На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого


Образовательный потенциал стенной печати

Елена Евгеньевна Тихомирова,
доцент кафедры теории,
истории культуры и музеологии НГПУ,
учитель латинского языка высшей
квалификационной категории
МОУ «Вторая Новосибирская Гимназия»

     Современный прцесс образования юношества, несомненно, требует воспитания, взращивания «образа человека», возрастания от природного к культурному. Особенно сложным данный процесс представляется в переходную эпоху, которая характеризуется дезориентацией, дезадаптацией человека в период ускорения темпов и расширения масштабов общественных перемен, отсутствием ясно сформулированных перспектив движения общества, разрушением преемственности поколений и отсутствием идеалов. Осознавая защитную функцию культуры, система образования, являясь институтом этого общества, обращается к культуре, фонду достижений человечества, т.е. потенциальному способу решения социальных, в том числе воспитательных проблем.

     Детские средства массовой информации должны в первую очередь стать средством воспитания, формой социализации, приобщения к культуре, выполняя функции познания мира, коммуникации, гармонизации отношений «общество – человек» и «человек – человек».

     Возвращение к стенной печати как к одному из эффективных видов передачи информации в образовательном учреждении имеет два весьма актуальных смысла:
     1) общекультурный. Содержание газеты соотносится с культурными универсалиями, закодироваными в человеческой культуре и отраженными в современной науке, которая преломляется в школьных предметах (например, универсалии времени, пространства, единого/множественного, целого/части, конечного/бесконечного и т.д.). Данное содержание выражается с помощью литературного языка, сознательно отшлифованного при работе с рубриками, заголовками и статьями газеты;
     2) технологический. Работа над стенной газетой позволяет учащимся отойти от клише и стереотипов современных СМИ, способствует актуализации уже имеющихся навыков в форме соучастия и сотворчества дает импульс креативной деятельности.

     Представляется принципиально важным, что стенная печать входит составной частью как в общий образовательный, так и в воспитательный процесс школьника, имея определенную специфику: на первый план она помещает познавательную и творческую составляющие, направляя на поиск, знакомство и творческое представление информации, подчиняясь логике и структуре, приближенной к исследованию.

     В общекультурном, общеобразовательном аспекте содержание стенных газет, создаваемых в рамках изучения предмета «Введение в латинский язык и античную культуру» в МОУ «Вторая Новосибирская Гимназия», ориентировано на отражение вектора развития человека, его сознательную деятельность, на сохранение человека как существа культурного. Во всех выпусках, приуроченных к изучению культурных и языковых универсалий, центральное место отводится защитной роли культуры по отношению к человеку, закрепленной, фиксированной в различных вариантах: это или различные стороны культурного опыта, которые отражаются в культурных формах (искусство, мораль, религия, право и т.п.), или разные уровни культурного опыта человека, которые, в частности, отражаются в культурных универсалиях, закрепляющих достижения глубинного характера, имеющие всеобщую значимость. Глубинное знание, опыт сопряжены со стратегией движения человеческого общества, поэтому культурные универсалии имеют инструментальное значение, которое актуализируется в переходные социальные периоды.

     В состав элементов структуры культурных универсалий входят фундаментальные категории картины мира, которые имеют логическое обоснование. Они очевидно имеют непреходящее значение, поскольку они были разработаны и описаны еще в античности рациональным профессиональным языком философии, они отражают системность мира и положение человека в нем.

     Поскольку современное общество строится на рациональных основаниях и посредством этого рационального опыта (инструментария) осуществляется воспроизводство общества, общественных отношений и его структуры, то значимость культурного опыта античности, выраженного в системе категорий, понятий, отражающих системность мира, в период трансформации всей общественной системы и отдельных ее звеньев особенно востребованы как основание оптимальной деятельности, оптимальных способов трансляции культурного опыта в интересах будущего, и поэтому представляются на страницах газеты.

     Еще в античности системные представления о мире были даны Аристотелем в форме философских категорий (культурных универсалий): времени – пространства, причины – следствия, множественного – единичного и других, иерархия которых и образует целостное видение мира. Это знание иерархично выстроено, описано рациональным языком. Человеку необходимо овладеть инструментарием, реконструирующем системность знания, что дает возможность, по мысли В.В. Иванова, восстановить системность мира. Он обращает внимание на то, что моральные, этические и религиозные системы уже при своем зарождении сыграли существенную эволюционную роль, обеспечивая выживание и сохранение человека как вида. В.С. Степин, президент Российского философского общества, обращаясь к анализу мировоззренческих универсалий, отмечает, что культура хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, которые составляют совокупный социально-исторический опыт. Культурные универсалии аккумулируют исторически накопленный социальный опыт, в их рамках человек оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в единичное целое все явления действительности, попадающие в сферу его опыта. Именно в культурных универсалиях репрезентован культурный опыт человека и выражен в образно-мировоззренческих конструкциях языковых символов.

     Системное, иерархическое, рационально изложенное знание стало базой современного гуманитарного образования. Классическое образование дает механизмы усвоения культурных универсалий разной степени общности от философских категорий до образов словесности и универсалий грамматики.

     Обращение к образовательному и воспитательному опыту преподавания курса древних языков на кафедре теории, истории культуры и музеологии НГПУ, во Второй Новосибирской Гимназии дает возможность через подражание в процессе подготовки стенных газет античным текстам и через овладение латинским языком усвоить основные культурные универсалии. Исторически классика выросла из средневекового универсального образования (университеты), базировавшегося на античном тривиуме и квадривиуме. Использование воспитательного потенциала классики в образовании – вот наиболее приемлемый, оптимальный путь к универсальности образования. Обучение классике дает язык доказательств, язык «чистой» гармонии, возможность оптимальной оценки благих и дурных человеческих деяний, возможность составить представления о мироздании, дает знание и понимание духовного мира. Источники классического знания: Библия, труды философов (Аристотеля, Платона, Августина Блаженного, Фомы Аквинского и т.д.). В них представлено цельное знание, выработанное античностью и переосмысленное Средними веками, переданное Новому времени в образцовых текстах, дающих высочайшие образцы этического поведения и эстетических систем. Говоря о понимании Священного Писания как универсального текста, Григорий Богослов указывает, что учащиеся еще не могут осознать всю глубину этого текста, поэтому «… надобно трудиться по мере сил, беседовать и со стихотворцами и с историками, и с оратором, и со всяким человеком, от которого только может быть какая-либо польза к попечению о душе… и как бы привыкнув смотреть на солнце в воде, обратим, наконец, взор к самому Свету».

     Подражание классическим моделям, в особенности переводы с классических языков, дает учащемуся необходимый объем информации, которая уже структурирована и иерархизирована. Античные тексты зафиксировали выявленные философами и поэтами связи, существующие в мире. Сегодня ученые отмечают, что при неадекватном восприятии мира разрушается и сам мир, и человек, повторяющий его структуру.

     Изучение своеобразия античного мировоззрения должно использовать язык как вспомогательное средство, поскольку только в языке запечатлен весь национальный характер, также в нем, как в средстве общения данного народа, исследуются индивидуальности с тем, чтобы проявилось всеобщее.

     И таким эмпирическим материалом в случае с античным наследием, в первую очередь, могут служить античные сентенции, в которых эксплицируются культурные универсалии и связанные с ними культурные нормы. Именно их традиционно используют в качестве заголовков, эпиграфов, цитат.

     Сентенции обозначают внелингвистические ситуации, являются знаками типичных ситуаций, логических конструкций, моделей поведения, правил поведения в житейских ситуациях. Особенность латинских сентенций состоит в том, что они еще и изложены рационалистически обработанным языком. У них есть авторство или авторство приписывается нескольким лицам, а потом они цитируются, клишируются, осмысливаются по-новому уже в рамках индивидуальной картины мира различных мыслителей.

     Вслед за Г.Л. Пермяковым, можно выделить логико-смысловые типы и виды моделируемых в пословицах отношений. Содержание – форма, целое – часть, начало – конец, верх – низ, свое – чужое, живой – мертвый, созидание – разрушение, цель – результат, правый – левый, честь – бесчестие, природное – культурное: например, страх – суровейший правитель, судьба никогда не благоприятствует нам с подлинной искренностью; счастлив, кого чужая беда учит быть осторожным; сила, лишенная разума, рушится от своей громадности сама собой; путник, у которого ничего нет, может распевать в присутствии разбойника; ради отечества следует жертвовать даже славой; при сомнении воздерживайся.

     Просматриваются и культурспецифические моменты: явно преобладают идеи отхода от инстинктов потребления, воспитания гражданина как носителя возвышенных общественных идеалов патриотизма, служения отечеству, святости долга; презрение к приходящим материальным благам, укрощение силой рассудка низменных страстей, важность согласования своего поведения с общественным благом: например, труд уже сам по себе наслаждение; я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше; я учусь помогать несчастным; я ничего не боюсь потому, что ничего не имею; честно жить, не делать зла другим, каждому воздавать свое; человек справедливый и неуклонно идущий к цели; человек – вещь священная; управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает.

     Связь человека и общества и наоборот по разным значимым поводам обусловило постепенное формирование устойчивых норм деятельности, отраженных в пословицах. В отличие от пословиц и поговорок, которые неявно декларируют правила человеческой деятельности, сентенции латинских авторов или их реплики на более древние афоризмы открыто демонстрируют и декларируют принципы жизнедеятельности человека.

     Эти принципы таковы:
     – многоаспектность подхода к любому предмету, действительности, социальному или природному явлению;
     – адекватность восприятия иерархичности внутренних и внешних связей предмета;
     – фиксированность рамок допустимых отклонений от нормы в поведении (обозначение пограничного «культурного – природного» и предельного «жизнь – отсутствие жизни» состояний);
     – неотъемлемость индивидуальной субъективности, самостоятельности, права на личный выбор способа действий в пределах фиксированных границ;
     – сопряженность деятельности индивида с ответственностью за нее; описание возможных последствий;
     – открытость действий индивида для контроля со стороны социума путем выражения общественного одобрения или порицания.

     Латинские сентенции воспитывают базовые правила жизнедеятельности человека. Ее целесообразность – соответствие поведения человека цели выживания человека; системность – адекватность представлений и действий цели поддержания человеческой (и не только биологической и социальной, но и культурной) жизни в рамках данного времени и пространства; оптимальность поведения – адекватность приемов и средств, способа действия в достижении системной связи человека и мира для развития человека, поскольку ex oriente lux (свет с Востока).

     Хочется отметить, что наметившееся стремление «взрослых» СМИ к латинским сентенциям зачастую оканчивается печально: не счесть числа грамматическим ошибкам и опечаткам в латинских пословицах даже в авторитетных российских и областных газетах. Поэтому при создании, редактировании и обсуждении текстов особое внимание уделяется шлифовке языка, работе над стилем и образным строем языка.

     Поскольку язык предельно универсальный феномен человеческой деятельности в целом, он становится достоянием культуры только при условии соответствии своих функций сущности и смыслу культуры – творческой деятельности людей для сохранения человека как рода. Поскольку язык в его цивилизованном применении нейтрален, он может выражать ложное и подлинное. К сожалению, в современных СМИ, а детские средства массовой информации являются лишь их подсистемой, содержащаяся в любых понятиях информация легко превращается в дезинформацию, обслуживая частный эгоцентрический опыт, не соотносясь с общечеловеческими смыслами, отраженными в культурных универсалиях. Современные СМИ зачастую не ориентируют, а дезориентируют, перекрывают каналы накопления и обогащения информации о процессах, значимых для социума в целом и отдельного его члена. В результате парализуются и ослабляются познавательные и коммуникативные функции языка, он становится орудием разобщения и отчуждения людей (между поколениями, между отдельными личностями или социальными группами и т.п.). Такой дисфункциональный язык не может появляться в детских СМИ.

     Думается, что использование стенной газеты в качестве, возможно, промежуточного варианта для публикации текстов в печатных школьных СМИ должно приучить молодых авторов к мысли о том, что не всякое наблюдение, не всякое исследование может быть тиражировано в СМИ. Требуется обсуждение, апробация идеи и ее словесного воплощения, должны быть затрачены большие интеллектуальные усилия для достижения результата, заслуживающего внимание читательской аудитории. Не все изреченное – истинно. Таким образом, такая работа будет первым шагом восстановления доверия и трепетного отношения к Слову вообще.

     С психологической точки зрения, наиболее адекватным для создания стенной газеты является применение метода проекта, поскольку именно он позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Основа этого метода, разработанного еще в конце XIX века американскими педагогами Дж. Дьюи и У.Х. Килпатриком, существенно адаптированного в российской образовательной системе, ныне выступает компонентом проектно-исследовательской технологии. В ней находят отражение важнейшие образовательные тенденции будущего, заложенные в основные принципы и понятия с Болонского процесса: искусство планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления материала. Данный способ организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся дает возможность интегрировать компетенции, знания, умения, навыки из разных областей при решении проблемы создания стенной газеты, и не только применять их на практике по известным моделям и образцам уже существующим в СМИ, но и генерировать новые идеи.

     Роль учителя при создании стенной газеты с применением проектного метода также имеет специфику в отличие от функции редактора в СМИ. Это, во-первых, педагогическая поддержка. На стадии подготовки стенгазеты он вдохновляет, мотивирует на успех, участвует в обсуждении, прогнозировании, формулирует цели и задачи, участвует в выработке критериев оценки проекта. На этапе реализации проекта учитель наблюдает, консультирует, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся, оказывает помощь и обеспечивает эмоциональную поддержку. В момент представления газеты – интерпретирует и оценивает результат, креативность и возможность продолжения работы.

     Работа по созданию стенной газеты по методу проекта позволяет выстроить ее в педагогический процесс, направить эту деятельность на развитие и саморазвитие личности ребенка. Интегрирующим средством латинского языка как общекультурной и общеобразовательной дисциплины и лингвистических дисциплин вообще выступает самостоятельная – групповая и индивидуальная деятельность по разработке и реализации проекта стенной газеты. При этом устанавливается особый тип отношений – полилог: между учащимся и педагогом, между учащимися и информацией, учащимся и культурой в целом.

     Очевидно, что данная технология является как личностно, так и предметно ориентированной, она дает возможность реализовать свои возможности всем участникам процесса, она направлена на саморазвитие и самореализацию учащегося; ставит его в активную позицию: владея определенными навыками, знаниями или склонностями, а самое главное, мотивацией к творчеству и собственными методами самостоятельного приобретения реальных знаний, он чувствует себя творцом, участником и разработчиком личностно-значимых проблем. Создание стенной газеты строится на активизации ребенка, переориентации образования с репродуктивного на креативное. Методологи НГПУ: А.Я. Кузнецова, Л.И. Назина, Н.И. Прокопьева, разрабатывающие метод проекционного образования, отмечают особую значимость организации этой многоступенчатой деятельности. Они выделяют подготовку, целеполагание, планирование, реализацию, оформление и представление проекта и мониторинг (рефлексию). С нашей точки зрения, именно работа с живым текстом (рукописным, некомпьютерным), рисунком, плакатом дает возможность проявиться личности, создать энциклопедическое отражение того или иного вопроса, построение своей картины мира и встраивание ее в универсум. Дает возможность ребенку как личности включить себя в современный сложный мир.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru