Профессиональный патриотизм российского учительства как необходимое условие эффективной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения
|
Елена Валерьевна Тараненко,
директор музея истории таможенной службы Сибири Сибирского таможенного управления,
куратор музейно-выставочной деятельности
в таможенных органах Сибирского федерального округа,
методист музея истории развития образования
в г. Новосибирске и Новосибирской области,
руководитель высшей квалификационной категории,
соискатель кафедры педагогики НИПКиПРО
|
Модернизация российского образования подразумевает, в том числе, формирование такого образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения. В условиях, когда подрастающее поколение утратило нравственные ориентиры, их родители, условно принадлежат к потерянному поколению, у которого ценностные ориентиры сформированы в недостаточной степени, обращение к идее патриотизма может стать той ценностной основой, на которой возможно формирование и развитие личности российского гражданина, его духовно-нравственного здоровья.
Говоря о духовности, нравственности, патриотизме и других ценностных категориях личности, возникает проблема, которая имеет как минимум три плоскости:
1. патриотизм подрастающего поколения;
2. патриотизм родителей;
3. патриотизм работников образования.
Более подробно, мы считаем, в данном случае необходимо остановиться на одной из плоскостей: профессиональный патриотизм работников образования как одна из важнейших компетенций работника образования.
Каждый человек является членом какой-либо общности людей: нации, социального слоя, коллектива по интересам, производственного коллектива. Каждая общность имеет свои характерные черты, а её члены, как правило, гордятся своей принадлежностью к ней. Черты профессионализма российского учительства не упали с неба. Они обусловлены вполне объективными обстоятельствами. Вот, на наш взгляд, некоторые основные черты российского учительства:
– Беспредельная верность своему делу, понимание исторического предназначения учительской профессии.
– Глубокое понимание того, что учитель – это образец, личный пример для подражания учеников.
– Мастерское владение своей профессией (от простого учителя до руководителя образовательного учреждения, органа управления образования).
– Высокие понятия о долге учителя как о носителе духовно-нравственных ценностей.
– Уважение и соблюдение традиций и ритуалов российского учительства: возобновление (сохранение) института наставничества, соблюдение традиций российской школы и т.д.
В виду того, что наличие и формирование этих черт мы относим к одной из составляющих профессиональной компетенции работника образования, решение задачи формирования профессионального патриотизма можно отнести к первоочередной. В решении этой задачи неограниченным потенциалом обладает музей образовательного учреждения, который в данном контексте выступает как один из центров повышения квалификации работников образования в образовательном учреждении.
В некоторых музеях эта работа уже ведётся и можно перечислить те направления, по которым она осуществляется:
– Пропаганда учительских традиций: не только знакомство с ними молодых специалистов, но и активная их популяризации среди педагогического коллектива на основе музейных материалов через выступления на педагогических советах, семинарах, совещаниях либо проведение их на базе музея образовательного учрежднения или на музейно-педагогическую тематику;
– Обобщение и распространение передового педагогического опыта и включение в план поисково-собирательской деятельности музея раздела о репортажном и текущем пополнении фондов по этой теме;
– Организация встреч педагогических поколений школы, встреч педагогических династий;
– Систематическая совместная работа в этом направлении с ветеранскими организациями образовательного учреждения, района, города, области.
Считаю необходимым заметить, что глубокая, систематическая работа по формированию профессионального патриотизма ведётся в музее истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области. 15 лет назад по инициативе ветеранов педагогического труда, при поддержке на тот момент управления образования области и Новосибирского института повышения квалификации учителей (ныне Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования) был создан музей истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области. На сегодняшний день – это структурное подразделение института, выполняющее с одной стороны функции музея – сохранение, исследование и популяризация памятников истории согласно выбранному профилю, а с другой стороны выполняет:
– функции научно-методического центра в области музееведения и музейной педагогики для работников образования;
– функции центра повышения квалификации и переподготовки педагогов и руководителей образовательных учреждений;
– функции центра сопровождения опытно-экспериментальной деятельности в области музееведения и музейной педагогики в образовательных учреждениях;
– функции центра работы с учителями: молодыми начинающими специалистами, творческими учителями, ищущими новые формы и методы работы, с педагогами – ветеранами педагогического труда.
При этом музей истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области не перестаёт быть музеем в его классическом понимании и исполняет основные музейные функции.
Сотрудниками музея обобщается и распространятся передовой педагогический опыт использования музеев образовательных учреждений, музеев других типов и профилей в разных аспектах педагогической деятельности. Методическая помощь музея по вопросам работы музеев образовательных учреждений уже давно вышла за пределы Новосибирской области: методическую помощь руководители школьных музеев, руководители ССУЗов, руководители музеев ПТУ как г. Новосибирска и Новосибирской области, так и других городов Сибири и Дальнего Востока. За это же время во многом благодаря деятельности музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области как центра работы с музеями образовательных учреждений, школьные музеи стали центрами по патриотическому, гражданскому, духовно-нравственному воспитанию, поисковой и исследовательской деятельности учащихся, серьёзными помощниками для учителей-предметников и воспитателей. По итогам работы сотрудниками музея подготавливаются и издаются научно-методические сборники, сборники статей и материалов конференций и пр. В настоящий момент силами сотрудников музея готовится к печати материал для книги о сибирском учительстве с рабочим названием «Учителями славится земля Новосибирская…».
Реализуя функции центра повышения квалификации и переподготовки работников образования, сотрудники музея разрабатывают программы и ведут курсы повышения квалификации для работников образования по вопросам применения музееведения, музейной педагогики в условиях школьного музея, музея образовательного учреждения. Более 5 лет на базе музея действует творческая лаборатория «Музей», которая занимается проблемами музейной педагогики в школьном музее. Сотрудниками музея ведётся активная консультативная деятельность, разрабатываются и проводятся семинары, практикумы. Организуются и проводятся региональные, областные, городские научно-практические конференции по проблемам музееведения и музейной педагогики в условиях музея образовательного учреждения. Создана система взаимодействия с городским и областным центрами дополнительного образования. Кроме этого, сотрудниками музея разрабатываются и апробируются культурно-образовательные программы работы с разными группами посетителей, как например многоуровневая «Школа музейной культуры», занятия в которой начинаются с детьми дошкольного возраста (4,5 года) и заканчиваются выпускниками средних школ.
Исторически сложилось, что музей стал центром работы с педагогами в разных плоскостях. Будучи ещё студентами Новосибирского государственного педагогического университета будущие специалисты – историки, филологи, проходят на базе музея архивную и музейную практики. В ходе архивной практики студенты обучаются методике работы с музейным архивом, в ходе музейной практики будущие специалисты изучают методику работы в музее образовательного учреждения. Для молодых специалистов – музей истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области даёт возможность знакомства с лучшим педагогическим опытом и педагогическими традициями г. Новосибирска и Новосибирской области. С этой целью ежегодно на базе музея проводятся встречи педагогических династий г. Новосибирска и Новосибирской области, начинает работу клуб передового педагогического опыта. Регулярно, но не менее двух раз в учебном году проходят совместные встречи молодых специалистов с клубом ветеранов педагогического труда г.Новосибирска и Новосибирской области. Клуб ветеранов педагогического труда действует на базе музея со времени его открытия, т.е. уже более 15 лет.
Являясь центром сопровождения опытно-экспериментальной деятельности, сотрудниками музея осуществляется координация инновационной опытно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях города и области в области музееведения и музейной педагогики. В опытно-экспериментальном режиме были апробированы и получены позитивные результаты по следующим вопросам:
– создание системы патриотического воспитания учащихся образовательного учреждения через музей образовательного учреждения (МОУ СОШ № 3 Железнодорожного района г. Новосибирска),
– создание интегрированной программы по краеведению, русскому языку, литературе, воспитательной работе «Времён связующая нить» с использованием музейных средств и методов для учащихся 8-9 классов (МОУ СОШ № 202 Октябрьского района г. Новосибирска),
– создание центра музейно-педагогической работы в условиях района города-мегаполиса (Октябрьский, Советский районы г. Новосибирска),
– развитие мыслительных процессов, осуществление нравственного, эстетического, патриотического воспитания воспитанников ДОУ музейными средствами (МОУ ДОУ № 271 компенсирующего вида Октябрьского района г. Новосибирска),
– создание научной концепции музейное пространство образовательных учреждений района области (Сузунский район Новосибирской области),
– создание музея образовательного учреждения в условиях дошкольного образовательного учреждния с прохождением процедуры паспортизации (МДОУ № 14 «Сказка» Калининского района г. Новосибирска).
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: необходимо используя опыт работы музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области, начать работу по созданию целой системы работы в условиях музея образовательного учреждния по формированию основных черт профессионального патриотизма как необходимой составляющей профессиональной компетенции работника образования.
|