Здоровье в наших руках
|
Шевелёва Наталья Валерьевна,
классный руководитель 7 «Б» класса
МОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска
|
Здоровье – не всё,
Но всё без здоровья – ничто.
Сократ
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье детей и подростков, молодежи относится к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
По данным НИИ педиатрии:
– 14 % детей практически здоровы;
– 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательной активности;
– 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Беспокоят медицинских специалистов и другие недуги современной молодёжи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.
Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.
В МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска реализуется модель общеобразовательного учреждения адаптивного типа, призванная решать задачи не только максимального развития личности каждого ученика в современных условиях, но и формирования готовности личности к дальнейшему саморазвитию.
Цель воспитательной работы школы: создание благоприятных условий для социализации личности в условиях школы адаптивной модели.
Задачи:
1. Повышение общественного статуса воспитания через социализацию личности и создание воспитательно-образовательного пространства;
2. Развитие приоритетных направлений образовательно-воспитательной деятельности;
3. Формирование целостной системы процесса обучения и воспитания.
Одним из четырёх приоритетных направлений воспитательной работы школы является направление «Здоровье». Основная цель – защита, сохранение и развитие здоровья ребенка.
В рамках этого направления каждый классный руководитель осуществляет здоровьесберегающую деятельность со своим классным коллективом. Ведётся воспитательная работа по направлению «Здоровье» и в 8 «Б» классе.
«Всё начинается с детства…» – это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих законов общественной жизни. В детских годах – истоки личности, определение жизненной линии, судьбы человека. А детство – это фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.
Дети сегодня заявляют о себе неподдельным интересом к событиям в стране и мире, борются за охрану окружающей среды, возрождение культуры, достигают новых вершин в спорте.
Результаты первичного обследования детей медицинской службой школы показали наличие проблем здоровья ребят.
Проведённая анкета «Здоровье молодых» выявила наличие вредных привычек (курение, употребление пива) у некоторых ребят нашего класса.
Анализируя итоги анкеты, мы пришли к выводу, что необходимо:
– усилить работу по пропаганде ЗОЖ с учащимися и их родителями;
– формировать правильное отношение учащихся к урокам физкультуры;
– показать ребёнку значимость его физического состояния для жизнедеятельности и профессионального становления как основного фактора при выборе будущей профессии.
Эксперты ВОЗ считают, что здоровье современного человека определяется на:
– 20% наследственностью;
– 20% состоянием окружающей среды;
– 7-10% уровнем здравоохранения;
– 50-53% образом жизни.
Следовательно, более чем на половину, здоровье зависит от самого человека.
Установка на ЗОЖ не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.
Я считаю, что оздоровительная деятельность в детском коллективе, безусловно, является одной из ключевых составляющих жизнедеятельности любой школы, класса и одним из главных направлений работы классного руководителя. Поэтому возникла необходимость планомерно заниматься здоровьесберегающей деятельностью в условиях класса.
Основной путь укрепления здоровья детей и подростков в 8 «Б» классе – создание благоприятных социально-педагогических условий.
Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни (ЗОЖ), основанный на достаточной двигательной активности; рациональном питании; правильном режиме дня; избавлении и профилактике вредных привычек; на утверждении в жизни идей добра и красоты; духовного и физического совершенствования детей и подростков.
Оздоровление понимается в широком смысле не только как физиологическое, но и как социально-психологическое, интеллектуальное, духовное. Поэтому организация разнообразных форм деятельности направлена на создание ценностно-эмоциональной среды при условии благоприятного экологического пространства школы.
Цель деятельности классного руководителя: создание условий для организации такой деятельности, в которой каждый ребёнок должен чувствовать тепло и заботу о его здоровье, безопасности, физическом совершенствовании, где пропагандируется ЗОЖ, спорт и активная разнообразная деятельность.
Таким образом, педагог может способствовать сохранению составляющих физического здоровья (восстановление физиологических сил организма детей и подростков), психического здоровья личности посредством создания благоприятного психоэмоционального климата в детском коллективе для комфортного психологического самочувствия личности; социального здоровья (адаптация личности в условиях детского коллектива и окружающей социальной среды и формирование позитивных морально-волевых и ценностно-мотивационных установок личности). На это направлены усилия классного руководителя. Именно он в содружестве с другими педагогами призван укреплять, поддерживать и сохранять здоровье личности ребёнка в стенах школы.
Деятельность по направлению «Здоровье» в классе включает в себя такие основные формы работы, как:
– сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и коррекции с их помощью физического здоровья учащихся (определение групп здоровья), рекомендации учителям;
– тематические классные часы: «Правила безопасного поведения в социуме и на природе»; «Внешность и характер» и др.;
– беседы: «Правила поведения на воде и у воды»; «О пользе закаливания»;
– интеллектуальные игры: «Здоровье в саду и на грядке»; «В стране Здоровых привычек»; «Крестики – нолики» и др.;
– вовлечение ребят в досуговую и социально значимую деятельность;
– викторина «Кожа – зеркало здоровья»;
– устный журнал «О вреде курения»;
– КТД «Путешествие на поезде Здоровья»;
– соревнования: футбол, волейбол, баскетбол, пейнтбол;
– кросс «Золотая осень»;
– весёлые старты;
– плавание в бассейне;
– тематический День Здоровья (ежегодно 7 апреля);
– музыкотерапия на уроках и переменах;
– пропаганда ЗОЖ;
– оформление классного Уголка Здоровья, сменность его материалов в течение учебного года;
– вовлечение ребят в деятельность учреждений дополнительного образования (занятия в кружках, секциях и т.п.);
– использование физкультминуток, расслабляющих игр, упражнений (в длительных репетициях к мероприятиям и т.д.);
– тренинги на создание благоприятной обстановки в коллективе учащихся;
– родительские собрания определённой тематики (в т.ч. и по заявкам самих родителей): «Переходный возраст: особенности развития и контакта с подростками»; «Половые различия и половое созревание: проблемы и решения» и др.;
– организация экологического пространства классного кабинета;
– организация эмоционально-поведенческого пространства.
Работая по реализации здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе своего класса, я пришла к выводу, что самыми эффективными средствами в профилактике заболеваний детей и подростков являются самые простые вещи, а именно:
– терапия созерцанием живой природы (неба, восхода и захода солнца, деревьев, воды и т.п.);
– терапия полезным физическим трудом (общественно полезный труд);
– терапия прикладным совместным творчеством и рисованием;
– терапия совместным (хоровым) пением;
– терапия личным участием ребят в КТД (интеллектуальных играх, праздниках, конкурсах и т.д.).
Попросту говоря, всё то, что ранее было образом воспитания («вочеловечивания») детей, теперь мы применяем в виде терапии перевоспитания и «сбережения» здоровья ребят.
Например, очень эффективны в профилактике вредных привычек викторины и интеллектуальные игры, т. к. готовясь к ним, ребята узнают много полезной информации, рисуют плакаты и рисунки, разрабатывают здоровьесберегающие знаки по принципу дорожных.
Сценарием такой игры мне хочется поделиться с коллегами. Интеллектуальная игра «Крестики-нолики».
Другой интересной формой работы в нашем классе является конкурс творческих работ на тему «Здоровье. Здоровый образ жизни». В таких работах ребята вырабатывают правила и советы, необходимые для сохранения здоровья. Вот, например, у нас в классе проходил конкурс на лучшую «Оду Здоровью».
В реализации деятельности по направлению «Здоровье» моими партнёрами как классного руководителя являются:
1. Медицинский персонал школы (врач, медсестра; врач-стоматолог);
2. Руководители физической культуры;
3. Инструктор по плаванию;
4. Социальный педагог;
5. Психолог;
6. Педагоги дополнительного образования (руководители спортивных секций, кружков);
7. Заведующая пищевым производством;
8. Родители.
Хочется верить, что моя работа по здоровьесберегающей деятельности принесёт свои результаты:
– сохранит и укрепит здоровье детей и подростков;
– преодолеет разрыв между физическим и духовным развитием детей;
– поможет учащимся в приобретении новых компетенций в культурно-спортивной и досуговой деятельности;
– выработает у воспитанников осознанное понимание значимости занятий физической культурой, ЗОЖ для человека.
А напоследок мне, не только как классному руководителю, но и как учителю технологии у девочек, хочется подарить всем полезный рецепт витаминной смеси для возмещения организму витаминов в зимне-весеннее межсезонье. Нужно взять:
– 300 г очищенных грецких орехов;
– 300 г кураги;
– 300 г изюма без косточек;
– 300 г чернослива без косточек;
– 2 лимона с цедрой.
Всё пропустить через мясорубку, смешать с 300 г мёда и принимать по 1-2 чайной ложке в день. Хранить смесь в холодильнике.
Будьте здоровы!!!
Предлагаем Вашему вниманию фотоколлаж наших классных дел и мероприятий, которые, несомненно, помогают сохранению и укреплению здоровья подростков 8 «Б» класса нашей школы.
Кросс «Золотая осень» (проводится традиционно в первую неделю сентября)
День Здоровья
Пейнтбольная эстафета
Игра. Творчество. Досуг
Приложение 1. Анкета «Здоровье молодых»
Приложение 2. Интеллектуальная игра «Крестики-нолики» (по вопросам ЗОЖ)
Приложение 3. «Оды Здоровью»
|