На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Глазами школьника
     

Развитие толерантности в деятельности детской общественной организации

Алена Абашкина,
ученица МОУ СОШ № 207 Калининского района,
обучающаяся ДТД УМ «Юниор»,
член РМДОО «Аквилон»,
ГМДООН «Созвездие Лидер»,
победитель Всероссийской конференции
«Национальное достояние России»
Научный руководитель: Абашкина Ирина Викторовна

     Говоря о социализации подрастающего поколения, нельзя не учитывать важность воспитания в духе толерантности.

     Толерантность – уважение, принятие, правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Воспитание в духе толерантности начинается с разъяснения подросткам того, в чем заключаются их права и свобода. Чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав, следует обратить на этот вопрос особое внимание. Не следует забывать о «Конвенции о правах ребенка» (1995 г.), основном документе, определяющем права ребенка. Любой представитель детской общественной организации, нарушая принцип толерантности должен понимать, что несет не только моральную, но и юридическую ответственность за свои действия.

     Очень важно установить так называемый «диалог культур». Большое значение будут иметь мероприятия и КТД, направленные на знакомство детей с различными национальными культурами и религиозными особенностями.

     Важно научить ребенка быть эмпатичным, помочь разобраться в многоликом многонациональном историко-культурном опыте российского народа. При вхождении в новый социум ребенку очень важно научиться безоценочному отношению к окружающим, восприятию их такими, какие они есть.

     Какие конкретные шаги необходимо предпринять педагогам, чтобы воспитать толерантную личность в условиях детской общественной организации? Как эффективно организовать воспитательную деятельность?

     Воспитательная деятельность руководителя – это деятельность, направленная на создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

     Предлагаемое ниже описание методики воспитания толерантности у подростков дает представление о необходимых педагогических условиях развития этого личностного качества, о взаимосвязи этих условий и порядке их реализации в воспитательной практике. Оно призвано в общих чертах ответить на вопрос о системе необходимых действий педагога, воспитывающего в подростке толерантность.

     1. Исходным основным условием развития толерантности у подростков является организация их встреч с иными культурами в специально подготовленной среде. Таким образом, педагог как бы «перемещает» контакты подростка с другой культурой из стихийной социальной среды в некое ограниченное педагогическими рамками пространство, внутри которого можно произвольно и целенаправленно создавать необходимые условия для успешного в плане воспитания протекания этих встреч: выбирать собеседника и предмет взаимодействия; регулировать их продолжительность и интенсивность; организовывать специальную работу – дисрефлексию.
     Организовать встречи членов детских организаций с иными культурами можно двумя различными, относительно самостоятельными, но взаимодополняющими путями.
     А. Плодотворным будет использование ситуаций непосредственных встреч с представителями иных культур.
     Б. Встречи подростков с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях.
     2. Вторым основным условием формирования толерантности у подростков является проблематизация отношения подростка к представителям иных культур. Проблематизация (ее мы рассматриваем, основываясь на определении Р.Г. Каменского) – это искусственно создаваемая для подростков проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими. Цель проблематизации – вызвать сомнение в очевидном. Дело в том, что часто подростками высказываются кажущиеся им вполне безобидными мнения, которые могут носить дискриминационный характер, даются оценки или характеристики иным людям, которые могут оказаться унизительными и оскорбительными для них. Сложность самостоятельного обнаружения подростками подобных нравственных проблем связана с тем, что ситуации, оцениваемые культурным меньшинством как социально несправедливые, многими подростками, которые представляют доминирующую культуру, оцениваются как вполне нормальные и само собой разумеющиеся.
     3. Третье основное условие – организация проблемных дискуссий. Речь здесь уже идет не об игровом диалоге ролей, а о межличностном общении по той или иной проблеме поликультурного общества. Оно позволяет подростку соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами и мнениями сверстников. Иногда – способствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников, очень весомое для детей подросткового возраста, может стать источником изменения их собственных взглядов.
     4. Четвертое основное условие – организация процесса рефлексии подростками своего отношении к представителям иных культур. Формирующаяся в проблемных дискуссиях со сверстниками, в организуемых руководителем организации и самими членами проблематизирующих ситуациях, в межкультурных диалогах позиция подростка в отношении представителей иных культур должна быть осмыслена им. Рефлексия позволяет подростку оформить свою собственную позицию в сфере межкультурных отношений. А это в свою очередь открывает перед ним перспективу сделать эту позицию предметом осознанного и целенаправленного преобразования, то есть заняться самовоспитанием.
     5. Дополнительным условием формирования толерантности у подростков является оказание помощи членам детских организаций в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения. Это позволит подростку научиться оценивать обоснованность и достоверность тех или иных суждений, договариваться и находить компромиссные решения, преодолеть боязнь того, что его точка зрения не совпадает с мнением сверстников или педагога. Это позволит ему быть активным участником во встречах с иными культурами, разрешении проблемных ситуаций, дискуссиях, рефлексии. Ведь информационно-операционная бедность личности затрудняет формирование ценностной системы человека.

     Детская общественная организация должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых установок личности. Одной из целей является формирование коммуникабельности и толерантности.

     Важнейшие задачи воспитания – формирование правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

     Толерантность (в переводе с лат. – терпение):
     – устойчивость к неопределенности, к стрессу, к конфликту, к поведенческим отклонениям;
     – восприятие самого себя как личности, открытость опыту «Значимого Другого» как условие развития целостной личности – «Возлюби ближнего как самого себя»;
     – этническая устойчивость (культурная идентификация);
     – социальная норма совместной жизни людей и групп с разными ценностными ориентациями;
     – уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых групп, обладающих различными возможностями развития.

     Организация социально-педагогических условий формирования установок толерантного сознания членов детской общественной организации может быть представлено схемой:

     Все воспитательное пространство детской организации можно условно разделить на зоны, центром которого является со-творчесво, через которое осуществляется со-дружество, со-переживание, со-трудничество.

     Критерии толерантности:
     – равноправие, равные возможности;
     – взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательное и терпимое отношение к различным группам;
     – сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
     – охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей;
     – возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
     – свобода вероисповедания;
     – сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
     – позитивная лексика.

Модель выпускника детской общественной организации

     Выпускник – личность, владеющая механизмом социокультурной, художественно-эстетической деятельности и ценностей.

     Выпускник – это личность, реализовавшая свой целевой выбор:
     – в области деятельности или знания,
     – в уровне освоения,
     – в мотивах (степень готовности к деятельности, развитость интересов),
     – в ценностных ориентациях (глубина, иерархия устремлений, выраженная в поведении),
     – посредством приобретения собственного опыта культур ной деятельности.

     Он должен:
     – быть творческим – по-новому смотреть на привычные вещи и ценить инновационность;
     – самоопределяться, беря на себя ответственность за свое образование;
     – решать проблемы, выбирая и используя различные способы и стратегии решения;
     – быть уверенным в своих возможностях и иметь адекватную самооценку;
     – быть толерантным: эмпатийно, жизненно относиться к многообразию жизни.

     Выработанные у выпускников в процессе воспитания ценности должны выражаться в следующем:
     – гуманизме и заботе обо всем живом вокруг;
     – чувстве благополучия, основанном на том, каков он, нежели на том, что он делает;
     – уровне грамотности, достаточном для коммуникаций и принятия решений в критические моменты жизни;
     – способности к межличностному взаимодействию как истинно человеческому умению, обеспечивающему коммуникацию, разрешение конфликтов и эмпатию.

     Механизм реализации:
     – практическое целеполагание — жизненный мотив;
     – реализация права членов организации на свободный выбор взглядов и убеждений – открытость миру;
     – укоренение личности в культурной традиции;
     – ведение альбома (для учащихся 7-9 классов).

Модель педагога

     Педагог – это творческая личность, креативность которой постоянно возрастает. По словам С.Л. Братченко, способности педагога – это сочетание пяти искусств: искусства уважения, понимания, помощи и поддержки, искусства договора, искусства быть собой.

     Психологические характеристики педагога:
     – эмпатия как способность сочувствия, понимания состояния воспитанников;
     – принятие (К. Роджер) ребенка таким, какой он есть;
     – конгруэнтность – соответствие позиции воспитанников, искренность и открытость им;
     – креативность – это не только способность к творчеству, но и быстрые реакции в нестандартных ситуациях, своего рода артистизм, способность увлекать, реагировать с юмором;
     – суггестивность – способность воздействовать на эмоциональную сферу воспитанников, создавать благоприятную атмосферу, доброжелательный микроклимат;
     – терпимость, толерантность, принятие права на несовпадающее с позицией педагога собственное мнение, права на ошибку;
     – способность к рефлексии – как самоанализ своего поведения, самоконтроль в процессе общения, так и помощь воспитанникам в осмыслении того, что с ним происходит.

     Для более успешного проведения занятий в детских общественных организациях по воспитанию толерантности можно предложить вести разработанный нами альбом (смотри приложение).

План
занятий по воспитанию толерантности в РМДОО «Аквилон»

     Цель этих занятий – научить членов организации жить со сверстниками и окружающими людьми без лишних ссор и конфликтов, быть тактичными и общительными.

     Занятия по воспитанию умения жить вместе условно делятся на три неравных блока: Я, ТЫ и МЫ.

     В первом блоке члены РМДОО получают возможность понять самого себя: вглядеться в свой внешний облик, задуматься о собственном характере и поведении, осознать свою значимость для окружающих и т.д.

     Занятия второго блока приводят членов организации к целому ряду открытий, смысл которых, выраженный другими словами, можно обозначить следующим образом:
     – всякий человек, в том числе незнакомый, чужой, для кого-то свой, ТЫ;
     – всякий человек при этом для себя является личностью, т.е. Я;
     – ТЫ и Я взаимосвязаны и взаимозависимы;
     – в душевном и духовном смысле личное богатство человека обусловлено тем, сколько людей воспринимают его личное Я как близкое им, родное для них ТЫ;
     – стать значимым ТЫ для других непростое дело, требующее значительных осознанных усилий.

     На занятиях третьего блока член РМДОО исследует те группы людей, в которые он сам непосредственно включен, которые для него наиболее значимы: свою семью и свою организацию. Он приходит к мысли, что человеку хорошо в той семье и в том коллективе, где МЫ не подавляет ТЫ и Я; где Я добровольно ограничивает себя ради ТЫ и МЫ; где люди умеют избегать конфликтов, договариваясь между собой.

     В результате освоения названных блоков возникает соглашение о правилах совместной жизни в организации «Мы договорились, что…». Его создание и принятие становится содержательной точкой и эмоциональной вершиной всей работы, опорой всего воспитательного процесса в будущем. При этом важно, чтобы, помимо специальных занятий, педагог постоянно склонял детей к взаимопониманию, в любой сложной коллизии школьной жизни вызывал у них потребность договариваться.

     Предлагаемая логика занятий ведет члена детской организации от познания себя как индивидуальности к познанию некоторых законов общественной жизни через понимание значимости другого и признание его прав на доброе и справедливое к себе отношение, через сочувствие другому.

     1. Учимся жить вместе
     Цель – заинтересовать членов организации внеурочными занятиями.
     Каждый имеет цветные карандаши, фломастеры, 7 цветных кружочков (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный).

     2. Кто я
     Цель – подтолкнуть процесс осознания ребенком своих социальных ролей.
     Каждый имеет лист тонкой бумаги, цветные карандаши, кружочки для цветописи, ножницы, толковый словарь).

     3. Как я выгляжу
     Цель – осознание своей индивидуальности, своей внешней непохожести на других людей.
     Каждый имеет цветные карандаши, кружочки для цветописи, ножницы, зеркало.

     4. Расскажу о себе
     Цель – осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни.
     Каждый имеет: цветные карандаши, кружочки для цветописи, ножницы.

     5. Мое поведение
     Цель: понять свой характер.
     Каждый имеет: кружочки для цветописи, ножницы.

     6. Чем я богат
     Цель – осознать свой характер и его значимость для других людей.
     Каждый имеет: цветные карандаши, кружочки для цветописи, ножницы.

     7. Мои чувства
     Цель – знакомство с различными чувствами человека, органами чувств, развитие эмпатии.
     Каждый имеет: цветные карандаши, кружочки для цветописи, ножницы, клей.

     8. Мое настроение
     Цель – научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека.
     Каждый имеет: кружочки для цветописи, ножницы, клей.

     9. Другой человек
     Цель – обобщение представлений о своем Я, поддержка положительной установки на другого человека.
     Каждый имеет: кружочки для цветописи, ножницы, клей, толковый словарик пластилин, цветные карандаши.

     10. ТЫ – это Я
     Цель – осознать взаимную связь людей.
     Каждый имеет: кружочки для цветопиоси, цветные карандаши.

     11. Настроение другого человека
     Цель – развитие эмпатии, укрепление гуманистической направленности детей.
     Каждый имеет: кружочки для цветописи, ножницы, клей, цветные карандаши.

     12. Моя мама
     Цель – развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких.
     Каждый имеет: кружочки для цветописи, ножницы, клей, цветные карандаши.

     13. Наша семья (2 занятия)
     Цель – осознать, что семья – это люди, связанные МЫ-чувством и ответственностью друг за друга.
     Каждый имеет: кружочки для цветописи (больше, чем обычно), ножницы, клей, цветные карандаши.

     14. Наша организация
     Цель – укрепить МЫ-чувство в организации.

     15. Мы договариваемся (2 занятия)
     Цель – подкрепить стремление договариваться, выработать соглашение организации «Мы договорились, что...».
     Каждый имеет: кружочки для цветописи, ножницы, клей, цветные карандаши.

     16. Я – ТЫ – МЫ
     Цель – закрепление основных идей курса: Я – индивидуальность, ТЫ – это Я (все люди взаимосвязаны и взаимозависимы, мое Я тем богаче, чем больше тепла идет от меня к другим людям).

Список литературы

     1. Бабочкин П.И. Состояние современного воспитания глазами обучающихся (результаты социологического исследования)// Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы)/ Под общей редакцией И.А. Зимней. – М., 2001.
     2. Корчак Я. Как любить ребенка. – Калининград, 2000.
     3. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме. Философия, наука, цивилизация. – М., 1999.
     4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. – М., 1997.
     5. Петровский В.А. Воспитатели и дети: источники роста. – М., 1994.
     6. Попов Н.Н. Научно-методическое пособие «Учимся толерантности». Новосибирск, НИПКиПРО, 2004.


     Приложение. Материалы для проведения занятий в детских общественных организациях по воспитанию толерантности. [3,69 МБ]

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru