На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №16, апрель 2008
Тема номера:
«Организация деятельности школьных средств массовой информации»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
Музейный компас 07
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 08
Школа здоровья 09
Учебная книга: традиции и инновации 10
Лаборатория мастерства new 11
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя


Требования учителя к самому себе

Для размышления

     О требованиях учителя к самому себе еще в начале XX века так писал педагог А.И. Анастасиев:

     Не давай ни одного урока без подготовки.

     Так как все новое, что ты хочешь объяснить ученикам, необходимо привести в связь с тем, что ученикам уже известно, то старайся вовремя восстановить в своей памяти учебный материал настолько, чтобы без затруднений применять свои познания к делу.

     Для проверки себя во время этой подготовительной работы и для запоминания материала полезно хотя кратко, в виде набросков, составлять письменные конспекты учебного материала и плана преподавания, а также записывать и примеры.

     Начинай и заканчивай урок точь-в-точь в назначенное время.

     Начинай урок, когда все ученики сядут прямо, положив руки на стол и спокойно держа ноги; следи за этим и при всякой перемене во время урока, например, при уборке или доставании книг, тетрадей и т.д.

     Научись правильно ставить вопросы: пусть они будут ясны по содержанию, кратки по форме и правильны грамматически; если заметишь, что вопрос неудачен, то, прежде чем требовать ответа, предложи другой вопрос, лучше составленный, более ясный и краткий.

     Не перебивай ученика при первом неполном или не вполне правильном выражении, но дай ему окончить предложение.

     Вопросы, которые ты предлагаешь, должны относиться ко всем ученикам. Поэтому после каждого вопроса делай небольшую паузу и только тогда вызывай отдельных учеников, которые должны отвечать на твои вопросы.

     Во время урока должен быть спрошен, по возможности, каждый ученик или, по крайней мере, каждый привлечен к участию в уроке. Большая ошибка предложить десяти ученикам по пять вопросов, а тридцати – ни одного.

     Никогда не обучай и не спрашивай подолгу только одного ученика, оставляя других без дела или не обращая на них внимания.

     Если ученик не может дать правильный ответ, помоги ему, наведи его, а потом спрашивай другого; но если заметишь, что дальнейшее спрашивание бесполезно, то не заставляй учеников отвечать наугад и не трать времени попусту...

     Говори правильно и отчетливо, соблюдай логические ударения, облекай свои мысли в краткие, легко обозримые предложения и излагай их с живым интересом к делу и своей задаче.

     Старайся пробудить в своих учениках интерес, и тогда не потребуется особенных усилий для поддержания дисциплины в классе.

     При всех ответах учеников следи за тем, чтобы они выговаривали слова ясно и отчетливо, и в сомнительных случаях убеждайся на деле, слышат ли отвечающего ученика товарищи его в самом отдаленном углу класса...

     При объяснении всегда пользуйся наглядными пособиями: картами, картинами, моделями и т.п., главным же образом пользуйся классной доской.

     При исправлении (письменных) работ неправильные формы языка и неправильные обозначения их не доводи до слуха и до зрения учеников; в противном случае ты как раз сам вкоренишь эти неправильности.

     Если ты берешь на дом письменные работы учеников, удостоверяйся по возможности сейчас же в опрятности тетрадей и тщательном с внешней стороны исполнении задачи; работы, исполненные неряшливо и небрежно, возвращай тут же для переписки. Требуй, чтобы ученики на каждой письменной работе обозначали время исполнения ее (число и месяц). Возвращай ученикам работы всегда в срок.

     Помни, что ты должен не выказывать свое красноречие, а суметь развязать язык у своих учеников.

     Не расхаживай по классу, но выбери себе определенное место, откуда и все ученики могут видеть тебя, и ты можешь видеть всех учеников. Не стой, однако, как прикованный к одному месту: каждый ученик должен быть уверен, что ты во всякую минуту, если захочешь, можешь быть около него.

     Никогда не давай урока в раздраженном состоянии. В случае раздражения сделай небольшой перерыв и продолжай дальше, уже успокоившись. Всякое раздражение учителя, овладевая вниманием учеников, вредит делу обучения.

     Не рассчитывай на быстрый успех, не будь нетерпеливым, не падай духом. Ищи причину недостаточного успеха всегда главным образом в самом себе.

     Держись на уроке серьезно: ты исполняешь свой долг, а к долгу относятся серьезно. Не говори ничего, не идущего к делу.

     Держись перед учениками как образованный человек; не позволяй себе по отношению к ним вульгарных выражений.

     Избегай всяких замечаний относительно положения, сословия и жизни родителей и родственников ученика.

     Не имей любимцев и доносчиков, не позволяй себе кого-либо «не терпеть».

     Не объявляй ученика неисправимым относительно нравственности или успешности; не говори никому «ступай вон» и тому подобных выражений...

     Ни в коем случае не употребляй бранных слов; не читай также длинных поучений, не прибегай к иронии или к насмешкам; в большей части случаев строго, но без крика произнеси фамилию ученика.

     Будь правдив в своих отношениях к ученикам. Если при преподавании или при исправлении работы допустишь ошибку, то сознайся в ней тотчас и покажи ученикам, что истина выше тебя. Это сделает честь тебе как человеку, как учителю и воспитателю, а на юные души произведет благотворное влияние.

     После каждого урока отдавай себе отчет о ходе его, о своих ошибках в спрашивании учеников, в объяснении урока, в наблюдении за классной дисциплиной и в собственном поведении, а равно и о том, подвинул ли ты вперед своих учеников на пути их умственного и вообще духовного развития.

     Ежедневно повторяй себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя.

Материал подготовлен Людмилой Львовной Добролюбовой,
ведущей рубрики «Классный час для классного руководителя»,
учителем истории высшей квалификационной категории
МОУ гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru