На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Бывает такое чувство…86-е…

Ирина Анатольевна Заздравных,
учитель географии первой квалификационной категории
МОУ СОШ № 86 Ленинского района
г. Новосибирска

     Дела давно минувших дней…преданья старины глубокой…да кому они, собственно, интересны? Разве что непосредственным участникам, некогда свершившихся событий, которые всю жизнь хранят и лелеют воспоминания о прошлом. Только вот подрастающее поколение школы № 86 категорически с этим не согласно! Вот как выражают ребята своё отношение к истории.

     Наташа Б., 10 «А»:
     С прошлым нужно обращаться очень бережно. Ведь очень часто настоящее является закономерным следствием произошедших когда-то событий. Если мы будем пренебрежительно относиться к этому, вряд ли научимся ценить и понимать настоящее.

     Светлана Ц., 11 «А»:
     История важна. Это все знают. История мира, страны… но вот история, которая касается непосредственно меня, кажется мне особенно привлекательной. История моей школы, моей семьи – это ведь так интересно!

     Татьяна Н., 9 «А»:
     Это хорошо, когда люди уважают прошлое. Значит они способны понимать события сегодняшнего дня. Думаю, для нашей школы это очень важно. Только учитывая опыт прошлых лет можно избежать ошибок.

     Удивительно, но проведенный в рамках школы № 86 социологический опрос показал – 88% ребят уверены, что в каждой школе обязательно должен существовать музей. 75% проявляют активный интерес к истории школы, а 20 из них готовы принимать непосредственное участие в восстановлении музея! Хотя, что тут удивительного? Так и должно быть: здоровое поколение – здоровые взгляды на жизнь. Да! Недаром говорят: уста младенцев глаголют истину! Печально, только вот эти самые уста совсем недавно глаголили совершенно обратное.

     Еще каких-то десять лет назад трудно было представить, что подростки займут социально-активную жизненную позицию, захотят чтить прошлое и принимать активное участие в строительстве будущего. Катастрофический экономический кризис, разразившийся в начале 90-х, перевернул с ног на голову все общественные ценности.

     Работники школы надолго запомнят это время, когда параллельно с развалом экономики шел процесс развала системы образования. Рухнула взращиваемая долгими десятилетиями Советским Союзом система воспитания в образовательных учреждениях. Само понятие воспитание почему-то связывали с комсомолом и пионерской организацией. Эти организации были распущены – а взамен ничего. Что уж говорить о сохранении традиций! Да собственно и хранить-то было нечего, ведь все, что было связано с прошлым, стало неактуальным, непопулярным.

     Результатом явилась вторая психологическая катастрофа – за десятилетие реформ в стране появилось новое поколение – асоциальное и анемичное. Поколение, для которого характерен полный разрыв с традициями, общественными ценностями и социальными установками.

     Проведенное в 1996 году анкетирование учащихся школы показало, как катастрофически падает не только уровень успеваемости, но и уровень воспитанности ребят. Что уж говорить о чувстве патриотизма, о сохранении традиций, ценностей? Да собственно каких традиций, каких ценностей, каких установок? Старых больше нет, а новые еще не созданы.

     А вот и задача! Болеющие за дело учителя точно знали – пора! Пора срочно создавать свой микросоциум, маленький мир в рамках одного учебного заведения… Пусть школа станет для детей домом и семьей, как это было когда-то. Ведь личностью не рождаются, личностью становятся, и успех этого становления зависит в первую очередь от атмосферы, в которой воспитываются дети.

     Вот так и решили построить в школе № 86 свое маленькое государство ШАГ (Школьная Ассоциация Городов) – мир, где каждый ребенок будет имеет возможность «быть причастным», а вместе с этим расти и совершенствоваться, где обязательно появятся традиции толерантности и взаимоподдержки, честности и одобрения.

     Сначала было страшно, ведь у школы еще не было опыта самоуправления. Но… сработало! Ситуация стала меняться на глазах. В этом маленьком демократическом государстве ШАГ дети действительно получают огромный жизненный опыт, учатся быть неравнодушными, уверенными в себе. Так, идея самоуправления, которая лежит в основе воспитательной системы школы, помогает ребенку открыть дорогу к самопознанию и дает возможность найти и реализовать себя. Откуда знали, что получится? Не знали! Шестое чувство помогло. Точнее не шестое – 86-е!

     И завертелась общественная жизнь: в творческих муках рождалась символика школьного государства, прошли первые шумные выборы УПШ (Ученического Правительства Школы), состоялась инаугурация первого президента. Так появилась потребность информировать шаговский народ о событиях, которые то и дело стали свершаться в стенах старенькой школы, публиковать законы, высказывать, в конце концов, мнения о происходящем. И родился в государстве ШАГ свой собственный издательский орган, а вместе с ним стены школы украсила первая стенная газета «Школьное окно» – 8 огромных красочных листов ватмана. Столько эмоций, споров, обсуждений! А как приятно оказалось высказывать свое мнение, и ни где-то «за углом», а вот так – официально, чтобы все видели. Демократия, так демократия!

     У кого, скажите, если не у журналиста, должна быть активная жизненная позиция? Ведь нужно всегда быть в курсе всего. А когда ты сам в гуще, тогда хочется не только информировать, но и участвовать. Получилось, что создавался школьный пресс-центр как центр информации и оповещения, а со временем превратился в прочное звено системы школьного самоуправления, вторую власть школьного государства. Сегодня актив пресс-центра имеет за плечами большой опыт предыдущих поколений, он активно сотрудничает с УПШ. Да что там, сотрудничает – большая часть журналистов, получив опыт работы в редакции, рано или поздно выдвигает свою кандидатуру на выборы в УПШ. Совместная с УПШ разработка социально-активных акций, реализация и освещение шаг-проектов экологической, социальной, патриотической направленности – это только часть задач, которые успешно выполняют ребята и руководители пресс-центра. И родилось другое поколение, которому уже есть что рассказать о себе! Есть, потому что живут «на всю катушку».

     Ни один выпуск не покинул стен школы без слез – ведь целый этап жизни оставляют они, уходя из школы, целый период, целую историю. Да-да историю! Только вот, как сделать, чтобы не забыли эту историю, чтобы накопленный опыт в дальнейшем принес пользу, чтобы в конце концов, через пару десятилетий вернуться в стены родного дома и увидеть – тебя помнят!

     Так появилась потребность в создании (точнее восстановлении) музея школы. А где еще хранить драгоценный опыт?

     Галичева Л.А. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе):
     Я считаю, что музейное направление – очень важное и перспективное. Ведь это не только интересные встречи и экскурсии – как правило, вокруг музея много исследовательской и поисковой работы. Так, в большинстве учебных заведений на базе музея рождаются активы, появляется потребность отслеживать и информировать учащихся о результатах исследовательской и поисковой деятельности. Музейную работу трудно представить себе без средств СМИ. Это всегда тесный взаимополезный симбиоз.
     Только вот в нашей школе получилось все наоборот: накопленный за последнее десятилетие опыт актива пресс-центра и УПШ обусловил потребность в его сохранении. Так само собой пришло решение восстановить школьный музей. И он появился.
     Сегодня наш музей очень молод. Пока он проходит стадию обучения. Идет создание материальной базы, формирование документальной основы. И руководитель и актив только учатся заниматься этим серьезным и важным делом. Конечно, не хватает опыта. Но опыт – дело наживное!
     А пока поисковой деятельностью занимаются журналисты – ведь опыта у них не занимать. Да и вообще все наше маленькое государство подключается к этому. УПШ совместно с музеем и пресс-центром разрабатывают на текущий учебный год ШАГ-проекты социальной, патриотической, экологической направленности. Обычно в реализации ШАГ-проектов принимают участие все классы-города. Материала для музея масса! Поэтому сегодня существование музея без помощи пресс-центра и УПШ трудно представить.
     Юные журналисты вполне осознают свою роль в жизни и истории школы, ведь они не только непосредственные участники происходящих вокруг событий, но и те, чья инициатива способна изменить мир, пусть даже маленького школьного государства. Ребята пишут не только о том, что хочется. Проводя журналистские расследования, социологические опросы, конкурсы, они учитывают потребности своего государства ШАГ. Все в журнале 86-е чувство не случайно. Каждая рубрика продумана до мелочей.

     Ребята, как на страницах вашего журнала отражается история школы?

     Кристина Т., 11 «А»:
     Когда-то мы выпускали газету. Сегодня 86-е чувство превратилось в настоящий журнал. Формата газеты нам не хватает. Всегда много идей, предложений, информации, которую хочется донести до народа и увековечить на страницах журнала. Естественно, само название нашего журнала говорит за себя. 86-е чувство – это чувства, которые мы испытываем к родной школе. Нам бы очень хотелось, чтобы традиции, созданные когда-то выпускниками за последние десятилетия, сохранились и передавались от поколения к поколению. Поэтому сегодня совместно с УПШ разработан и запущен шаг-проект «Школьное братство». С этой целью мы запустили в работу новую рубрику – «Звездная хроника». Через нее мы проводим и освещаем встречи со «звездами» выпусков последних лет, рассказываем читателям о том, как сложилась их судьба, чем они занимаются, чего добились в жизни. Информация в последующем передается музею школы.
     Еще одна рубрика, которая одна из первых появилась еще в газете «Школьное окно» и до сих пор пользуется популярностью – ЖЗЛ – жизнь замечательных людей. Её героями становятся те, кто день ото дня рядом с нами, те, кто поддерживает и учит нас – наши учителя. Как мало знаем мы о них! Зачастую их жизнь очень интересна и полна неожиданностей. Мы узнаем и рассказываем читателям об их детстве, первой любви, отношении к окружающему миру. Собранные сведения непременно попадают в музей и составляют целый информационный блок.

     Какие еще проекты реализуются совместно с активом музея?

     Тарасова О.В. (руководитель школьного музея):
     В основном это работа с ветеранами Западного жилмассива. Наш музей активно этим занимается. Ветеранам в нашей школе особый почет. Часто силами УПШ, музея и пресс-центра проводятся праздники для ветеранов. Эта работа ведется в системе – проведение праздников, поздравительные открытки, акции помощи, встречи с участием ветеранов стали давно регулярными и привычными событиями. Затем все состоявшиеся события освещаются на страницах журнала в рубриках «Хронограф», «Информашки».
     Еще вместе с нашими юнкорами пытаемся восстановить историю Западного поселка. Так появилась в «86-м» популярная рубрика «Западный: инструкция по применению. Здесь работаем с пресс-центром по взаимообмену: делимся собранной информацией.
     Сегодня наше сотрудничество продолжается. Идёт активная подготовка к важному и знаменательному событию – у нашей школы юбилей. Ей уже 65! К этому событию приурочено много мероприятий, ведется активная поисковая деятельность по восстановлению школьной истории. К этой работе подключены все классы-города: отслеживаются судьбы выпускников, восстанавливаются списки работавших за эти годы учителей, идет сбор воспоминаний «сторожил» о строительстве школы».

     Вот так бывает – зачастую, сначала нужно создать традиции, сформировать социальные установки, а потом уже учиться хранить их. Ведь только тогда появляется опыт, который хочется хранить, ценить и передавать из поколения в поколение. К счастью, «кризисные» годы сегодня позади, а в глазах ребят – здоровый блеск и любопытство к тому, что происходит, к тому, что будет и, самое главное, к тому, что было! И, собственно, не так важно, через что будет проходить реализация ребят: пресс-центр, УПШ или музей… главное, что педагогическому коллективу школы № 86 удалось создать ту самую социальную среду – микромир, в котором это возможно.

     А журнал? Журнал – это история школы за сутки, ведь он существует в контексте настоящего времени и улавливает его актуальность – тем важен он и интересен сегодняшним школьникам. А материальность печатного листа обеспечит бесценную возможность сохранения запечатленных на нем событий, и со временем этот лист превратится в исторический документ!

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru