На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 25 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас


Некоторые вопросы организации деятельности музеев образовательных учреждений Новосибирска

Наталья Николаевна Букарева,
методист отдела патриотического воспитания
Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»
г. Новосибирска

     Школьный музей – это особое учреждение, которое влияет на многие аспекты деятельности школы и позволяет осуществлять комплексный подход к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся.

     Современные задачи такого подхода требуют создания целостной системы «музей – школа», которая должна включать деятельность музея в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.

     Школьный музей – это уголок памяти, где сохраняются и активно могут работать все экспонаты, документы, реликвии для воспитания подрастающего поколения и передачи исторического опыта.

     Музейная сеть Новосибирска включает в себя 139 школьных музеев, из которых 87 – паспортизировано. На сегодняшний день более 60 % образовательных учреждений города имеют музеи.

     Различны профили музеев: это и музей истории школы, и музей Боевой и Трудовой Славы, краеведческие музеи, этнографические, археологические.

     По принятой классификации основная часть школьных музеев (68) – это Музеи истории школы, в которых ведется активная работа по поиску, хранению документов, экспонатов, публикаций о данном образовательном учреждении, воспоминаний учителей, выпускников.

     45 музеев Боевой Славы, в том числе 2 уголка, относятся к военно-историческим, где ведется активная работа по поисковой деятельности. Результатом такой деятельности являются не только собранные сведения о боевом пути сибирских воинских соединений, подвигах наших земляков в период ВОВ 1941-45 гг., о событиях в Афганистане и Чечне, но и творческие работы учащихся, основанные на результатах поисково-исследовательской деятельности.

     Не уменьшается интерес коллективов школ к этнографическим, краеведческим и археологическим музеям, число которых в нашем городе уже выросло до 26. Эти музеи сохраняют самобытность, традиции, индивидуальный колорит села, области, микрорайона. Их экспозиции содержат предметы хозяйства и быта населения Западной Сибири, документы, редкие книги, фотоматериалы, факты развития различных предприятий и др.

     До 1980 года в нашем городе работало 18 школьных музеев: в Центре детского творчества Советского района, школах №№ 3, 15, 18, 19, 29, 41, 48, 61, 63, 70, 76, 108, 121, 135, 168, 190 и гимназии № 7.

     Наиболее активно школьные музеи начали открываться после 2000 года: с 2000 года по 2007 год в образовательных учреждениях Новосибирска было создано 67 музеев различных профилей. Самое большое количество школьных музеев на сегодняшний день в Ленинском районе – 29 музеев, в Дзержинском – 19 музеев, в Кировском – 18 музеев, в Заельцовском – 17 музеев, в Октябрьском и Калининском районах по 16 музеев, в Советском – 12 музеев. В Ленинском районе количество музеев выросло в два раза.

     С одной стороны, радует рост количества музеев, с другой – вызывает беспокойство их судьба. Какое место музей занимает в образовательной и воспитательной системе сегодняшней школы? Комната, где на стенах висят фотографии, стенды, а в шкафу лежат альбомы? Такой музей не может долго жить. Музей должен развиваться, быть востребованным. Речь идет о той системе, которая была бы органично встроена в образовательный и воспитательный процесс школы.

     Многие школьные музеи города являются не только хранителями исторических традиций своего образовательного учреждения, но и стремятся к научным исследованиям его исторического прошлого. Материал, накопленный там, широко используется в образовательном процессе и воспитательной работе. Отрадно отметить, что материалы многих школьных музеев не лежат мёртвым грузом, а широко используются в учебно-воспитательном процессе. Учителя-предметники, классные руководители применяют различные формы и методы учебной работы: учебные экскурсии, музейные уроки, подготовку докладов, рефератов и сообщений учащимися на основе их самостоятельной работы в музее, заочные путешествия, проведение районных и городских семинаров с демонстрацией музейного материала. На основе архивных материалов музея проводятся общешкольные мероприятия. Многим учащимся работа в школьном музее дает опыт общественной деятельности, творческого труда, помогает самовыражению и самореализации.

     Еще ценно то, что на основе школьных архивов учащимися создаются творческие исследовательские работы, которые ежегодно представляются на научно-практических конференциях школьников различных уровней и заслуживают хорошей оценки. В 2007-2008 учебном году на городскую научно-практическую конференцию школьников НОУ «Сибирь» были представлены работы из всех десяти районов города, что способствует развитию творческого потенциала обучающихся, повышению активности руководителей школьных музеев и позволяет использовать научные исследования в практике воспитания в образовательных учреждениях.

     Сегодня мы уже можем сказать, что в городе создана сеть школьных музеев, работа которых тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе. На высоком уровне учебно-воспитательная работа ведется во многих школах нашего города и мне хочется назвать некоторые из них – это школы №№ 158, 81 и 46 Калининского района, №№ 15, 48, 56 и 94 – Ленинского района, №№ 77, 100, гимназия № 9 и музейно-выставочный комплекс «Дорогами детства» на базе Центра развития творчества детей и юношества Заельцовского района, школа № 29 и экономический лицей Центрального района, технический лицей № 128, школы № 141 и 146 Первомайского района, школы №№ 61, 121 и 163 Советского района, школа № 134 и музей «Мастерская предков» на базе Дома детского творчества «Кировский» Кировского района, школы №№ 76, 202 и 206 Октябрьского района, школа № 169 и гимназия № 15 Дзержинского района. Также хотелось бы отметить хороший уровень методической работы специалистов и методистов районных отделов и управлений образования, которые курируют работу школьных музеев. Это в Центральном районе Глазкова Юлия Михайловна, в Первомайском – Яцыша Галина Михайловна, в Ленинском – Ковалева Вера Александровна, в Кировском – Третьякова Елена Николаевна, в Дзержинском – Харлашкина Марина Юрьевна, в Советском – Литвиненко Людмила Васильевна.

     История делается сегодня. Как отразить сегодняшний день в музейной работе? Как сохранить историю для будущих поколений? Когда будет найдено решение, как это сделать, тогда музей становится востребованным. Это могут быть работы учеников, достижения учителей. Работа музея – зафиксировать опыт работы школы, сохранить его и организовать просветительскую деятельность.

     Школьные музеи города ведут большую научно-просветительскую и образовательную работу не только среди учащихся своего образовательного учреждения, но и среди населения микрорайона. В связи с этим в музеях ежегодно растет число посетителей.

     Школьные музеи переживали и спады, и подъемы в различные периоды своей деятельности. Изначально они возникали как кабинеты для хранения материалов, учебно-методических пособий для уроков истории и краеведения. Сейчас – это вполне самостоятельная структура, которая активно работает в различных направлениях и органично вписывается в учебный и воспитательный процесс образовательного учреждения. Воспитательные функции доминируют в работе музея, что является хорошей помощью для учителей в решении многих воспитательных и образовательных задач.

     Деятельность школьных музеев города свидетельствует о том, что они постепенно становятся историко-культурными и информационными центрами не только своих школ, но и создают положительный имидж нашего города.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru