На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 24 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Мнение ученого


Созидая себя в творчестве

Наталья Николаевна Малахова,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики
Новосибирского института повышения квалификации и
переподготовки работников образования

     Во все времена, во все эпохи человека интересовал сам человек, бытие которого неизмеримо богаче его социального измерения. Только человек способен открывать и развивать в себе самом удивительные миры, улавливать созвучные состояния другой души, выраженные словами, звуками, красками, движениями. В этом – уникальность личности, готовой к самому неожиданному самоосуществлению и одновременно к «вчувствованию» в жизнь другого человека.

     Процесс творчества издавна привлекал внимание исследователей разных школ и направлений. В равной мере эта проблема интересует философов и людей искусства, физиологов и психологов, врачей и специалистов в области управления.

     Какова природа творческого мышления? Какое место в творческом процессе занимают неосознанные компоненты? Как подчинить себе капризы интуиции и вызвать в нужный момент состояние вдохновения? Как формируется талант и что мешает реализации творческого потенциала личности? Каким образом создаётся то качественно новое, что делает возможным развитие науки, расцвет искусства, движение цивилизации?

     По самому своему определению творчество есть создание того, что еще не существовало. В этом смысле любой творческий акт не может быть измерен критериями, сложившимися в культуре до него: любое творческое действие находится в оппозиции к нормативности, противостоит адаптированным формам деятельности. Откуда приходит творческий импульс, разбивающий прежние правила, коды, приемы, рождающий новое художественное озарение? Как возникает художественный мир, новая реальность, которая не может быть целиком объяснена из уже существующего мира?

     Творческая, созидательная деятельность является обязательным компонентом жизнедеятельности человека, способствующим проявлению себя как сущности. Творчество в этом смысле есть процесс самосозидания, процесс творения себя, своего уникального «Я» и своего эмоционально-психического, физического, интеллектуального, духовно-нравственного здоровья.

     Что может помогать растущему человеку открывать в себе художника? Как ему научиться видеть то, что не видно остальным, слышать тонкие звуковые нюансы, чувствовать и понимать язык живописи, поэзии и театра? Какие условия способствуют обретению им весьма ценного опыта творческого самоопределения?

     Известный отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев высказал мысль о личностно-смысловых механизмах регуляции деятельности индивида в его взаимоотношениях с искусством. «Искусство, – писал А.Н. Леонтьев, – есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности».

     Конечно, процесс смыслостроительства в жизни человека не сводим только к общению с искусством. Исследователи Д.А. Леонтьев, В.С. Мухина, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков выделяют три класса ситуаций, лежащих в основе смыслообразования: критические жизненные ситуации, ситуации диалогического общения, и, наконец, ситуации воздействия искусства на личность. В отличие от первых двух типов ситуаций, в которых личностно-смысловой опыт приобретается в результате воздействия жизненных императивов, общение с искусством позволяет сделать это безболезненно, без необходимости преодоления кризисных жизненных ситуаций.

     Практика показывает, что личностно-смысловые преобразования, происходящие у индивида под воздействием контакта с искусством, могут не являться для него жизненно необходимыми сегодня. Однако они вооружают растущую личность ценным опытом – механизмами преодоления реальных кризисов в более отдаленном будущем, обеспечивают его средствами осмысления, переживания и преодоления будущих критических жизненных ситуаций. Следовательно, формирование личностного смысла при общении с искусством выступает содержательным элементом культуры творческого самоопределения личности.

     По мысли Павла Флоренского «Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его». Картина мира складывается из отдельных ощущений, но они объединяются в нерасторжимое целое – образ, в котором объективные физические свойства одухотворяются и осмысляются неповторимым сознанием каждого человека, уникальностью его личностных свойств. Сложное не сводится к сумме простого, поэтому в каждом образе есть и объективное – черты внешнего мира во всей их чувственной конкретности и субъективное – отражение психической жизни данного человека.

     Художник долго смотрел на яблоко и нарисовал его. Вместо одного яблока стало два. Художник перевел глаза на часы и нарисовал их. Вместо одних часов стало двое. Когда Художник нарисовал все, что было в доме, он вышел на улицу. Там он нарисовал улицу – и вместо одной улицы стало две. Художник прожил долгую жизнь и успел нарисовать все, что было в мире. И тогда вместо одного мира стало два.

     Люди не знали, что делать с этим вторым миром, и назвали его Искусством.

     Реализация творческого потенциала, открытие в себе художника это одновременно и результат, и процесс, и состояние. С позиций педагогики в творческой деятельности удивительным образом смыкаются и существуют в гармоничном единстве обучающий, развивающий и воспитательный компоненты. Творческий человек, художник способен ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности, полутона и нюансы окружающего мира, «ломать привычные рамки накопленного опыта» (Дж. Родари).

     Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Детское восприятие преодолевает раздробленность мира изнутри. Тут утверждается единство мира, непосредственно ощущаемое, когда сливаешься душой с воспринимаемыми явлениями.

     Маленький Человек, открывая мир, одновременно открывает в нем и себя. И от того, кто идет рядом с ним по жизни, кто помогает ему открывать в себе художника, зависит многое. Научится ли он чувствовать и понимать язык искусства и культуры или в его сердце найдут место пагубные влияния и пороки.

     Сверстники, родители, школьные учителя составляют круг людей, с которыми растущий ребенок общается чаще всего. Трудно, да и нет смысла создавать общие для всех рецепты по развитию творчества, ведь каждый из нас уникален. Но силами внимательных и заинтересованных в детской судьбе взрослых вполне можно создать условия для более полного и яркого раскрытия его личностно-творческого потенциала.

     Вера в себя, богатство и яркость эмоционального мира, интерес к познанию и творческой деятельности не рождаются в детях сами по себе. Они впитываются, прежде всего, из родительских установок, позитивных или негативных, способных действовать в дальнейшем уже независимо от нас самих, тормозя или способствуя личностному развитию (Таблица 1). Бесспорно, что родители для ребенка самые любимые и значимые люди, авторитет которых, особенно на ранних этапах развития непререкаем. Осторожность, внимательность и корректность взрослых в словесных ежедневных обращениях к своему ребенку может стать залогом адекватного развития его эмоционального здоровья, самооценки, подтверждения своих способностей в реальной жизни.

     Таблица 1
     Родительские установки, проявляемые в общении с ребенком

Негативные установки Позитивные установки
Сказав так Подумайте о последствиях Вовремя исправьтесь
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» Замкнутость, отчужденность, безынициативность, угодливость, приверженность стереотипному поведению «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»
«Горе ты мое!» Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями «Счастье мое, радость моя!»
«Не твоего ума дело!..» Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, конфликты с родителями «А ты как думаешь?..»
«Ничего не умеешь делать, неумейка» Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержка психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»
«Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!..» Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, подозрительность, пессимизм «Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» Нарушение взаимоотношений с родителями, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»
«Нельзя ничего делать самому, спрашивай разрешения у старших!» Робость, страхи, неуверенность в себе, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность «Смелее, ты все можешь сам!»
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачи!» Отсутствие самоконтроля, поведенческой гибкости, агрессивность, сложности в общении, проблемы со сверстниками «Держи себя в руках, уважай людей!»

     Рисуночные игры и танцевально-двигательные упражнения, совместное конструирование и реализация семейных проектов, написанный вместе с детьми сценарий праздника и секрет приготовленных для всей семьи подарков – это далеко не полный перечень тех творческих дел и «находок», которые помогут родителям вырастить духовно и физически здорового ребенка. Его дальнейший путь в жизнь, за порогом родительского дома будет связан с разными дорогами, подчас серьезными и трудными. Но справиться с ними, обрести счастье и бодрость, поверить в себя помогут ему незримые узы, связывающие с добрым и волшебным миром детства, миром семьи. Хочется верить, что если школьное детство станет временем проживания детьми и взрослыми совместных радостей, побед и огорчений, озарятся мудростью, которую мы постигаем в совместном труде и размышлениях, творческое развитие и самосозидание принесет долгожданные плоды.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru