Развитие толерантности в деятельности детской общественной организации
|
Алена Абашкина,
ученица МОУ СОШ № 207 Калининского района,
обучающаяся ДТД УМ «Юниор»,
член РМДОО «Аквилон»,
ГМДООН «Созвездие Лидер»,
победитель Всероссийской конференции
«Национальное достояние России»
Научный руководитель: Абашкина Ирина Викторовна
|
Говоря о социализации подрастающего поколения, нельзя не учитывать важность воспитания в духе толерантности.
Толерантность – уважение, принятие, правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Воспитание в духе толерантности начинается с разъяснения подросткам того, в чем заключаются их права и свобода. Чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав, следует обратить на этот вопрос особое внимание. Не следует забывать о «Конвенции о правах ребенка» (1995 г.), основном документе, определяющем права ребенка. Любой представитель детской общественной организации, нарушая принцип толерантности должен понимать, что несет не только моральную, но и юридическую ответственность за свои действия.
Очень важно установить так называемый «диалог культур». Большое значение будут иметь мероприятия и КТД, направленные на знакомство детей с различными национальными культурами и религиозными особенностями.
Важно научить ребенка быть эмпатичным, помочь разобраться в многоликом многонациональном историко-культурном опыте российского народа. При вхождении в новый социум ребенку очень важно научиться безоценочному отношению к окружающим, восприятию их такими, какие они есть.
Какие конкретные шаги необходимо предпринять педагогам, чтобы воспитать толерантную личность в условиях детской общественной организации? Как эффективно организовать воспитательную деятельность?
Воспитательная деятельность руководителя – это деятельность, направленная на создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Предлагаемое ниже описание методики воспитания толерантности у подростков дает представление о необходимых педагогических условиях развития этого личностного качества, о взаимосвязи этих условий и порядке их реализации в воспитательной практике. Оно призвано в общих чертах ответить на вопрос о системе необходимых действий педагога, воспитывающего в подростке толерантность.
1. Исходным основным условием развития толерантности у подростков является организация их встреч с иными культурами в специально подготовленной среде. Таким образом, педагог как бы «перемещает» контакты подростка с другой культурой из стихийной социальной среды в некое ограниченное педагогическими рамками пространство, внутри которого можно произвольно и целенаправленно создавать необходимые условия для успешного в плане воспитания протекания этих встреч: выбирать собеседника и предмет взаимодействия; регулировать их продолжительность и интенсивность; организовывать специальную работу – дисрефлексию.
Организовать встречи членов детских организаций с иными культурами можно двумя различными, относительно самостоятельными, но взаимодополняющими путями.
А. Плодотворным будет использование ситуаций непосредственных встреч с представителями иных культур.
Б. Встречи подростков с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях.
2. Вторым основным условием формирования толерантности у подростков является проблематизация отношения подростка к представителям иных культур. Проблематизация (ее мы рассматриваем, основываясь на определении Р.Г. Каменского) – это искусственно создаваемая для подростков проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими. Цель проблематизации – вызвать сомнение в очевидном. Дело в том, что часто подростками высказываются кажущиеся им вполне безобидными мнения, которые могут носить дискриминационный характер, даются оценки или характеристики иным людям, которые могут оказаться унизительными и оскорбительными для них. Сложность самостоятельного обнаружения подростками подобных нравственных проблем связана с тем, что ситуации, оцениваемые культурным меньшинством как социально несправедливые, многими подростками, которые представляют доминирующую культуру, оцениваются как вполне нормальные и само собой разумеющиеся.
3. Третье основное условие – организация проблемных дискуссий. Речь здесь уже идет не об игровом диалоге ролей, а о межличностном общении по той или иной проблеме поликультурного общества. Оно позволяет подростку соотнести собственное отношение к иным культурам со взглядами и мнениями сверстников. Иногда – способствует коррекции этих отношений, так как мнение сверстников, очень весомое для детей подросткового возраста, может стать источником изменения их собственных взглядов.
4. Четвертое основное условие – организация процесса рефлексии подростками своего отношении к представителям иных культур. Формирующаяся в проблемных дискуссиях со сверстниками, в организуемых руководителем организации и самими членами проблематизирующих ситуациях, в межкультурных диалогах позиция подростка в отношении представителей иных культур должна быть осмыслена им. Рефлексия позволяет подростку оформить свою собственную позицию в сфере межкультурных отношений. А это в свою очередь открывает перед ним перспективу сделать эту позицию предметом осознанного и целенаправленного преобразования, то есть заняться самовоспитанием.
5. Дополнительным условием формирования толерантности у подростков является оказание помощи членам детских организаций в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения. Это позволит подростку научиться оценивать обоснованность и достоверность тех или иных суждений, договариваться и находить компромиссные решения, преодолеть боязнь того, что его точка зрения не совпадает с мнением сверстников или педагога. Это позволит ему быть активным участником во встречах с иными культурами, разрешении проблемных ситуаций, дискуссиях, рефлексии. Ведь информационно-операционная бедность личности затрудняет формирование ценностной системы человека.
Детская общественная организация должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых установок личности. Одной из целей является формирование коммуникабельности и толерантности.
Важнейшие задачи воспитания – формирование правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Толерантность (в переводе с лат. – терпение):
– устойчивость к неопределенности, к стрессу, к конфликту, к поведенческим отклонениям;
– восприятие самого себя как личности, открытость опыту «Значимого Другого» как условие развития целостной личности – «Возлюби ближнего как самого себя»;
– этническая устойчивость (культурная идентификация);
– социальная норма совместной жизни людей и групп с разными ценностными ориентациями;
– уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых групп, обладающих различными возможностями развития.
Организация социально-педагогических условий формирования установок толерантного сознания членов детской общественной организации может быть представлено схемой:
Все воспитательное пространство детской организации можно условно разделить на зоны, центром которого является со-творчесво, через которое осуществляется со-дружество, со-переживание, со-трудничество.
Критерии толерантности:
– равноправие, равные возможности;
– взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательное и терпимое отношение к различным группам;
– сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
– охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей;
– возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
– свобода вероисповедания;
– сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
– позитивная лексика.
Модель выпускника детской общественной организации
Выпускник – личность, владеющая механизмом социокультурной, художественно-эстетической деятельности и ценностей.
Выпускник – это личность, реализовавшая свой целевой выбор:
– в области деятельности или знания,
– в уровне освоения,
– в мотивах (степень готовности к деятельности, развитость интересов),
– в ценностных ориентациях (глубина, иерархия устремлений, выраженная в поведении),
– посредством приобретения собственного опыта культур ной деятельности.
Он должен:
– быть творческим – по-новому смотреть на привычные вещи и ценить инновационность;
– самоопределяться, беря на себя ответственность за свое образование;
– решать проблемы, выбирая и используя различные способы и стратегии решения;
– быть уверенным в своих возможностях и иметь адекватную самооценку;
– быть толерантным: эмпатийно, жизненно относиться к многообразию жизни.
Выработанные у выпускников в процессе воспитания ценности должны выражаться в следующем:
– гуманизме и заботе обо всем живом вокруг;
– чувстве благополучия, основанном на том, каков он, нежели на том, что он делает;
– уровне грамотности, достаточном для коммуникаций и принятия решений в критические моменты жизни;
– способности к межличностному взаимодействию как истинно человеческому умению, обеспечивающему коммуникацию, разрешение конфликтов и эмпатию.
Механизм реализации:
– практическое целеполагание — жизненный мотив;
– реализация права членов организации на свободный выбор взглядов и убеждений – открытость миру;
– укоренение личности в культурной традиции;
– ведение альбома (для учащихся 7-9 классов).
Модель педагога
Педагог – это творческая личность, креативность которой постоянно возрастает. По словам С.Л. Братченко, способности педагога – это сочетание пяти искусств: искусства уважения, понимания, помощи и поддержки, искусства договора, искусства быть собой.
Психологические характеристики педагога:
– эмпатия как способность сочувствия, понимания состояния воспитанников;
– принятие (К. Роджер) ребенка таким, какой он есть;
– конгруэнтность – соответствие позиции воспитанников, искренность и открытость им;
– креативность – это не только способность к творчеству, но и быстрые реакции в нестандартных ситуациях, своего рода артистизм, способность увлекать, реагировать с юмором;
– суггестивность – способность воздействовать на эмоциональную сферу воспитанников, создавать благоприятную атмосферу, доброжелательный микроклимат;
– терпимость, толерантность, принятие права на несовпадающее с позицией педагога собственное мнение, права на ошибку;
– способность к рефлексии – как самоанализ своего поведения, самоконтроль в процессе общения, так и помощь воспитанникам в осмыслении того, что с ним происходит.
Для более успешного проведения занятий в детских общественных организациях по воспитанию толерантности можно предложить вести разработанный нами альбом (смотри приложение).
План занятий по воспитанию толерантности в РМДОО «Аквилон»
Цель этих занятий – научить членов организации жить со сверстниками и окружающими людьми без лишних ссор и конфликтов, быть тактичными и общительными.
Занятия по воспитанию умения жить вместе условно делятся на три неравных блока: Я, ТЫ и МЫ.
В первом блоке члены РМДОО получают возможность понять самого себя: вглядеться в свой внешний облик, задуматься о собственном характере и поведении, осознать свою значимость для окружающих и т.д.
Занятия второго блока приводят членов организации к целому ряду открытий, смысл которых, выраженный другими словами, можно обозначить следующим образом:
– всякий человек, в том числе незнакомый, чужой, для кого-то свой, ТЫ;
– всякий человек при этом для себя является личностью, т.е. Я;
– ТЫ и Я взаимосвязаны и взаимозависимы;
– в душевном и духовном смысле личное богатство человека обусловлено тем, сколько людей воспринимают его личное Я как близкое им, родное для них ТЫ;
– стать значимым ТЫ для других непростое дело, требующее значительных осознанных усилий.
На занятиях третьего блока член РМДОО исследует те группы людей, в которые он сам непосредственно включен, которые для него наиболее значимы: свою семью и свою организацию. Он приходит к мысли, что человеку хорошо в той семье и в том коллективе, где МЫ не подавляет ТЫ и Я; где Я добровольно ограничивает себя ради ТЫ и МЫ; где люди умеют избегать конфликтов, договариваясь между собой.
В результате освоения названных блоков возникает соглашение о правилах совместной жизни в организации «Мы договорились, что…». Его создание и принятие становится содержательной точкой и эмоциональной вершиной всей работы, опорой всего воспитательного процесса в будущем. При этом важно, чтобы, помимо специальных занятий, педагог постоянно склонял детей к взаимопониманию, в любой сложной коллизии школьной жизни вызывал у них потребность договариваться.
Предлагаемая логика занятий ведет члена детской организации от познания себя как индивидуальности к познанию некоторых законов общественной жизни через понимание значимости другого и признание его прав на доброе и справедливое к себе отношение, через сочувствие другому.
1. Учимся жить вместе
Цель – заинтересовать членов организации внеурочными занятиями.
Каждый имеет цветные карандаши, фломастеры, 7 цветных кружочков (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный).
2. Кто я
Цель – подтолкнуть процесс осознания ребенком своих социальных ролей.
Каждый имеет лист тонкой бумаги, цветные карандаши, кружочки для цветописи, ножницы, толковый словарь).
3. Как я выгляжу
Цель – осознание своей индивидуальности, своей внешней непохожести на других людей.
Каждый имеет цветные карандаши, кружочки для цветописи, ножницы, зеркало.
4. Расскажу о себе
Цель – осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни.
Каждый имеет: цветные карандаши, кружочки для цветописи, ножницы.
5. Мое поведение
Цель: понять свой характер.
Каждый имеет: кружочки для цветописи, ножницы.
6. Чем я богат
Цель – осознать свой характер и его значимость для других людей.
Каждый имеет: цветные карандаши, кружочки для цветописи, ножницы.
7. Мои чувства
Цель – знакомство с различными чувствами человека, органами чувств, развитие эмпатии.
Каждый имеет: цветные карандаши, кружочки для цветописи, ножницы, клей.
8. Мое настроение
Цель – научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека.
Каждый имеет: кружочки для цветописи, ножницы, клей.
9. Другой человек
Цель – обобщение представлений о своем Я, поддержка положительной установки на другого человека.
Каждый имеет: кружочки для цветописи, ножницы, клей, толковый словарик пластилин, цветные карандаши.
10. ТЫ – это Я
Цель – осознать взаимную связь людей.
Каждый имеет: кружочки для цветопиоси, цветные карандаши.
11. Настроение другого человека
Цель – развитие эмпатии, укрепление гуманистической направленности детей.
Каждый имеет: кружочки для цветописи, ножницы, клей, цветные карандаши.
12. Моя мама
Цель – развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких.
Каждый имеет: кружочки для цветописи, ножницы, клей, цветные карандаши.
13. Наша семья (2 занятия)
Цель – осознать, что семья – это люди, связанные МЫ-чувством и ответственностью друг за друга.
Каждый имеет: кружочки для цветописи (больше, чем обычно), ножницы, клей, цветные карандаши.
14. Наша организация
Цель – укрепить МЫ-чувство в организации.
15. Мы договариваемся (2 занятия)
Цель – подкрепить стремление договариваться, выработать соглашение организации «Мы договорились, что...».
Каждый имеет: кружочки для цветописи, ножницы, клей, цветные карандаши.
16. Я – ТЫ – МЫ
Цель – закрепление основных идей курса: Я – индивидуальность, ТЫ – это Я (все люди взаимосвязаны и взаимозависимы, мое Я тем богаче, чем больше тепла идет от меня к другим людям).
Список литературы
1. Бабочкин П.И. Состояние современного воспитания глазами обучающихся (результаты социологического исследования)// Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы)/ Под общей редакцией И.А. Зимней. – М., 2001.
2. Корчак Я. Как любить ребенка. – Калининград, 2000.
3. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме. Философия, наука, цивилизация. – М., 1999.
4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. – М., 1997.
5. Петровский В.А. Воспитатели и дети: источники роста. – М., 1994.
6. Попов Н.Н. Научно-методическое пособие «Учимся толерантности». Новосибирск, НИПКиПРО, 2004.
Приложение. Материалы для проведения занятий в детских общественных организациях по воспитанию толерантности. [3,69 МБ]
|