Возможности и роль издательской деятельности в рамках работы школьного музея в объективном представлении исторических событий
|
Ксения Александровна Шипулина,
руководитель музея второй квалификационной категории
МОУ СОШ № 17 Заельцовского района
г. Новосибирска
|
Коренные преобразования в стране конца XX – начале XXI веков определили крутой поворот в новейшей истории России и сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества, а также в сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал доступной для массового чтения периодической российской печати.
Все сложнее становится получить из средств массовой информации объективную информацию о дне сегодняшнем. Информация же 80-70-летней давности подается теперь под совершенно иным углом зрения, и подрастающему поколению бывает очень сложно составить события недавнего прошлого, свое собственное мнение и представление. Ведь именно из средств массовой информации основная масса современных подростков получает интересующую информацию. В связи с чем именно на СМИ ложится большая ответственность, которую они зачастую не в состоянии выдержать.
Именно поэтому в сложившихся современных условиях роль музеев, в том числе и школьных музеев, как носителей объективной информации о событиях прошлого возрастает многократно.
Школьные музеи и их руководители зачастую более ответственны, чем крупные городские музеи за то, какое представление сложится у подрастающего поколения о событиях недавнего прошлого, так как находятся в непосредственной близости к ребенку и имеют больше возможностей увлечь своих посетителей исследовательской деятельностью, погрузить их в атмосферу прошлого, научить составлять свое собственное мнение о событиях.
Современный школьный музей – это явление довольно распространенное, набирающее силу.
Но как показала практика работы нашего музея, мало просто осуществлять свою деятельность, ее необходимо всесторонне «пропагандировать», вовлекая в нее как можно большее число учащихся, вне зависимости от возраста (в актив нашего музея входят учащиеся с 3 класса, осуществляя активную деятельность).
И важным средством в продвижении идей нашего школьного музея стала издательская деятельность. С 2002 года в школе издается газета, материалы для которой пишут наши учащиеся. На страницах школьной газеты всегда находилось место для информации о делах музея. Но со временем, Активу школьного музея этого оказалось недостаточно, и в свет вышла собственная газета школьного Музея – «Исследователь» (см. приложение).
Какие задачи способна решать в образовательно-воспитательном процессе издательская деятельность?
В первую очередь привить чувство сопричастности к жизни и делам родной школы, города, страны.
Получить объективную и качественную информацию.
Вызвать интерес к научно-исследовательской деятельности.
Возможность развить творческие способности учащихся.
Обеспечить самореализацию учащихся.
Возможность взглянуть по-иному на своих учителей и соучеников.
В производстве газеты имеет возможность принять участие любой учащийся школы. Однако основной труд и ответственность по выпуску «Исследователя» принадлежит Активу музея.
При создании очередного номера проявляется четкое разделение обязанностей между группами Актива.
Поисковая группа находит заинтересованных в подаче материала для «Исследователя» учащихся. Также публикует свои материалы по итогам проведенных исследований.
Фондовая группа знакомит учащегося, желающего написать исследовательскую работу, для публикации в «Исследователе», с имеющимися музейными фондами, помогает подобрать необходимый материал (фондовая группа работает в тесном контакте со школьной библиотекой, располагающей довольно хорошими фондами, в том числе и материалами по краеведению, как книжными, так и периодикой).
Фондовая группа на страницах «Исследователя» публикует интереснейшие материалы о самых разных экспонатах музея (истории их появления в музее и т.п.).
Оформительской группой был разработан общий дизайн «Исследователя», переходящий из номера в номер, поэтому он стал легко узнаваем. «Исследователь» создан в редакторе «Publisher», что позволило сделать его внешний вид современным и привлекающим внимание. Также оформительская группа подбирает к материалам фотографии, если необходимо делает рисунки (в том числе и в компьютерных редакторах).
Экскурсионная группа печатает в «Исследователе» небольшие фрагменты экскурсий с целью вызвать дальнейший интерес к посещению музея.
При выпуске номера все группы Актива музея четко выполняют свои функции и работают в тесном взаимодействии. При этом преемственность, поэтапность в выполнении определенных действий и операций приводит к появлению действительно интересного для учащихся, их родителей и учителей чтения.
Этим взаимодействием управляет, направляя в нужное русло, ограждая от ошибок, руководитель музея. Ну а стержнем является Актив музея, от слаженной работы которого зависит конечный результат – новый номер газеты.
Также осуществляет свою работу Совет музея. Совет отсматривает материалы, в случае необходимости помогает советом авторам «Исследователя» – при возникновении вопросов.
Каждый новый номер в процессе создания проходит определенные этапы, которые можно отразить в следующей схеме.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности. Издательская деятельность в рамках работы музея ставит учащихся в ответственную позицию. Так как, не смотря на определенное вмешательство руководителя музея, издатели «Исследователя» понимают, что они в равной степени ответственны за конечный результат работы.
Наш музей является музеем боевой ставы (посвящен 22-ой гвардейской дивизии), в связи с чем довольно обширная часть «Исследователя» отдана под материалы, посвященные истории дивизии, ее ветеранам, а также истории Великой Отечественной войны. Современные учащиеся – это третье поколение, живущее после Великой Отечественной войны, события ее уже не так близки им. Время стирает воспоминания, для современных учащихся все, что происходило с 1941 по 1945 год не вызывает тех переживаний, которые испытывали их сверстники еще 20 лет назад. Каждый день в СМИ они видят, слышат, читают такие реалии сегодняшнего дня, которые многое способны заслонить.
Поэтому столь важна работа музеев – хранителей памяти человеческой. И чем честнее и объективнее будет информация, тем проще убедить ребенка в важности проводимой музеем работы.
И если современные средства массовой информации уделяют недостаточное внимание событиям недавнего прошлого (от одной памятной даты до другой), в силах школьного музея восполнить образующиеся белые пятна в знаниях своих учащихся. Мы в своем музее эту проблему решили, занявшись собственной издательской деятельностью. Надеемся, наш опыт окажется интересен и полезен школьным музеям нашего города, самим своим существованием доказывающих необходимость правдивого и объективного представления «дел давно минувших дней…».
Вашему вниманию представляем один из номеров «Исследователя». Данный номер посвящен истории нашей школы и создан в рамках плана подготовки к ее будущему 25-летнему юбилею.
Конечно, издательская деятельность нашего музея не ограничится только выпуском «Исследователя». В наших планах создание сборников стихов о Школе и Городе, буклета об истории школы и огромное количество других не менее интересных идей…
Приложение. Газета школьного музея «Исследователь»
|