На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня вторник, 23 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Профессиональный патриотизм российского учительства как необходимое условие эффективной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения

Елена Валерьевна Тараненко,
директор музея истории таможенной службы
Сибири Сибирского таможенного управления,
куратор музейно-выставочной деятельности
в таможенных органах Сибирского федерального округа,
методист музея истории развития образования
в г. Новосибирске и Новосибирской области,
руководитель высшей квалификационной категории,
соискатель кафедры педагогики НИПКиПРО

     Модернизация российского образования подразумевает, в том числе, формирование такого образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения. В условиях, когда подрастающее поколение утратило нравственные ориентиры, их родители, условно принадлежат к потерянному поколению, у которого ценностные ориентиры сформированы в недостаточной степени, обращение к идее патриотизма может стать той ценностной основой, на которой возможно формирование и развитие личности российского гражданина, его духовно-нравственного здоровья.

     Говоря о духовности, нравственности, патриотизме и других ценностных категориях личности, возникает проблема, которая имеет как минимум три плоскости:
     1. патриотизм подрастающего поколения;
     2. патриотизм родителей;
     3. патриотизм работников образования.

     Более подробно, мы считаем, в данном случае необходимо остановиться на одной из плоскостей: профессиональный патриотизм работников образования как одна из важнейших компетенций работника образования.

     Каждый человек является членом какой-либо общности людей: нации, социального слоя, коллектива по интересам, производственного коллектива. Каждая общность имеет свои характерные черты, а её члены, как правило, гордятся своей принадлежностью к ней. Черты профессионализма российского учительства не упали с неба. Они обусловлены вполне объективными обстоятельствами. Вот, на наш взгляд, некоторые основные черты российского учительства:
     – Беспредельная верность своему делу, понимание исторического предназначения учительской профессии.
     – Глубокое понимание того, что учитель – это образец, личный пример для подражания учеников.
     – Мастерское владение своей профессией (от простого учителя до руководителя образовательного учреждения, органа управления образования).
     – Высокие понятия о долге учителя как о носителе духовно-нравственных ценностей.
     – Уважение и соблюдение традиций и ритуалов российского учительства: возобновление (сохранение) института наставничества, соблюдение традиций российской школы и т.д.

     В виду того, что наличие и формирование этих черт мы относим к одной из составляющих профессиональной компетенции работника образования, решение задачи формирования профессионального патриотизма можно отнести к первоочередной. В решении этой задачи неограниченным потенциалом обладает музей образовательного учреждения, который в данном контексте выступает как один из центров повышения квалификации работников образования в образовательном учреждении.

     В некоторых музеях эта работа уже ведётся и можно перечислить те направления, по которым она осуществляется:
     – Пропаганда учительских традиций: не только знакомство с ними молодых специалистов, но и активная их популяризации среди педагогического коллектива на основе музейных материалов через выступления на педагогических советах, семинарах, совещаниях либо проведение их на базе музея образовательного учрежднения или на музейно-педагогическую тематику;
     – Обобщение и распространение передового педагогического опыта и включение в план поисково-собирательской деятельности музея раздела о репортажном и текущем пополнении фондов по этой теме;
     – Организация встреч педагогических поколений школы, встреч педагогических династий;
     – Систематическая совместная работа в этом направлении с ветеранскими организациями образовательного учреждения, района, города, области.

     Считаю необходимым заметить, что глубокая, систематическая работа по формированию профессионального патриотизма ведётся в музее истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области. 15 лет назад по инициативе ветеранов педагогического труда, при поддержке на тот момент управления образования области и Новосибирского института повышения квалификации учителей (ныне Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования) был создан музей истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области. На сегодняшний день – это структурное подразделение института, выполняющее с одной стороны функции музея – сохранение, исследование и популяризация памятников истории согласно выбранному профилю, а с другой стороны выполняет:
     – функции научно-методического центра в области музееведения и музейной педагогики для работников образования;
     – функции центра повышения квалификации и переподготовки педагогов и руководителей образовательных учреждений;
     – функции центра сопровождения опытно-экспериментальной деятельности в области музееведения и музейной педагогики в образовательных учреждениях;
     – функции центра работы с учителями: молодыми начинающими специалистами, творческими учителями, ищущими новые формы и методы работы, с педагогами – ветеранами педагогического труда.

     При этом музей истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области не перестаёт быть музеем в его классическом понимании и исполняет основные музейные функции.

     Сотрудниками музея обобщается и распространятся передовой педагогический опыт использования музеев образовательных учреждений, музеев других типов и профилей в разных аспектах педагогической деятельности. Методическая помощь музея по вопросам работы музеев образовательных учреждений уже давно вышла за пределы Новосибирской области: методическую помощь руководители школьных музеев, руководители ССУЗов, руководители музеев ПТУ как г. Новосибирска и Новосибирской области, так и других городов Сибири и Дальнего Востока. За это же время во многом благодаря деятельности музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области как центра работы с музеями образовательных учреждений, школьные музеи стали центрами по патриотическому, гражданскому, духовно-нравственному воспитанию, поисковой и исследовательской деятельности учащихся, серьёзными помощниками для учителей-предметников и воспитателей. По итогам работы сотрудниками музея подготавливаются и издаются научно-методические сборники, сборники статей и материалов конференций и пр. В настоящий момент силами сотрудников музея готовится к печати материал для книги о сибирском учительстве с рабочим названием «Учителями славится земля Новосибирская…».

     Реализуя функции центра повышения квалификации и переподготовки работников образования, сотрудники музея разрабатывают программы и ведут курсы повышения квалификации для работников образования по вопросам применения музееведения, музейной педагогики в условиях школьного музея, музея образовательного учреждения. Более 5 лет на базе музея действует творческая лаборатория «Музей», которая занимается проблемами музейной педагогики в школьном музее. Сотрудниками музея ведётся активная консультативная деятельность, разрабатываются и проводятся семинары, практикумы. Организуются и проводятся региональные, областные, городские научно-практические конференции по проблемам музееведения и музейной педагогики в условиях музея образовательного учреждения. Создана система взаимодействия с городским и областным центрами дополнительного образования. Кроме этого, сотрудниками музея разрабатываются и апробируются культурно-образовательные программы работы с разными группами посетителей, как например многоуровневая «Школа музейной культуры», занятия в которой начинаются с детьми дошкольного возраста (4,5 года) и заканчиваются выпускниками средних школ.

     Исторически сложилось, что музей стал центром работы с педагогами в разных плоскостях. Будучи ещё студентами Новосибирского государственного педагогического университета будущие специалисты – историки, филологи, проходят на базе музея архивную и музейную практики. В ходе архивной практики студенты обучаются методике работы с музейным архивом, в ходе музейной практики будущие специалисты изучают методику работы в музее образовательного учреждения. Для молодых специалистов – музей истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области даёт возможность знакомства с лучшим педагогическим опытом и педагогическими традициями г. Новосибирска и Новосибирской области. С этой целью ежегодно на базе музея проводятся встречи педагогических династий г. Новосибирска и Новосибирской области, начинает работу клуб передового педагогического опыта. Регулярно, но не менее двух раз в учебном году проходят совместные встречи молодых специалистов с клубом ветеранов педагогического труда г.Новосибирска и Новосибирской области. Клуб ветеранов педагогического труда действует на базе музея со времени его открытия, т.е. уже более 15 лет.

     Являясь центром сопровождения опытно-экспериментальной деятельности, сотрудниками музея осуществляется координация инновационной опытно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях города и области в области музееведения и музейной педагогики. В опытно-экспериментальном режиме были апробированы и получены позитивные результаты по следующим вопросам:
     – создание системы патриотического воспитания учащихся образовательного учреждения через музей образовательного учреждения (МОУ СОШ № 3 Железнодорожного района г. Новосибирска),
     – создание интегрированной программы по краеведению, русскому языку, литературе, воспитательной работе «Времён связующая нить» с использованием музейных средств и методов для учащихся 8-9 классов (МОУ СОШ № 202 Октябрьского района г. Новосибирска),
     – создание центра музейно-педагогической работы в условиях района города-мегаполиса (Октябрьский, Советский районы г. Новосибирска),
     – развитие мыслительных процессов, осуществление нравственного, эстетического, патриотического воспитания воспитанников ДОУ музейными средствами (МОУ ДОУ № 271 компенсирующего вида Октябрьского района г. Новосибирска),
     – создание научной концепции музейное пространство образовательных учреждений района области (Сузунский район Новосибирской области),
     – создание музея образовательного учреждения в условиях дошкольного образовательного учреждния с прохождением процедуры паспортизации (МДОУ № 14 «Сказка» Калининского района г. Новосибирска).

     Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: необходимо используя опыт работы музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области, начать работу по созданию целой системы работы в условиях музея образовательного учреждния по формированию основных черт профессионального патриотизма как необходимой составляющей профессиональной компетенции работника образования.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru