На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Возможности и роль издательской деятельности в рамках работы школьного музея в объективном представлении исторических событий

Ксения Александровна Шипулина,
руководитель музея
второй квалификационной категории
МОУ СОШ № 17 Заельцовского района
г. Новосибирска

     Коренные преобразования в стране конца XX – начале XXI веков определили крутой поворот в новейшей истории России и сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества, а также в сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал доступной для массового чтения периодической российской печати.

     Все сложнее становится получить из средств массовой информации объективную информацию о дне сегодняшнем. Информация же 80-70-летней давности подается теперь под совершенно иным углом зрения, и подрастающему поколению бывает очень сложно составить события недавнего прошлого, свое собственное мнение и представление. Ведь именно из средств массовой информации основная масса современных подростков получает интересующую информацию. В связи с чем именно на СМИ ложится большая ответственность, которую они зачастую не в состоянии выдержать.

     Именно поэтому в сложившихся современных условиях роль музеев, в том числе и школьных музеев, как носителей объективной информации о событиях прошлого возрастает многократно.

     Школьные музеи и их руководители зачастую более ответственны, чем крупные городские музеи за то, какое представление сложится у подрастающего поколения о событиях недавнего прошлого, так как находятся в непосредственной близости к ребенку и имеют больше возможностей увлечь своих посетителей исследовательской деятельностью, погрузить их в атмосферу прошлого, научить составлять свое собственное мнение о событиях.

     Современный школьный музей – это явление довольно распространенное, набирающее силу.

     Но как показала практика работы нашего музея, мало просто осуществлять свою деятельность, ее необходимо всесторонне «пропагандировать», вовлекая в нее как можно большее число учащихся, вне зависимости от возраста (в актив нашего музея входят учащиеся с 3 класса, осуществляя активную деятельность).

     И важным средством в продвижении идей нашего школьного музея стала издательская деятельность. С 2002 года в школе издается газета, материалы для которой пишут наши учащиеся. На страницах школьной газеты всегда находилось место для информации о делах музея. Но со временем, Активу школьного музея этого оказалось недостаточно, и в свет вышла собственная газета школьного Музея – «Исследователь» (см. приложение).

     Какие задачи способна решать в образовательно-воспитательном процессе издательская деятельность?
     В первую очередь привить чувство сопричастности к жизни и делам родной школы, города, страны.
     Получить объективную и качественную информацию.
     Вызвать интерес к научно-исследовательской деятельности.
     Возможность развить творческие способности учащихся.
     Обеспечить самореализацию учащихся.
     Возможность взглянуть по-иному на своих учителей и соучеников.

     В производстве газеты имеет возможность принять участие любой учащийся школы. Однако основной труд и ответственность по выпуску «Исследователя» принадлежит Активу музея.

     При создании очередного номера проявляется четкое разделение обязанностей между группами Актива.

     Поисковая группа находит заинтересованных в подаче материала для «Исследователя» учащихся. Также публикует свои материалы по итогам проведенных исследований.

     Фондовая группа знакомит учащегося, желающего написать исследовательскую работу, для публикации в «Исследователе», с имеющимися музейными фондами, помогает подобрать необходимый материал (фондовая группа работает в тесном контакте со школьной библиотекой, располагающей довольно хорошими фондами, в том числе и материалами по краеведению, как книжными, так и периодикой).

     Фондовая группа на страницах «Исследователя» публикует интереснейшие материалы о самых разных экспонатах музея (истории их появления в музее и т.п.).

     Оформительской группой был разработан общий дизайн «Исследователя», переходящий из номера в номер, поэтому он стал легко узнаваем. «Исследователь» создан в редакторе «Publisher», что позволило сделать его внешний вид современным и привлекающим внимание. Также оформительская группа подбирает к материалам фотографии, если необходимо делает рисунки (в том числе и в компьютерных редакторах).

     Экскурсионная группа печатает в «Исследователе» небольшие фрагменты экскурсий с целью вызвать дальнейший интерес к посещению музея.

     При выпуске номера все группы Актива музея четко выполняют свои функции и работают в тесном взаимодействии. При этом преемственность, поэтапность в выполнении определенных действий и операций приводит к появлению действительно интересного для учащихся, их родителей и учителей чтения.

     Этим взаимодействием управляет, направляя в нужное русло, ограждая от ошибок, руководитель музея. Ну а стержнем является Актив музея, от слаженной работы которого зависит конечный результат – новый номер газеты.

     Также осуществляет свою работу Совет музея. Совет отсматривает материалы, в случае необходимости помогает советом авторам «Исследователя» – при возникновении вопросов.

     Каждый новый номер в процессе создания проходит определенные этапы, которые можно отразить в следующей схеме.

     Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности. Издательская деятельность в рамках работы музея ставит учащихся в ответственную позицию. Так как, не смотря на определенное вмешательство руководителя музея, издатели «Исследователя» понимают, что они в равной степени ответственны за конечный результат работы.

     Наш музей является музеем боевой ставы (посвящен 22-ой гвардейской дивизии), в связи с чем довольно обширная часть «Исследователя» отдана под материалы, посвященные истории дивизии, ее ветеранам, а также истории Великой Отечественной войны. Современные учащиеся – это третье поколение, живущее после Великой Отечественной войны, события ее уже не так близки им. Время стирает воспоминания, для современных учащихся все, что происходило с 1941 по 1945 год не вызывает тех переживаний, которые испытывали их сверстники еще 20 лет назад. Каждый день в СМИ они видят, слышат, читают такие реалии сегодняшнего дня, которые многое способны заслонить.

     Поэтому столь важна работа музеев – хранителей памяти человеческой. И чем честнее и объективнее будет информация, тем проще убедить ребенка в важности проводимой музеем работы.

     И если современные средства массовой информации уделяют недостаточное внимание событиям недавнего прошлого (от одной памятной даты до другой), в силах школьного музея восполнить образующиеся белые пятна в знаниях своих учащихся. Мы в своем музее эту проблему решили, занявшись собственной издательской деятельностью. Надеемся, наш опыт окажется интересен и полезен школьным музеям нашего города, самим своим существованием доказывающих необходимость правдивого и объективного представления «дел давно минувших дней…».

     Вашему вниманию представляем один из номеров «Исследователя». Данный номер посвящен истории нашей школы и создан в рамках плана подготовки к ее будущему 25-летнему юбилею.

     Конечно, издательская деятельность нашего музея не ограничится только выпуском «Исследователя». В наших планах создание сборников стихов о Школе и Городе, буклета об истории школы и огромное количество других не менее интересных идей…

Приложение. Газета школьного музея «Исследователь»

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru