На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 24 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


Здоровье в наших руках

Шевелёва Наталья Валерьевна,
классный руководитель 7 «Б» класса
МОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска

Здоровье – не всё,
Но всё без здоровья – ничто.
Сократ

     В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

     Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка.

     В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье детей и подростков, молодежи относится к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

     По данным НИИ педиатрии:
     – 14 % детей практически здоровы;
     – 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательной активности;
     – 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

     Беспокоят медицинских специалистов и другие недуги современной молодёжи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.

     Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.

     В МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска реализуется модель общеобразовательного учреждения адаптивного типа, призванная решать задачи не только максимального развития личности каждого ученика в современных условиях, но и формирования готовности личности к дальнейшему саморазвитию.

     Цель воспитательной работы школы: создание благоприятных условий для социализации личности в условиях школы адаптивной модели.

     Задачи:
     1. Повышение общественного статуса воспитания через социализацию личности и создание воспитательно-образовательного пространства;
     2. Развитие приоритетных направлений образовательно-воспитательной деятельности;
     3. Формирование целостной системы процесса обучения и воспитания.

     Одним из четырёх приоритетных направлений воспитательной работы школы является направление «Здоровье». Основная цель – защита, сохранение и развитие здоровья ребенка.

     В рамках этого направления каждый классный руководитель осуществляет здоровьесберегающую деятельность со своим классным коллективом. Ведётся воспитательная работа по направлению «Здоровье» и в 8 «Б» классе.

     «Всё начинается с детства…» – это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих законов общественной жизни. В детских годах – истоки личности, определение жизненной линии, судьбы человека. А детство – это фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.

     Дети сегодня заявляют о себе неподдельным интересом к событиям в стране и мире, борются за охрану окружающей среды, возрождение культуры, достигают новых вершин в спорте.

     Результаты первичного обследования детей медицинской службой школы показали наличие проблем здоровья ребят.

     Проведённая анкета «Здоровье молодых» выявила наличие вредных привычек (курение, употребление пива) у некоторых ребят нашего класса.

     Анализируя итоги анкеты, мы пришли к выводу, что необходимо:
     – усилить работу по пропаганде ЗОЖ с учащимися и их родителями;
     – формировать правильное отношение учащихся к урокам физкультуры;
     – показать ребёнку значимость его физического состояния для жизнедеятельности и профессионального становления как основного фактора при выборе будущей профессии.

     Эксперты ВОЗ считают, что здоровье современного человека определяется на:
     – 20% наследственностью;
     – 20% состоянием окружающей среды;
     – 7-10% уровнем здравоохранения;
     – 50-53% образом жизни.

     Следовательно, более чем на половину, здоровье зависит от самого человека.

     Установка на ЗОЖ не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

     Я считаю, что оздоровительная деятельность в детском коллективе, безусловно, является одной из ключевых составляющих жизнедеятельности любой школы, класса и одним из главных направлений работы классного руководителя. Поэтому возникла необходимость планомерно заниматься здоровьесберегающей деятельностью в условиях класса.

     Основной путь укрепления здоровья детей и подростков в 8 «Б» классе – создание благоприятных социально-педагогических условий.

     Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни (ЗОЖ), основанный на достаточной двигательной активности; рациональном питании; правильном режиме дня; избавлении и профилактике вредных привычек; на утверждении в жизни идей добра и красоты; духовного и физического совершенствования детей и подростков.

     Оздоровление понимается в широком смысле не только как физиологическое, но и как социально-психологическое, интеллектуальное, духовное. Поэтому организация разнообразных форм деятельности направлена на создание ценностно-эмоциональной среды при условии благоприятного экологического пространства школы.

     Цель деятельности классного руководителя: создание условий для организации такой деятельности, в которой каждый ребёнок должен чувствовать тепло и заботу о его здоровье, безопасности, физическом совершенствовании, где пропагандируется ЗОЖ, спорт и активная разнообразная деятельность.

     Таким образом, педагог может способствовать сохранению составляющих физического здоровья (восстановление физиологических сил организма детей и подростков), психического здоровья личности посредством создания благоприятного психоэмоционального климата в детском коллективе для комфортного психологического самочувствия личности; социального здоровья (адаптация личности в условиях детского коллектива и окружающей социальной среды и формирование позитивных морально-волевых и ценностно-мотивационных установок личности). На это направлены усилия классного руководителя. Именно он в содружестве с другими педагогами призван укреплять, поддерживать и сохранять здоровье личности ребёнка в стенах школы.

     Деятельность по направлению «Здоровье» в классе включает в себя такие основные формы работы, как:
     – сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и коррекции с их помощью физического здоровья учащихся (определение групп здоровья), рекомендации учителям;
     – тематические классные часы: «Правила безопасного поведения в социуме и на природе»; «Внешность и характер» и др.;
     – беседы: «Правила поведения на воде и у воды»; «О пользе закаливания»;
     – интеллектуальные игры: «Здоровье в саду и на грядке»; «В стране Здоровых привычек»; «Крестики – нолики» и др.;
     – вовлечение ребят в досуговую и социально значимую деятельность;
     – викторина «Кожа – зеркало здоровья»;
     – устный журнал «О вреде курения»;
     – КТД «Путешествие на поезде Здоровья»;
     – соревнования: футбол, волейбол, баскетбол, пейнтбол;
     – кросс «Золотая осень»;
     – весёлые старты;
     – плавание в бассейне;
     – тематический День Здоровья (ежегодно 7 апреля);
     – музыкотерапия на уроках и переменах;
     – пропаганда ЗОЖ;
     – оформление классного Уголка Здоровья, сменность его материалов в течение учебного года;
     – вовлечение ребят в деятельность учреждений дополнительного образования (занятия в кружках, секциях и т.п.);
     – использование физкультминуток, расслабляющих игр, упражнений (в длительных репетициях к мероприятиям и т.д.);
     – тренинги на создание благоприятной обстановки в коллективе учащихся;
     – родительские собрания определённой тематики (в т.ч. и по заявкам самих родителей): «Переходный возраст: особенности развития и контакта с подростками»; «Половые различия и половое созревание: проблемы и решения» и др.;
     – организация экологического пространства классного кабинета;
     – организация эмоционально-поведенческого пространства.

     Работая по реализации здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе своего класса, я пришла к выводу, что самыми эффективными средствами в профилактике заболеваний детей и подростков являются самые простые вещи, а именно:
     – терапия созерцанием живой природы (неба, восхода и захода солнца, деревьев, воды и т.п.);
     – терапия полезным физическим трудом (общественно полезный труд);
     – терапия прикладным совместным творчеством и рисованием;
     – терапия совместным (хоровым) пением;
     – терапия личным участием ребят в КТД (интеллектуальных играх, праздниках, конкурсах и т.д.).

     Попросту говоря, всё то, что ранее было образом воспитания («вочеловечивания») детей, теперь мы применяем в виде терапии перевоспитания и «сбережения» здоровья ребят.

     Например, очень эффективны в профилактике вредных привычек викторины и интеллектуальные игры, т. к. готовясь к ним, ребята узнают много полезной информации, рисуют плакаты и рисунки, разрабатывают здоровьесберегающие знаки по принципу дорожных.

     Сценарием такой игры мне хочется поделиться с коллегами. Интеллектуальная игра «Крестики-нолики».

     Другой интересной формой работы в нашем классе является конкурс творческих работ на тему «Здоровье. Здоровый образ жизни». В таких работах ребята вырабатывают правила и советы, необходимые для сохранения здоровья. Вот, например, у нас в классе проходил конкурс на лучшую «Оду Здоровью».

     В реализации деятельности по направлению «Здоровье» моими партнёрами как классного руководителя являются:
     1. Медицинский персонал школы (врач, медсестра; врач-стоматолог);
     2. Руководители физической культуры;
     3. Инструктор по плаванию;
     4. Социальный педагог;
     5. Психолог;
     6. Педагоги дополнительного образования (руководители спортивных секций, кружков);
     7. Заведующая пищевым производством;
     8. Родители.

     Хочется верить, что моя работа по здоровьесберегающей деятельности принесёт свои результаты:
     – сохранит и укрепит здоровье детей и подростков;
     – преодолеет разрыв между физическим и духовным развитием детей;
     – поможет учащимся в приобретении новых компетенций в культурно-спортивной и досуговой деятельности;
     – выработает у воспитанников осознанное понимание значимости занятий физической культурой, ЗОЖ для человека.

     А напоследок мне, не только как классному руководителю, но и как учителю технологии у девочек, хочется подарить всем полезный рецепт витаминной смеси для возмещения организму витаминов в зимне-весеннее межсезонье. Нужно взять:
     – 300 г очищенных грецких орехов;
     – 300 г кураги;
     – 300 г изюма без косточек;
     – 300 г чернослива без косточек;
     – 2 лимона с цедрой.

     Всё пропустить через мясорубку, смешать с 300 г мёда и принимать по 1-2 чайной ложке в день. Хранить смесь в холодильнике.

Будьте здоровы!!!

     Предлагаем Вашему вниманию фотоколлаж наших классных дел и мероприятий, которые, несомненно, помогают сохранению и укреплению здоровья подростков 8 «Б» класса нашей школы.




Кросс «Золотая осень» (проводится традиционно в первую неделю сентября)


День Здоровья


Пейнтбольная эстафета


Игра. Творчество. Досуг

     Приложение 1. Анкета «Здоровье молодых»

     Приложение 2. Интеллектуальная игра «Крестики-нолики» (по вопросам ЗОЖ)

     Приложение 3. «Оды Здоровью»

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru