На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Точка зрения
     

Размышления о школьной прессе

Любовь Алексеевна Криволапова,
редактор детско-юношеской газеты «Свой голос»,
методист МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»
Искитимского района Новосибирской области

     Нужно заметить, что школьными изданиями занимаются учителя информатики, литературы и русского языка (профессиональных журналистов в школьной прессе очень мало).

     Главная проблема школьных газет – слабая техническая база. При этом нельзя сказать, чтобы издания производили впечатление совсем уж бедных – напротив, большинство отпечатаны на оборудовании, которое ещё пять лет назад обычной школьной редколлегии могло только во сне присниться. Но с техникой всегда так: она развивается столь быстро, что мало кому удаётся не чувствовать себя постоянно отстающим от прогресса. А другие проблемы? Они есть. Можно перечислить целый ряд вопросов, которые всерьёз беспокоят школьные редакции: поиск финансирования, невозможность обеспечить преемственность в работе редколлегии, нехватка времени, непонимание со стороны дирекции, недостаток профессионализма, боязнь детей в написании материалов выйти за отведённые им рамки, их зажатость и неуверенность в выборе тем. Впрочем, это упущение нас, взрослых, подчас самих далеких от аналитики в журналистике.

     «Большая» пресса, при всей её ангажированности, сейчас стала гораздо более смелой и кусачей. А образ мысли, принуждающий говорить о собственной жизни лишь со счастливыми интонациями и рисовать мир в розово-голубой гамме, нашёл себе убежище в школьных изданиях. Школьная пресса подчас кажется прямым продолжением «Пионерской правды». Типичные названия статей: «Школа – наш дом». Рубрики: «Интересный народ у нас живёт», «Это наша жизнь». Самые популярные жанры: «Портрет любимого учителя», «Поздравления».

     Лучше всего удаётся школьной прессе «крупный план». Портреты учителей (с упором на то, как они любят своё дело), учащихся, автопортреты («Рассказ о себе»), воспоминания – это те жанры, которые разрабатываются с особой любовью и тщательностью. Педагоги предстают со страниц школьной прессы почти святыми: они любят детей, любят работу, любят свой предмет, и иной раз кажется, что любовь и оптимизм – единственные эмоции, известные этим людям. Многие портреты, надо полагать, вполне правдивы, но... Это и не совсем правда, во всяком случае, не вся правда. И конфликты случаются, и зарплата в большинстве случаев никак не соответствует ни вложенным усилиям, ни талантам, ни социальной значимости профессии. Почему же школьная пресса так принципиально сосредоточена на светлой стороне учительской жизни?

     Целый ряд изданий сосредоточен только и исключительно на собственной любимой школе; еле-еле проглядывает жизнь города или района, совсем уж за пределами школьной прессы остается жизнь страны. Нет политики. Нет Буша, нет Зюганова. Нет Путина. И хорошо, что нет. Пока нет. Детская пресса должна быть над политикой. Только почему-то последнее время районные власти всё сильнее пытаются проникнуть на страницы школьных газет.

     Впрочем, и другого в школьной прессе тоже нет. На удивление редко упоминаются новые книги или фильмы, которые должны же читать и смотреть подростки!

     Школьные издания так сосредоточены на жизни своей школы, что даже город, село, посёлок, в котором они существуют, видится на их страницах бледно, сквозь дымку.

     Сосредоточенная на собственных делах, школьная пресса нечасто обращает внимание на детей, не охваченных качественной образовательной системой. Казалось бы, не нужно обладать особой проницательностью, чтобы заметить на улицах скинхедов, рэпперов и прочих неформалов. Труднее их не заметить! Но вот писать о них школьным газетам не хочется. Любопытно, что школьные газеты и журналы, уже достаточно многочисленные, как будто бы не подозревают о существовании друг друга. Каждое – закрытая монада, дышащая воздухом своей школы и не помышляющая о том, чтобы познакомиться с представителем того же семейства, но обитающим в окопе по соседству.

     «Большая» пресса сейчас пишет о чём угодно, – начиная от подробностей личной жизни кандидатов в президенты и заканчивая рецептами защиты от сглаза. Если «специфика школьной прессы» — не выдуманное понятие, то она должна проявляться именно в отборе тем, допустимых или не допустимых в ней. Допустимых кем? Дирекцией? Учителями?

     Мы пропустим «причёсанные» материалы, а если есть расхождение во мнении со взрослыми, это пока отложим в долгий ящик. Мы не будем писать аморальные заметки о ненормальной стороне жизни.

     Пьянство и наркомания – ненормальные явления, но будет ли статья на эту тему аморальной? Аморальной, равно как и антигуманной, может быть не тема сама по себе, а только та позиция, которую занимает пишущий.

     Кто же выступает в роли цензора в школьной прессе?

     Если газета школьная, значит цензор – администрация школы. А как же свобода слова? Для школьников это большая проблема: если напишешь правду, пострадают оценки... Пишем о том, что не вызовет ни у кого возражений.

     Итак, что у нас получилось: школьная пресса, во-первых, сосредоточена только на жизни школы, во-вторых, предпочитает показывать ее исключительно положительные стороны, и в третьих, почти не вскрывает и не анализирует проблем.

     А в-четвёртых, пора сознаться, что нельзя всё же анализировать школьную прессу с позиции прессы «большой». Школьная лишь внешне похожа на «большую» прессу.

     Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами.

     А если рассматривать школьную прессу в ряду каких-либо произведений, то ближе всего к ней окажется дневниковая литература. Школьная газета или журнал – это, по большей части, дневник. И если он чем и отличается от личного дневника одного человека, то, прежде всего (или исключительно?), тем, что это дневник коллективный. Об этом немного подробнее.

     Сегодня в журналистику приходит все больше людей, не имеющих представление о журналистике. Они проходят школу детских редколлегий. С одной стороны, это плюс – такие люди нестандартно подходят к работе, хорошо разбираются в каких-то «своих» вещах. С другой – журналистика всё-таки требует определенных навыков, которым надо учиться специально.

     А что происходит в школьных редакциях. Пишем сочинение на «5». А когда в школе появляется газета, приносим в неё свои рассказы и стихи, откровенничаем о том, что творится в душе. Педагог по литературе восхищается «пробами пера» и настойчиво советует поступить на журфак.

     Да, к сожалению, педагоги-филологи зачастую абсолютно неверно ориентируют творчески одарённых ребят. И если в школьной редакции нет взрослого журналиста, или хотя бы человека, сведущего в журналистике, то газета приобретает статус литературной, а юнкоры не имеют понятия о работе журналиста, хоть и активно пишут и печатаются на страницах своего издания. Если таким детям предложить однажды написать материал о митинге на площади или об экологических проблемах села, то, скорее всего, половина из них в редакцию уже не вернутся. Не интересно станет.

     Итак, школьная пресса сегодня — это не средство массовой информации – это средство самовыражения.

     Как дневник обычно пишется для себя, так и школьная пресса не слишком рассчитывает на посторонний взгляд. Строго говоря, главный предмет её интереса – не читатель, а авторы. Школьная пресса в читателе не заинтересована вовсе. Она и существует не для читающих, а для пишущих.

     Писать, творить, стихи сочинять — вот потребности юных авторов. И если вся школьная пресса существует только для того, чтобы у детей не умирало желание что-либо творить, то уже этим она полностью оправдывает отсутствие аналитических материалов и поток самодельных стихов.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru