На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


Работа классного руководителя по формированию культуры здоровьесбережения школьников

Ирина Николаевна Варновская,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 137
Железнодорожного района г. Новосибирска

     В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

     Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации.

     Как утверждает ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия заболеваний или физических дефектов. Это определение здоровья можно представить в виде равностороннего треугольника со сторонами «нравственное», «социальное», «физическое».

     Факторы, формирующие здоровье, многообразны: одни укрепляют здоровье, другие – ухудшают его (факторы риска).

     Их объединяют в 4 группы:
     1. Образ жизни (50% в общей доле влияния);
     2. Внешняя среда (20%);
     3. Наследственность (20%);
     4. Качество медицинского обслуживания (10%).

     Перед педагогом в связи с их решением стоит множество задач, которые охватывают весь школьный курс и имеют свою возрастную специфику.

     Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком; и взаимоотношение со сверстниками, конкретные процессы на уроке и во внеурочное время. Все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством.

     Программу здоровьесбережения я начинаю с первых дней, как только становлюсь классным руководителем в 5 классе.

     Программа здорового образа жизни направлена на:
     – улучшение собственного психического и физического состояния;
     – отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
     – нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
     – сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
     – адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление;
     – практическое овладение здоровьесберегающими технологиями.

     Свою работу я строю в нескольких направлениях. Прежде всего, это формирование физического здоровья. Воспитание грамотности в области знаний по вопросам здоровьесбережения. Работа с родителями по организации совместного проведения отдыха и организация обучения для родителей. Формирование навыков и установок на здоровый образ жизни.

     Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья.

     Формирование физического здоровья, прежде всего, связано с двигательной активностью. Поэтому первым мероприятием каждого учебного года является традиционный «День здоровья», когда мы выезжаем на природу вместе с родителями и организуем активный отдых. В ходе этого мероприятия не только ведется борьба с гиподинамией, но и воспитание правильного общения между взрослыми и детьми, а также ребят между собой. Родители имеют возможность показать пример формирования физического здоровья. В рамках программы не только спортивные мероприятия, но и подвижные игры, организация совместного обеда. Все эти мероприятия направлены на формирование физического и психического здоровья. В зимнее время это выезд в лес на лыжах. Такие мероприятия формируют и экологическое образование и навыки поведения в природе.

     Занятие детей физической культурой связано не только с посещением уроков физкультуры, но и посещение спортивных секций. Перед классом стоит цель – 100% посещение уроков физкультуры. Добиться этого позволяет хороший контакт с учителем физкультуры. На уроке каждый ученик может найти посильный вид занятий, по состоянию здоровья. Никто не остается вне поля деятельности. А также ставлю перед собой задачу привлечь учащихся к занятиям в спортивных секциях.

     Знания о здоровье и способах его сохранения также помогут самим учащимся определиться в жизни. Поэтому классные часы на темы здоровьесбережения обязательны в воспитательном процессе. Тематика классных часов разнообразна. Например: «Что влияет на твое здоровье?»; «Значение утренней зарядки и правила ее проведения»; «Зачем нужны прогулки на свежем воздухе?»; «Компьютер – друг или враг?»; «Окружающая среда и её влияние на человека»; «Ландшафт и здоровье»; «Красивые зубы, а как их сберечь?»; «Волосы и правила ухода за ними»; «Как правильно готовить уроки» и т.д. Подбор тем осуществляю в соответствие с возрастом ребят. В 7-8 классе организую лекторскую группу, и ребята с беседами выходят в младшие классы. Таким образом, работает технология «обучая других, обучаешься сам». В 6 классе и далее ребята уже способны самостоятельно подбирать материал для классных часов и сами выступают. Информация из уст сверстников воспринимается легче.

     Внеклассные игровые мероприятия, ролевые игры также направлены на формирование здоровьесбережения, например: «Суд над сигареткой!»; «Суд над алкоголизмом!» и т.д. Сценарии пишутся самими ребятами, и подбор материала также осуществляется самостоятельно. Такие совместные дела позволяют ребятам научиться взаимодействовать друг с другом, что также является неотъемлемой частью формирования здорового образа жизни.

     Работа с родителями – это не только совместные мероприятия, но и организация лектория для родителей с темами: «Психологические и физиологические особенности определенного периода» в зависимости от возраста детей, «Социальное одиночество», «Как помочь учиться?» и т.д.

     Результатом всей деятельности на протяжении семи лет (5-11 класс) является хорошо сформированный коллектив учащихся. В классе создана атмосфера взаимопомощи и взаимопонимания.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru