Некоторые вопросы организации деятельности музеев образовательных учреждений Новосибирска
|
Наталья Николаевна Букарева,
методист отдела патриотического воспитания
Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»
г. Новосибирска
|
Школьный музей – это особое учреждение, которое влияет на многие аспекты деятельности школы и позволяет осуществлять комплексный подход к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся.
Современные задачи такого подхода требуют создания целостной системы «музей – школа», которая должна включать деятельность музея в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.
Школьный музей – это уголок памяти, где сохраняются и активно могут работать все экспонаты, документы, реликвии для воспитания подрастающего поколения и передачи исторического опыта.
Музейная сеть Новосибирска включает в себя 139 школьных музеев, из которых 87 – паспортизировано. На сегодняшний день более 60 % образовательных учреждений города имеют музеи.
Различны профили музеев: это и музей истории школы, и музей Боевой и Трудовой Славы, краеведческие музеи, этнографические, археологические.
По принятой классификации основная часть школьных музеев (68) – это Музеи истории школы, в которых ведется активная работа по поиску, хранению документов, экспонатов, публикаций о данном образовательном учреждении, воспоминаний учителей, выпускников.
45 музеев Боевой Славы, в том числе 2 уголка, относятся к военно-историческим, где ведется активная работа по поисковой деятельности. Результатом такой деятельности являются не только собранные сведения о боевом пути сибирских воинских соединений, подвигах наших земляков в период ВОВ 1941-45 гг., о событиях в Афганистане и Чечне, но и творческие работы учащихся, основанные на результатах поисково-исследовательской деятельности.
Не уменьшается интерес коллективов школ к этнографическим, краеведческим и археологическим музеям, число которых в нашем городе уже выросло до 26. Эти музеи сохраняют самобытность, традиции, индивидуальный колорит села, области, микрорайона. Их экспозиции содержат предметы хозяйства и быта населения Западной Сибири, документы, редкие книги, фотоматериалы, факты развития различных предприятий и др.
До 1980 года в нашем городе работало 18 школьных музеев: в Центре детского творчества Советского района, школах №№ 3, 15, 18, 19, 29, 41, 48, 61, 63, 70, 76, 108, 121, 135, 168, 190 и гимназии № 7.
Наиболее активно школьные музеи начали открываться после 2000 года: с 2000 года по 2007 год в образовательных учреждениях Новосибирска было создано 67 музеев различных профилей. Самое большое количество школьных музеев на сегодняшний день в Ленинском районе – 29 музеев, в Дзержинском – 19 музеев, в Кировском – 18 музеев, в Заельцовском – 17 музеев, в Октябрьском и Калининском районах по 16 музеев, в Советском – 12 музеев. В Ленинском районе количество музеев выросло в два раза.
С одной стороны, радует рост количества музеев, с другой – вызывает беспокойство их судьба. Какое место музей занимает в образовательной и воспитательной системе сегодняшней школы? Комната, где на стенах висят фотографии, стенды, а в шкафу лежат альбомы? Такой музей не может долго жить. Музей должен развиваться, быть востребованным. Речь идет о той системе, которая была бы органично встроена в образовательный и воспитательный процесс школы.
Многие школьные музеи города являются не только хранителями исторических традиций своего образовательного учреждения, но и стремятся к научным исследованиям его исторического прошлого. Материал, накопленный там, широко используется в образовательном процессе и воспитательной работе. Отрадно отметить, что материалы многих школьных музеев не лежат мёртвым грузом, а широко используются в учебно-воспитательном процессе. Учителя-предметники, классные руководители применяют различные формы и методы учебной работы: учебные экскурсии, музейные уроки, подготовку докладов, рефератов и сообщений учащимися на основе их самостоятельной работы в музее, заочные путешествия, проведение районных и городских семинаров с демонстрацией музейного материала. На основе архивных материалов музея проводятся общешкольные мероприятия. Многим учащимся работа в школьном музее дает опыт общественной деятельности, творческого труда, помогает самовыражению и самореализации.
Еще ценно то, что на основе школьных архивов учащимися создаются творческие исследовательские работы, которые ежегодно представляются на научно-практических конференциях школьников различных уровней и заслуживают хорошей оценки. В 2007-2008 учебном году на городскую научно-практическую конференцию школьников НОУ «Сибирь» были представлены работы из всех десяти районов города, что способствует развитию творческого потенциала обучающихся, повышению активности руководителей школьных музеев и позволяет использовать научные исследования в практике воспитания в образовательных учреждениях.
Сегодня мы уже можем сказать, что в городе создана сеть школьных музеев, работа которых тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе. На высоком уровне учебно-воспитательная работа ведется во многих школах нашего города и мне хочется назвать некоторые из них – это школы №№ 158, 81 и 46 Калининского района, №№ 15, 48, 56 и 94 – Ленинского района, №№ 77, 100, гимназия № 9 и музейно-выставочный комплекс «Дорогами детства» на базе Центра развития творчества детей и юношества Заельцовского района, школа № 29 и экономический лицей Центрального района, технический лицей № 128, школы № 141 и 146 Первомайского района, школы №№ 61, 121 и 163 Советского района, школа № 134 и музей «Мастерская предков» на базе Дома детского творчества «Кировский» Кировского района, школы №№ 76, 202 и 206 Октябрьского района, школа № 169 и гимназия № 15 Дзержинского района. Также хотелось бы отметить хороший уровень методической работы специалистов и методистов районных отделов и управлений образования, которые курируют работу школьных музеев. Это в Центральном районе Глазкова Юлия Михайловна, в Первомайском – Яцыша Галина Михайловна, в Ленинском – Ковалева Вера Александровна, в Кировском – Третьякова Елена Николаевна, в Дзержинском – Харлашкина Марина Юрьевна, в Советском – Литвиненко Людмила Васильевна.
История делается сегодня. Как отразить сегодняшний день в музейной работе? Как сохранить историю для будущих поколений? Когда будет найдено решение, как это сделать, тогда музей становится востребованным. Это могут быть работы учеников, достижения учителей. Работа музея – зафиксировать опыт работы школы, сохранить его и организовать просветительскую деятельность.
Школьные музеи города ведут большую научно-просветительскую и образовательную работу не только среди учащихся своего образовательного учреждения, но и среди населения микрорайона. В связи с этим в музеях ежегодно растет число посетителей.
Школьные музеи переживали и спады, и подъемы в различные периоды своей деятельности. Изначально они возникали как кабинеты для хранения материалов, учебно-методических пособий для уроков истории и краеведения. Сейчас – это вполне самостоятельная структура, которая активно работает в различных направлениях и органично вписывается в учебный и воспитательный процесс образовательного учреждения. Воспитательные функции доминируют в работе музея, что является хорошей помощью для учителей в решении многих воспитательных и образовательных задач.
Деятельность школьных музеев города свидетельствует о том, что они постепенно становятся историко-культурными и информационными центрами не только своих школ, но и создают положительный имидж нашего города.
|