На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 28 марта 2024
Выпуск №17, июнь 2008
Тема номера:
«Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения»
По официальным данным 01
Мнение ученого 02
Из опыта работы 03
Актуальное интервью 04
Глазами школьника 05
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 06
Музейный компас 07
Информатизация образования 08
Школа здоровья 09
Обзор педагогической прессы 10
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Глазами школьника


Нравственные ориентиры лидеров детского движения

Дарья Гейгер,
ученица МОУ гимназии №15 «Содружество»,
обучающаяся ДТД УМ «Юниор»,
член ДОО «Содружество»,
ГМДООН «Созвездие Лидер»,
награждена знаком отличия Серебряный крест на
Всероссийской открытой конференции
«Национальное достояние России»
Руководитель: Сысоева Ирина Михайловна,
заместитель директора МОУ гимназии № 15

     Лидерство – сложное и неоднозначное по составу элементов явление социальной психологии, включающее совокупность трех основных составляющих его компонентов (факторов): ситуации, свойств группы и личностных характеристик лидера.

     Лидер – это член группы, обладающий определенными индивидуально-психологическими и личностными характеристиками, обусловливающими развитие способности вести за собой других членов группы, влиять на групповые настроения, мнения, нормы, на формирование ценностных ориентаций в группе.

     Данные определения целесообразно дополнить определением: «Лидер – член малой группы, обладающий единством наивысшего авторитета и наивысшей популярности. Авторитет дает личности потенциальную возможность оказывать влияние на других, а популярность создает реальные условия для взаимодействия лидера с окружающими. Таким образом, авторитет является содержательной, а популярность – динамической стороной лидерского влияния».

     Остановимся более подробно на нравственных ориентирах лидеров детского движения.

     Немного истории. 16-19 мая 1922 года Всероссийская конференция РКСМ поручила ЦК разработать вопрос о детском движении. Постановление конференции о детском движении, принятое 19 мая 1922 года, положило начало созданию единой в рамках всей страны детской коммунистической организации (19 мая отмечался как день рождения пионерской организации). А с 1924 года пионерская организация была названа Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Она объединяла детей и подростков в возрасте 10-15 лет. Начался период становления и развития всесоюзной организации юных пионеров, дальнейшего упрочнения детского коммунистического движения. Название члена детской коммунистической организации – «пионер» – быстро и навсегда вошло в жизнь, воплощая представление о юном помощнике партии в борьбе за новое социалистическое общество, за коммунистическое воспитание всей детворы. В 1970 году во Всесоюзной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тысяч пионерских дружин, объединявших 23 миллиона пионеров.

     Пионеры стремились соблюдать Законы пионеров Советского Союза:
     – Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
     – Пионер готовится стать комсомольцем.
     – Пионер равняется на героев борьбы и труда.
     – Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
     – Пионер – лучший в учебе, труде и спорте.
     – Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
     – Пионер – товарищ и вожатый октябрят.
     – Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

     На первом месте главных качеств пионеров стояли: доброта, бескорыстие, умение видеть другого человека, трудолюбие и честность. Затем шли смелость, стремление к знаниям, щедрость, дружелюбие и творчество. Замыкали список: любовь к Родине, умение отстоять свое мнение, умение уступить другому, заботливость и дисциплинированность.

     Переходя от пионерских организаций к современным детским объединениям, попробуем сказать, что же представляет собой детское объединение сегодня.

     В сентябре 1990 года на X слете пионеров было принято решение преобразовать Всесоюзную Пионерскую организацию имени В.И. Ленина в Союз пионерских организаций (Федерацию детских организаций) – СПО (ФДО). Как можно понять из названия организации, строилась она на федеративной основе как союз самостоятельных областных, краевых, республиканских пионерских организаций, которые сами определяли свои уставные документы, дела, традиции. Девиз СПО (ФДО) СССР – «За родину, добро и справедливость!» – уже сам по себе говорит о целях, которые организация перед собой ставила. По словам З.И. Лаврентьевой, основной целью организации являлся растущий человек, забота о его духовном здоровье, всестороннем развитии, приобщение к общечеловеческим ценностям и социально значимым делам. Социальная инициатива хотя и была наказуема исполнительской обязанностью, поощрялась достаточно активно. Неформальное лидерство, межличностные отношения, эмоциональный климат, творчество не могли существовать без личностных начал. Индивидуальные личностные качества были незаменимым источником социального творчества, которое тоже выступало показателем общественной активности. В пионерской организации сочетание общественного и личностного существовало объективно. СПО (ФДО) продолжает свою деятельность и настоящее время.

     В пионерской организации существует «ТРИ КИТА ПИОНЕРСТВА»:

     1. НЕСТИ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ. Стержневую сущностную идею Пионерства определила еще Н.К. Крупская, которая связывала Пионерство с посильным для ребенка участием в общем труде по улучшению окружающей жизни. Улучшать окружающую жизнь – это значит «делать ее хоть чуть-чуть чище, краше и добрее». Цель же пионерской организации – помочь пионеру познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным гражданином своего Отечества. Действительно улучшать окружающий Мир невозможно без его познания, в процессе которого человек заинтересованный и неуспокоенный просто не может пройти мимо проблем и бед людей близких и далеких, своей страны, всего Человечества, Природы. Сама же созидательная практика стимулирует стремление к дальнейшему открытию мира. А все это в свою очередь формирует настоящую гражданственность, не словесную, а деятельностную. «Забота», «забота о людях», «забота о природе», «забота о малышах» и т.п. – эти слова достаточно точно характеризуют социальную позицию, которую стремится сформировать у своих членов пионерская организация. Нельзя также забывать, что главная идея Пионерии – нести радость людям. Таким образом, пионерская организация имеет черты и социальной, и личностной направленности. Кроме того, следует особо подчеркнуть ее многопрофильность. В этом – один из залогов успеха деятельности организации. Но деятельность еще не все. Для успеха дела необходимо определенным образом организовать отношения внутри ребячьей общности.

     2. КОЛЛЕКТИВИЗМ И ТОВАРИЩЕСТВО. Пионерство пронизано духом настоящего коллективизма и истинного товарищества. Не правы те, кто считает, будто коллективизм способствует нивелированию личности и препятствует формированию ярких индивидуальностей. Одним из главных правил внутреколлективных отношений во многих настоящих пионерских объединениях было макаренковское правило: чем больше уважения и доверия человеку, тем больше требовательности к нему. Товарищество также являлось основой пионерских отношений.

     3. САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА. Самодеятельность рассматривается одновременно с нескольких позиций: во-первых, как принцип деятельности организации, который вытекает из ее природы и сущности как организации общественной и находит свое выражение в добровольности членства и свободе выхода их, ее рядов, праве выбора членами организации пионерского коллектива, в системе пионерского самоуправления и характере взаимоотношений взрослых и детей; во-вторых, как особое качество деятельности детей по внутреннему побуждению.

     Отказавшись от диктатуры взрослых в организации, от единообразия взглядов и мнений, от обсуждения товарищей в разных формах, новые пионерские организации взяли из опыта советской пионерской организации творчество и инициативу, заботу старших о младших, милосердие и заботу об окружающих, коллективную творческую деятельность.

     В современных условиях России число детских и молодежных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Детское общественное объединение – одна из структур в многообразии молодежных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. Детские и юношеские общественные организации можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включенную в воспитательное пространство конкретного социума. Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа, учреждения дополнительного образования – основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребенка, становится серьезной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности. Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации, – важнейшее условие целостного развития личности.

     Разумно организованный досуг детей – эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных; мир игры, фантазии, свободы творчества, мир настоящего детства – самого ценного в жизни растущего человека. Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям. Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамическое явление. Его формы, структуры разнообразны. Доминируют 2 функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребенка и его социализация.

     В деятельности Новосибирской городской молодежной детской общественной организации «Созвездие Лидер» суть отношений определена понятием «социальное взаимодействие». Ребята здесь учатся находить контакты с разными категориями сверстников, в том числе с детьми, имеющими ограничения по здоровью, с воспитанниками детских домов, детьми из семей беженцев и переселенцев. Поэтому ведущим способом самоорганизации они считают социальное проектирование, т.е. деятельность, направленную на изменение отношения к своему городу и людям, живущим в нем. Известно, что социальное проектирование предполагает умение самостоятельно увидеть общественную проблему и найти нетрадиционный путь ее решения. Судьба любит первых за то, что они любят свою неугомонную, активную и жизнеутверждающую судьбу!

     О.П. Еременко, председатель городской общественной организации «Созвездие Лидер», считает, что в организации воспитанию юных лидеров всегда уделялось большое внимание. «Лидер-организатор должен быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием», – говорит А.Н. Лутошкин в своей книге «Как вести за собой». Вся работа с юными лидерами была направлена на воспитание лидеров-организаторов. В последнее время в литературе для юных лидеров разговор идет об умениях и навыках, а вопрос о характере лидерства в детских общественных организациях не затрагивается. Деятельность школ «Лидер» сегодня направлена на формирование умений и навыков лидеров-организаторов (коммуникативные, лидерские технологии, игротехники и пр.). Главное – освоить алгоритм проведения программ, знать несколько песен и игр, уметь работать с бумагой… и ты готов идти впереди и указывать дорогу другим. Почему же А. Кузнецова, участник 1 областного сбора лидеров школьного самоуправления Новосибирской области, свое стихотворение начинает со слов: «лидировать сложно и просто»?

     Современные подростки оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности, психологически закономерно присущая подросткам, не находит своей позитивной организации. Психологическая готовность действовать в социально значимом пространстве остается невостребованной. Так, тестирование 500 подростков Новосибирска, принимающих участие в программах общественных организаций, показало, что 9% обладает высокой степенью социального интереса (диаграмму о социальном интересе нашей школы, смотрите в приложении 1). Мы можем сказать о том, что они способны к сотрудничеству, взаимопониманию, способны ценить жизнь и принимать точку зрения другого, способны к помощи, эмпатии, компромиссам, даже за счет личных интересов. 35% имеет низкую степень социального интереса. Они не ориентированы на других людей. Опорой в реализации социально-значимых проектов в детских общественных организациях могут стать 56% подростков с устойчивой степенью социального интереса.

     Следовательно, можно сказать, что время диктует становление такой детской организации, в которой предметом деятельности становятся социальные отношения. И в такой организации воспитывают лидеров-взаимодействия.

     Что отличает лидера взаимодействия от лидеров других типов? Потребность проявлять себя никогда не доставляла вреда другому. Умение увидеть, кому нужна помощь, и вовремя протянуть ему руку дружбы. Организаторские способности, позволяющие действовать каждому, проявлять свои знания, умения и навыки. Вера в потенциальные возможности каждого, его «изюминку», особенность, отличающую его от других. В лидере должны сформироваться такие устойчивые качества, как коммуникабельность, сопереживание, ответственность, инициативность, сочувствие, самоуважение. А главное – необходимо научить подростков вглядываться в человека, раскрывать его способности, создавать условия для действий других, чтобы за ними чаще оставалось право выбора алгоритма действий.

     Чтобы создать детское объединение нужно руководствоваться пятью принципами. Первый – добровольность. Только на этой основе возможно объединение детей, подростков и взрослого или взрослых. Затем – равноправие. Все члены объединения имеют равные права независимо от того, какую должность в общественном объединении они занимают. Далее – самоуправление. Деятельностью объединения руководят выборные органы самоуправления. Однако самоуправление никак не должно переходить в самоуправство. Потому существует еще принцип законности, т.е. соответствия деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству. Наконец, гласность, или открытость, публичность деятельности того или иного объединения при безусловном учете предложений всех тех, кто в этом объединении состоит.

     На базе нашей школы создано детское общественное объединение «Содружество», которое входит в состав городской молодежной детской организации «Созвездие Лидер». Целью создания объединения является содействие формированию социально активной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и общественно-значимую деятельность.

     Для достижения поставленной цели объединение осуществляет решение следующих задач:
     – развитие общественной активности учащихся;
     – создание условий для самореализации личности;
     – развитие социальной и личной ответственности.

     Основными направлениями деятельности детского общественного объединения «Содружество» являются социальное проектирование, социальная инициатива и социальное взаимодействие. В течение трех лет были разработаны и реализованы социальные проекты «Город в цветах», «Зеленая планета». Мы принимали участие в работе городского игроавтобуса. Члены ДО «Содружество» являются активными участниками городских акций и мероприятий, проводимых общественной организацией «Созвездие Лидер». С первых дней образования нашей организации были разработаны и утверждены Заповеди содружества:
     – никогда не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе;
     – ищи свою цель в жизни, добивайся ее исключительно благодаря уму, знаниям, способностям;
     – чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай;
     – уважай себя, тогда тебя будут уважать другие.

     К этим заповедям прислушиваются не только лидеры, но и все ученики. Общечеловеческие нормы должны выполнять все.

     В Новосибирске сложилась уникальная ситуация диалога власти с юношеством. Уже несколько лет действует молодежный парламент. Существует даже «Этический кодекс члена Молодежного Парламента Новосибирской Области», который гласит:

     1. Члены Молодежного Парламента Новосибирской области, получив свои полномочия от молодежи Новосибирска и Новосибирской области, считают своим нравственным долгом оправдать оказанное им доверие и добровольно принимают на себя обязательства добросовестно выполнять возложенные на них обязанности, беззаветно служить интересам жителей нашей области, беспристрастно и объективно решать проблемы в сфере молодежной и социальной политики.

     2. Члены Молодежного Парламента в своей деятельности руководствуются принципами общественного служения и социальной ответственности. Это означает выполнение ряда этических норм:
     – объективность, беспристрастность. При рассмотрении любого вопроса интересы дела и общественное благо стоят выше личных и иных прочих приоритетов.
     – социальная справедливость. Она понимается как создание равных условий для самореализации интересов всех социальных слоев молодежи – трудящейся, школьников, студентов, а также представителей молодежных общественных объединений.
     – профессионализм. Нельзя ссылаться на недостаточную квалификацию как обоснование низкого качества принимаемых решений и их реализации. В рамках деятельности Молодежного Парламента подготовлены образовательные материалы для членов молодежных парламентов, позволяющие организовывать и проводить квалифицированную работу. Нельзя ссылаться на срочность принимаемых решений в ущерб их качеству – деятельность районных Парламентов и в целом Молодежного Парламента Новосибирской области осуществляется на основе принятого сессией областного Молодежного Парламента плана работ на полугодие.
     – доступность. Члены Молодежного Парламента организуют каналы обратной связи со своими избирателями и принимают к сведению оценку своей деятельности со стороны местного сообщества. Члены Молодежного Парламента не должны создавать препятствия гражданам в посещении сессий Молодежного Парламента или участии в обсуждении проблем, представленных на сессии.
     – прозрачность, гласность проводимой работы. Члены Молодежного Парламента обеспечивают механизмы прозрачности в отношении результатов своей деятельности, а также обеспечивают возможности получения гражданами любой информации о Молодежном Парламенте, в том числе СМИ.
     – неучастие в политических кампаниях. Члены Молодежного Парламента не имеют права высказываться от лица Молодежного Парламента в поддержку кандидата, баллотирующегося на выборную должность в органы власти. Члены Молодежного Парламента не могут участвовать в избирательных компаниях в органы власти в том или ином качестве.
     – общественный интерес ставится выше личного. В случае возникновения конфликтных ситуаций в сфере молодежной политики между ее субъектами, создается Этическая Комиссия в составе председателя Молодежного Парламента Новосибирской области, председателей комитетов Молодежного Парламента Новосибирской области, специалистов комитетов по делам молодежи, а также членов общественного Совета по молодежной политике при администрации области.

     По словам З.И. Лаврентьевой, молодежный парламент занимает твердую позицию по защите прав людей, вступающих во взрослый мир в наше непростое время, на полноценное участие в общественной жизни. Они создают экспертные советы при обсуждении ключевых вопросов жизни города на заседании органов местного самоуправления, предлагают целевые молодежные программы, регулярно организовывают парламентские дебаты, в том числе и на местном телевидении. Их хорошо знают, к ним прислушиваются и идут за помощью. И это не удивительно: молодежное общественное самоуправление объединяет неравнодушных к судьбе родного города и к своей судьбе, связанной со столицей Сибири. Они особым юношеским, устремленным в будущее взглядом видят проблемы и начинают действовать первыми. У активистов формируется не только организаторские навыки, но и развивается ответственность, толерантность, повышается социальный интерес.

     Работая над данной темой, я задавала представителям разных поколений – нашим бабушкам и дедушкам, мамам и папам и, разумеется, своим сверстникам, – один и тот же вопрос: «Какими качествами должен обладать лидер детского движения? Каким должен быть лидер?». На мой взгляд, его качества остаются неизменными. Лидер должен быть не только ответственным, но и активным, не только позитивным, но и справедливым, он должен уважать других и быть уважаемым. Наши сверстники выделяют такие качества лидера, как коммуникативность, целеустремленность, креативность, толерантность. В новом тысячелетии лидеры взаимодействия займут достойное место в общественной жизни города и нашей страны.

Литература

     1. Антонио Менегетти. Психология Лидера.
     2. Детское движение. Словарь-справочник, 1998.
     3. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской Организации им. В.И. Ленина. – 1983.
     4. Лебедев Д.И. Штрихи к портрету пионера 90-х годов и его организации. – 1994.
     5. Детское движение в СССР. – 1991.
     6. Шпаргалка для лидера. – Новосибирск, 2004.
     7. Сделай шаг навстречу. – Новосибирск, 2002.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru