Работа классного руководителя по формированию культуры здоровьесбережения школьников
|
Ирина Николаевна Варновская,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 137
Железнодорожного района г. Новосибирска
|
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации.
Как утверждает ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия заболеваний или физических дефектов. Это определение здоровья можно представить в виде равностороннего треугольника со сторонами «нравственное», «социальное», «физическое».
Факторы, формирующие здоровье, многообразны: одни укрепляют здоровье, другие – ухудшают его (факторы риска).
Их объединяют в 4 группы:
1. Образ жизни (50% в общей доле влияния);
2. Внешняя среда (20%);
3. Наследственность (20%);
4. Качество медицинского обслуживания (10%).
Перед педагогом в связи с их решением стоит множество задач, которые охватывают весь школьный курс и имеют свою возрастную специфику.
Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком; и взаимоотношение со сверстниками, конкретные процессы на уроке и во внеурочное время. Все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством.
Программу здоровьесбережения я начинаю с первых дней, как только становлюсь классным руководителем в 5 классе.
Программа здорового образа жизни направлена на:
– улучшение собственного психического и физического состояния;
– отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
– нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
– сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
– адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление;
– практическое овладение здоровьесберегающими технологиями.
Свою работу я строю в нескольких направлениях. Прежде всего, это формирование физического здоровья. Воспитание грамотности в области знаний по вопросам здоровьесбережения. Работа с родителями по организации совместного проведения отдыха и организация обучения для родителей. Формирование навыков и установок на здоровый образ жизни.
Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, охватывающее труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья.
Формирование физического здоровья, прежде всего, связано с двигательной активностью. Поэтому первым мероприятием каждого учебного года является традиционный «День здоровья», когда мы выезжаем на природу вместе с родителями и организуем активный отдых. В ходе этого мероприятия не только ведется борьба с гиподинамией, но и воспитание правильного общения между взрослыми и детьми, а также ребят между собой. Родители имеют возможность показать пример формирования физического здоровья. В рамках программы не только спортивные мероприятия, но и подвижные игры, организация совместного обеда. Все эти мероприятия направлены на формирование физического и психического здоровья. В зимнее время это выезд в лес на лыжах. Такие мероприятия формируют и экологическое образование и навыки поведения в природе.
Занятие детей физической культурой связано не только с посещением уроков физкультуры, но и посещение спортивных секций. Перед классом стоит цель – 100% посещение уроков физкультуры. Добиться этого позволяет хороший контакт с учителем физкультуры. На уроке каждый ученик может найти посильный вид занятий, по состоянию здоровья. Никто не остается вне поля деятельности. А также ставлю перед собой задачу привлечь учащихся к занятиям в спортивных секциях.
Знания о здоровье и способах его сохранения также помогут самим учащимся определиться в жизни. Поэтому классные часы на темы здоровьесбережения обязательны в воспитательном процессе. Тематика классных часов разнообразна. Например: «Что влияет на твое здоровье?»; «Значение утренней зарядки и правила ее проведения»; «Зачем нужны прогулки на свежем воздухе?»; «Компьютер – друг или враг?»; «Окружающая среда и её влияние на человека»; «Ландшафт и здоровье»; «Красивые зубы, а как их сберечь?»; «Волосы и правила ухода за ними»; «Как правильно готовить уроки» и т.д. Подбор тем осуществляю в соответствие с возрастом ребят. В 7-8 классе организую лекторскую группу, и ребята с беседами выходят в младшие классы. Таким образом, работает технология «обучая других, обучаешься сам». В 6 классе и далее ребята уже способны самостоятельно подбирать материал для классных часов и сами выступают. Информация из уст сверстников воспринимается легче.
Внеклассные игровые мероприятия, ролевые игры также направлены на формирование здоровьесбережения, например: «Суд над сигареткой!»; «Суд над алкоголизмом!» и т.д. Сценарии пишутся самими ребятами, и подбор материала также осуществляется самостоятельно. Такие совместные дела позволяют ребятам научиться взаимодействовать друг с другом, что также является неотъемлемой частью формирования здорового образа жизни.
Работа с родителями – это не только совместные мероприятия, но и организация лектория для родителей с темами: «Психологические и физиологические особенности определенного периода» в зависимости от возраста детей, «Социальное одиночество», «Как помочь учиться?» и т.д.
Результатом всей деятельности на протяжении семи лет (5-11 класс) является хорошо сформированный коллектив учащихся. В классе создана атмосфера взаимопомощи и взаимопонимания.
|