасаются от жары. Я сфотографировал бурового медведя на память».

     Как осуществляется работа руководителя на различных этапах?

     На этапе отбора нового материала к номеру учащиеся получают задание прочитать поступивший материал, проанализировать (отредактировать) тексты, сгруппировать их по рубрикам, продумать оформление страниц.

     Роль руководителя в работе над печатным номером в том, что он даёт общие указания о требованиях к выполнению заданий, а также о путях и способах выполнения. На заседаниях выявляются положительные моменты и недостатки представленного издания.

     Занятия помогают сформировать навык работы с периодическими изданиями, знакомят с широким спектром жанров публицистики (8-11 классы), способствуют развитию творческого потенциала учащихся (1-11 классов).

     На протяжении выхода номеров школьной газеты несколько раз оформитель (Волобуев Виталий, ученик 11 класса) менял титульный лист (первые страницы), при этом советовался с ребятами и предлагал интересные варианты.

     Сравним первые и последние номера школьной газеты:

Рубрики Первый номер Последний номер
Титульный лист Нет Яркий, красочный
Встреча с интересными людьми (интервью) «Гость», «Знакомые лица» (одно интервью с учителем танцев) «Лица» (два интервью: с учителями истории и информатики)
Новости «Новости» «Там-там-там новости»
Проба пера Стихи Стихи, миниатюры
Историческая страница не было Из истории школы
Наши школьные династии…
Игротека не было Кроссворд
Поздравления Пожелания Фотография юбиляра, пожелания, оформление страницы

     В первых номерах школьной газеты (рубрика «Новости») ребята просто перечисляли интересные факты, указывали дату, что происходило, а в последних номерах (рубрики «Там-там новости», «Школьные новости») – важным событиям давали оценку.

     Например.
     – 1 сентября. День знаний. Весёлый праздник для родителей и учителей.
     – 5 октября. День учителя. Подробности мероприятия СТРОГО засекречены.
     – В течение месяца (октябрь) снимаем детский юмористический журнал «Ералаш».
     – 2 ноября – Самая свежая новость... Состоялась презентация школьного канала.
     – Добрые пожелания!

     Количество детей, принимавших участие в выпуске номера газет, растёт. Самые активные учащиеся из четвёртого класса (учитель Зимина И.Н.). Они создают творческие работы (рассказы и стихи о животных), сопровождают их рисунками.

     Рубрика «Проба пера»

     Героями рассказа были лев, попугай и собачка. Какая же история приключилась с ними в зоопарке? Давайте прочитаем вместе эти рассказы.

     В зоопарке жили лев, попугай и собачка. Однажды случилось чрезвычайное происшествие: улетел попугай. Все стали его искать. Лев почувствовал всеобщее волнение, ходил по клетке и громко рычал. Вдруг все услышали собачий лай. Люди оглянулись и увидели собачку, которая, задрав голову, сидела возле дерева и лаяла. Все побежали туда. Среди ветвей сидел попугай и о чём-то думал. (Сувтунов Илья, 2 класс)

     В 11 классе группа ребят проявляет наибольший интерес к такому жанру, как интервью.

     Учащиеся вырабатывают коммуникативный навык, учатся брать интервью, редактировать текст, совершенствовать написанное.

     Учащиеся делятся своими впечатлениями о лете, о поездке в Санкт-Петербург, о своих интересах, достижениях. Много помещено материалов, отражающих будни и праздники школьной жизни.

     В пресс-центре можно писать статьи, можно осуществлять свои мечты, и собираются ребята-единомышленники для общения.

     В результате мы ожидаем, что учащиеся должны овладеть навыками:
     – работы с редакционно-издательской техникой;
     – технологией сбора сведений, проверки достоверности фактов, поиска источников информации, поиска иллюстративного материала.
     – самостоятельно разрабатывать концепцию издания (старшие классы);
     – работы в соответствии с общим направлением издания;
     – редактирования для газеты сообщений разного рода, аналитических материалов;
     – компьютерной вёрстки номера.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru