За здоровый образ жизни!
|
Ирина Аркадьевна Муравьёва,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МОУ гимназии № 13,
руководитель МО учителей биологии и экологии
Центрального района г. Новосибирска
|
Уважаемые коллеги!
Хочу поделиться с Вами опытом работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В нашей гимназии в этом направлении работает весь коллектив, в особенности учителя физической культуры, биологии, организатор внеклассной работы, но нельзя не учитывать и роли классного руководителя, так как:
– именно классный руководитель, поддерживая связь с родителями, знает о состоянии здоровья каждого ребёнка в классе;
– классный руководитель имеет возможность изучить медицинскую карту учащегося, получить консультацию у медицинских работников школы об особенностях физического состояния и возможных патологиях ребёнка;
– классному руководителю дети рассказывают о своих проблемах, в том числе и связанных со здоровьем.
Всё это даёт возможность корректировать и физическую нагрузку школьников, и урегулировать взаимоотношения между детьми в классе.
Участвуя с классом в школьных оздоровительных мероприятиях, я стараюсь внести свою изюминку, дать возможность всем детям проявить себя. Например, в сентябрьском кроссе принимала участие не только команда детей, но и родителей моего класса. Все участники и зрители получили большой положительный эмоциональный заряд, дети гордились своими родителями-спортсменами, и это событие ещё долго обсуждалось в классе. Одна группа детей, не принявших участие в кроссе, фотографировала происходящее, другая – с помощью родителей монтировала фильм, третья – оформляла альбом класса и классный уголок.
Являясь как классным руководителем, так и учителем биологии, я стараюсь шире привлекать учеников своего класса к различным формам работы, пропагандирующим здоровый образ жизни.
Так, после проведения декады «Нет наркотикам!», по инициативе учащихся была создана лекторская группа детей с тематикой лекций «За здоровый образ жизни». В курс лекций для обучающихся гимназии вошли темы, наиболее заинтересовавшие гимназистов (согласно анкетированию).
– что такое «наркотики?»;
– наркотический рай и ад;
– вредные привычки;
– как не попасть под чужое влияние?
– проблемы подростковой кожи;
– ранние половые связи;
– диеты. За и против.
В 2006-2007 учебном году в цикл разработанных лекций вошел реферат победителя районной научно-практической конференции Волковой Марины, ученицы 11 «А» класса, на тему: «Шум и борьба с ним». Также были разработаны рекомендации по борьбе с шумом в гимназии. В 2007-2008 учебном году также прибавилась лекция победителя районной научно-практической конференции Фурцевой Валерии, ученицы 11 «А» класса, на тему: «Компьютерный зрительный синдром и меры по борьбе с ним».
Поделюсь ещё одной интересной, на мой взгляд, находкой, в которой можно задействовать весь класс – составление медицинских справочников по оказанию Первой Медицинской Помощи.
В восьмом классе, когда начинается изучение организма человека, всем учащимся даётся задание – составить и оформить справочник по оказанию первой медицинской помощи при различных повреждениях.
Требования к оформлению оговариваю и вывешиваю на стенде.
1. Содержание должно быть строго выдержано:
– ПМП при ушибах, вывихах и переломах;
– ПМП при повреждении кровеносных сосудов;
– ПМП при повреждении органов дыхания;
– Приёмы реанимации и т.д.
2. .Каждая тема должна занимать не более одной страницы.
3. Меры по оказанию помощи – чётко сформулированы и выделены.
4. Справочник выполняется на листах формата А4, шрифт – 14.
Иллюстрации включаются по желанию.
В течение учебного года учащиеся оформляют справочники, а в конце года – защищают свою работу перед классом.
Лучшие справочники вручаются на общешкольной линейке в конце учебного года всем классам и вывешиваются в «Классных уголках».
Такая работа позволяет:
– задействовать всех учащихся класса;
– проявить творческие способности каждого в оформлении работы;
– включиться в поиск необходимого материала, учиться находить главное;
– совершенствовать работу с компьютером;
– прочувствовать необходимость и актуальность своей работы;
– уметь отстоять свою точку зрения;
– почувствовать удовлетворение от выполненной работы, свою значимость в общем деле и гордость за полученный результат своей деятельности.
В Приложении даны образцы справочников по оказанию первой медицинской помощи при различных повреждениях.
Приложение 1. Справочник № 1 по оказанию первой медицинской помощи
Приложение 2. Справочник № 2 по оказанию первой медицинской помощи
|